Урок по познанию мира «Насекомые и рыбы» (3 класс)


Урок по «Познанию мира» в 3 классе «В», средней школы № 6 города Актау
Учитель начальных классов: Дорошкевич И.А.
Тема урока «Насекомые и рыбы».
Цели: 1. Дать понятие о насекомых и рыбах, среде их обитания, приспособление к среде обитания.
2. Познакомить учащихся с насекомыми, как классом членистоногих животных, с рыбами как классом водных позвоночных животных,
3.Развивать речь, память, внимание. Воспитывать познавательную активность, любовь к животным.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: Частично-поисковые, перцептивные (объяснительно-иллюстративные).
Формы организации работы на уроке: фронтальная, в группе, «снежный ком»
Оборудование: 1) интерактивная доска; 2) презентация «Насекомые и рыбы»; 3) статьи: «чешуекрылые», «круши́нница», «урания мадагаскарская», «жесткокры́лые», «муравьи́», «паукообра́зные» (у каждой группы свое задание); 4) статья «рыбы» (одинаковое у всех), 5) ролики «Бабочки», «Танцующий жук», «аквариумные рыбки», 6) загадки от 4А класса.
Этап урока Содержание урока Формы работы, средства обучения.
Ι. Организационный момент. ΙΙ. Актуализация знаний учащихся. 1) - Какие живые существа вы знаете? (Это животные и растения)
-Назовите признаки тел живой природы. (Рождаются, растут, размножаются, питаются, дышат и умирают.)
- Как называется наука, которая занимается изучением животных? (зоология)
2) –Назовите группы – классы животных. (насекомые, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, земноводные, млекопитающие) Например.
-Какие ещё классы вы знаете? (моллюски, пауки, …)-Как по-другому называют земноводных, пресмыкающихся? (амфибии, рептилии)
-Чем позвоночные животные отличаются от беспозвоночных?
-Кто относится к позвоночным животным?
-Чем могут питаться животные? Какие группы по цепочке питания вы знаете? Приведите примеры каждой группы. Диалоговая беседа
ΙΙΙ. Введение темы урока, постановка учебной задачи.
Объяснение нового материала. 1)- Тема нашего урока – «Насекомые и рыбы».
- Сегодня мы попробуем стать настоящими исследователями и попытаемся рассказать о двух группах: насекомых и рыбах, выделить отличительные особенности этих групп.
- Итак, главная задача нашего урока – познакомить с группами животных насекомых и рыбах и определить отличительные особенности этих групп.
-Назовите отличительные признаки насекомых и рыб.
2) Работа в группах.
-Каждая группа получает свое задание. Надо ознакомиться со статьей, цветными ручками подчеркнуть ответы на вопросы к статье, потом надо рассказать остальным.
Чешуекры́лые, или ба́бочки, мотыльки́, мо́ли - наиболее характерная особенность представителей которого — наличие густого покрова хитиновых чешуек на передних и задних крыльях. Для большинства видов характерен специализированный сосущий ротовой аппарат с хоботком, образованным удлинёнными лопастями нижней челюсти. Форма и размах крыльев весьма разнообразны: от 2 мм до 28 см.
В настоящее время являются одним из наиболее богатых видами отрядов насекомых — в отряде насчитывается более 157 000 видов. Представители отряда распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды.
Раздел энтомологии, изучающий чешуекрылых, называется  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F" \o "Лепидоптерология" лепидоптерологией.
Как у всех насекомых, тело бабочек делится на три главных отдела: голову, грудь и брюшко. Снаружи оно защищено твёрдым хитиновым покровом, образующим наружный скелет.
-Как называется животное?
-К какой группе относится? Почему?
Кто относится к отряду бабочек?
-Размер? Форма и размах крыльев?
- Окраска?
-Где живет?
-Каких бабочек вы знаете?
Круши́нница, или лимо́нница, или лимонница обыкновенная — дневная бабочка из семейства белянок.
Длина переднего крыла 26—31 мм. На юге ареала до 33 мм.  Размах крыльев до 52—60 мм. Окраска самцов ярко-жёлтая, самок — зеленовато-белая; посредине каждого крыла имеется красно-оранжевая точка. Каждое крыло имеет по острому углу. Брюшко и грудь тёмные, чёрно-серые, густо опушены длинными белыми волосками.
Встречается в редкослойных лесах, в том числе и хвойных, на лесных просеках, заливных лугах, в парках и садах. Встречается редко. В горах поднимается на высоту до 2000 метров над уровнем моря.
-Как называется животное?
-К какой группе относится? Почему?
-Размер? Размах крыльев?
- Окраска?
-Где живет?
-Каких бабочек вы знаете?
Урания мадагаскарская считается одной из самых красивых бабочек в мире. Окраска бабочки очень яркая, обладает удивительным сходством с бабочками-парусниками, которое, в частности, проявляется в яркой окраске крыльев и в наличии на внешнем крае задних крыльев длинных выростов — «шпор» — которые могут сильно изнашиваться в течение жизни
Размах крыльев бабочки 70—90 мм, изредка — до 110 мм. Самки крупнее самцов.
Основной фон крыльев окрашен в чёрный цвет и покрыт чешуйками, которые создают на его поверхности радужный рисунок из красных, жёлтых, голубых и зелёных тонов. По краю крыла чешуйки образуют белую бахрому, более широкую на нижней паре крыльев. Окраска может существенно отличаться у различных особей.
-Как называется животное?
-К какой группе относится? Почему?
- Размах крыльев?
- Окраска?
-Каких бабочек вы знаете?
Жесткокры́лые, или жуки́ — отряд насекомых, представители которого характеризуются видоизменением передних крыльев в твёрдые, либо кожистые надкрылья, с сохранением перепончатых задних (нижних) крыльев, служащих для полёта и в спокойном состоянии сложенных под надкрыльями. Для представителей отряда характерны грызущий или жующий ротовой аппарат, развитая передняя часть груди. Форма и размеры тела весьма разнообразны: от 0,3—1,0 мм  до 167 мм.
Жуки являются крупнейшей группой среди насекомых и живых существ в целом — в отряде насчитывается более 360 000 видов что составляет 40 % от всех известных видов насекомых.
-Как называется животное?
-К какой группе относится? Почему?
-Размер?
- Каких жуков вы знаете?

Паукообра́зные  — класс членистоногих. Наиболее известные представители: пауки, скорпионы, клещи́.
Наука о паукообразных называется арахнология.
Тело состоит из двух отделов: головогруди и в основном нерасчлененного брюшка, соединённых друг с другом тонким стебельком, к головогруди прикреплены четыре пары. Брюшко в основном имеет овальную форму, реже круглую, угловатую, иногда же имеет очень удлинённую, червовидную форму ;
-Как называется животное?
-К какой группе относится? Почему? Кто относится к паукообразным?
-Как называется наука пауках?
-Из каких отделов состоит тело пауков? Имеет форму?
- Каких паукообразных вы знаете?
Муравьи́  — семейство насекомых из надсемейства муравьиных отряда перепончатокрылых. Являются общественными насекомыми, образующими 3 касты: самки, самцы и рабочие особи. Самки и самцы крылатые, рабочие особи — бескрылые. У муравьёв некоторых подсемейств имеется развитое жало. 
Муравьи живут семьями в гнёздах, которые устраивают в почве, древесине, холмиках, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц. Существуют паразитические виды, которые обитают в гнёздах других муравьёв, муравьи-«рабовладельцы», содержащие в своих гнёздах «рабов» — муравьёв других видов. Ряд видов приспособился к обитанию в жилищах человека. Некоторые виды ценятся за регулирование численности насекомых-вредителей, другие могут считаться вредителями.
Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых, в период кормления личинок — преимущественно насекомыми. Есть также виды, питающиеся семенами (муравьи-жнецы) и культивируемыми грибами (муравьи-листорезы).
-Как называется животное?
-К какой группе относится? Почему? Какие группы существуют у муравьев?
-Что есть у некоторых муравьев?
-Как живут муравьи? В чем?
-Чем питаются?
-Каких муравьёв вы знаете?
3) Сообщения групп
-После этого каждая группа выходит и рассказывает материал. Попутно мы смотрим слайды с фотографиями о насекомых
- Сейчас вы смотрите фотографии животных на слайдах.
После просмотра каждой группы задаются вопросы: Видели ли вы этих животных? Где? Что о них знаете? Где обитают эти животные?
Чешуекры́лые, или ба́бочки, мотыльки́, мо́ли 
Круши́нница, или лимо́нница, или лимонница обыкновенная 
Урания мадагаскарская
Ролик о бабочках
Кто ни будь, видел полет бабочек?
Просмотр роликов. Что вам понравилось? Каких насекомых вы узнали?
Жесткокры́лые, или жуки́ 
Ролик «Танцующий жук»
Жизненный цикл жесткокрылых
Паукообра́зные 
Муравьи́  
Постеры Загадки от 4А класса
4)-Какие виды насекомых вы знаете?

5) Насекомые (обобщение)
известно около 1,5 млн. видов насекомых
они обладают наибольшим разнообразием среди всех остальных животных на Земле; включают бабочек, жуков, мух, муравьёв, пчёл и других
Насекомые – это животные, у которых шесть ног
тело явно разделено на голову, грудь и брюшко;
бывают разного размера;
живут повсеместно;
обладают разнообразной окраской.
Этимология – наука, изучающая насекомых
-Как называется группа животных?
-Какой это класс? Что особенного?
-Чем покрыто тело?
-Размеры насекомых?
-Сколько их на Земле?
-Как называется наука о насекомых
6)Групповая работа.
У вас на партах статья о рабах. Надо прочитать, ответить на вопросы, выбрать самое интересное и рассказать всему классу.
Рыбы — надкласс водных позвоночных животных. Обширная группа челюстноротых, для которых характерно жаберное дыхание. Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев. Рыбы играют важную роль в большинстве водных экосистем как составляющая пищевых цепей. Они имеют большое экономическое значение для человека из-за употребления их в пищу.
Размеры современных рыб варьируют от 7,9 мм до 20 м (китовая акула).
В мире известно, по разным данным, от 25 000 до 31 000 видов рыб.
Изучению рыб посвящён раздел зоологии — ихтиология.
За редкими исключениями, внешние покровы рыб представлены кожей с чешуей (у некоторых рыб чешуя отсутствует).
Плавники
Рыбы имеют конечности - парные и непарные плавники. Непарные- это спинные, хвостовой и подхвостовой. Важнейшим из них является хвостовой. Он служит главным моторным органом- с его помощью рыбы двигаются вперед. Снизу по бокам расположены парные плавники: передние-грудные , задние-брюшные. Грудные более подвижны, они участвуют в поворотах тела в воде, движении вверх, вниз и в стороны. Брюшные и непарные плавники удерживают тело рыбы в нормальном , вертикальном положении.
-К какому надклассу относятся?
-Чем они дышат?
-Какие у них есть конечности-плавники? Какую роль они выполняют?
-Где могу жить рыбы?
-Какого размера могут быть рыбы?
-Как называется наука о рыбах?
7) После этого каждая группа рассказывает интересный фрагмент о рыбах. Попутно мы смотрим слайды с фотографиями о насекомых
- Сейчас вы смотрите фотографии животных на слайдах.
После выступления задаются вопросы: Видели ли вы этих животных? Где? Что о них знаете? Где обитают эти животные?
8) Мы сейчас посмотрим ролик об аквариумных рыбках
Что понравилось? Слайд № 1
Работа в группах.
Презентация работ
Работа по слайдам
Слайд № 2
Слайд №3
Слайд №3
Ролик о бабочках
Слайд №4
Ролик «Танцующий жук»
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Постеры Загадки от 4А класса
Слайд №8
Вывод слайды №9,10
Групповая работа
«Снежный ком»
Слайд № 11,12
Ролик «Аквариумные рыбки»
ΙV. Закрепление изученного материала. -Какой была главная задача нашего урока? (главная задача нашего урока – познакомиться с группами животных насекомых и рыбах и определить отличительные особенности этих групп.).
- Какие группы насекомых вы знаете?
- Назовите их отличительные особенности насекомых, рыб. Что общего? V. Рефлексия. Оценивание. - Оценим работу групп.
- Оцените свою работу на уроке:
Было интересно, считаете, что усвоили новый материал – поднимаем бабочку
Не очень довольны своей работой на уроке, были ошибки в работе …
Недовольны своим результатом, многого не поняли и не усвоили - ….
Рефлексия (карточки-таблички) Выскажите своё мнение о своей работе. Оценивание.
Рефлексия.
VΙ. Домашнее задание. Итог урока. С138-139 пересказ, приготовить загадки про насекомых и рыб.
ГУ «Общеобразовательная средняя школа № 6 с дошкольным мини центром и
гимназическими классами»
Урок по «Познанию мира» в 3 классе «В»
на тему «Насекомые и рыбы».
Учитель начальных классов:
Дорошкевич И.А.
город Актау