Урок Тригонометрические функции, их свойства и графики
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.План урока
преподавателя
–
Мачалиной Натальи Ивановны.
по учебной дисциплине
–
математика.
Дата проведения занятия
:
11
декабря 2014 г.
Группа:
М
–
14
–
12
.
Время, отведенное на занятие:
90
минут
.
Тема урока:
тригонометрические функции
и их графики
.
Тип урока:
изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма обучения:
классно
-
урочная.
Форма деятельности:
фронтальная
и индивидуальная
.
Цель урока:
знакомство с тригонометрическими функциями; формирование знаний и умений в построение графиков
тригонометрических
функций.
Задачи урока:
1. Образовательные:
-
дать определения
тригонометрическим функциям
;
-
рассмотреть основные свойства тригонометрических функций;
-
показать графики тригонометрических функций
.
2. Развивающие:
-
спосо
бствова
ть развитию
умений анализировать, устанавливать связи, причины и следствия;
-
предвидеть возможные ошибки и способы их устранения;
-
способствовать повышению ко
нцентрации внимания, развитию
памяти и речи.
3. Воспитательные:
-
способствовать развитию
интереса к предмету Математика»;
-
способствовать развитию самостоятельности мышления;
-
в целях решения задач эстетического воспитания содействовать в ходе урока опрятному и грамотному построению графиков функций.
Методы обучения:
словесные методы
рассказ, объяснение; наглядные методы демонстрация, ТСО; практические методы.
Оборудование:
компьютер, проектор, раздаточный материал.
Дидактическая
структура
урока
Содержание
Методическая структура урока
Признаки
решения
дидактических
задач
Методы
обучения
Форма
деятельности
Средства
обучения
Организационный
момент
-
приветствие;
-
определение цели и задач
урока.
словесные методы
фронтальная
Обучающиеся
готовы к занятию
Актуализация знаний
Вопросы к группе:
-
какие функции вы уже
знаете?
-
дайте определение функции;
-
что называется областью
определения функции?
-
что называется графиком
функции?
словесные методы
рассказ, объяснение;
наглядные методы
демонстрация, ТСО
фронтальная
компьютер,
проектор
, слайды с
вопросами
Обучающиеся
отве
чают на вопросы
Сообщение нового
материала
Дать определения понятий:
-
функция; область
определения; область
значений; график функции.
-
функция синус, свойства и
график синуса;
-
функция косинус, свойства и
график косинуса;
-
функция тангенс, свойства и
график тангенса;
-
функция котангенс, свойства
и график котангенса.
Показать графики
тригонометрических функций,
проверить правильность
построения графиков
словесные методы
рассказ, объяснение;
наглядные
методы
демонстрация, ТСО;
практические методы.
фронтальная и
индивидуальная
компьютер,
проектор
, слайды с
графиками и
свойствами
тригонометрических
функций
Обучающиеся:
-
воспринимают
материал;
-
строят графики
тригонометрических
функций;
-
сравнивая
графики
с эталоном,
самостоятельно
обнаруживают
отклонения и
корректируют их.
обучающимися.
Закрепление изученного
материала
Вопросы к группе:
-
какие тригонометрические
функции вы сегодня изучили?
-
дайте определение функции
синус?
-
как называется график
синуса?
-
дайте определение функции
косинус?
-
как называется график
косинуса?
-
дайте определение функции
тангенс?
-
как называется график
тангенса?
-
дайте определение функции
котангенс?
-
как называется график
котангенса?
словесные методы
рассказ, объяснение;
наглядные методы
демонстрация, ТСО.
фронтальная
компьютер,
проектор
, слайды с
вопросами
Обучающиеся
отвечают на
поставленные
вопросы.
Подведение итогов
,
рефлексия
Педагог анализирует и
оценивает успешность
выполнения поставленных
задач.
Педагог
просит обучающихся
оценить урок с помощью
карточек трѐх цветов:
красная»
-
отлично»,
зелѐная»
-
хорошо»,
синяя»
-
удовлетворительно».
словесные методы
фронтальная,
индивидуальная
карточки трѐх
цветов
Обучающиеся
оценивают урок
Домашнее задание
Выполнить дома следующие
задания:
-
выучить определения
тригонометрических функций
и их свойства;
-
составить кроссворд по теме
урока;
-
вспомнить правила
преобразования графиков
функций.
словесные методы
рассказ, объяснение;
наглядные методы
демонстра
ция, ТСО.
фронтальная
компьютер,
проектор
, слайды с
заданиями
Обучающиеся
записывают
домашнее задание
План
-
конспект
Тригономе
трические функции и их графики.
1. Функция. Область определения и область значений функции.
Функцией
называется зависимость переменной
y
от переменной
x
,при которой каждому
x
ставится в соответствие
единственное значение
y
.
При этом
x
называется независимой переменной аргументом, а
y
–
зависимой переменной функцией.
Обозначается функция:
y
=
f
(
x
)
.
Обла
стью определения функции
D
(
f
)
называется множество всех значений переменной
x
, при которых данная
функция имеет смысл.
Областью значений функции Е
(
f
)
называется множество, состоящее из всех чисел
f
(
x
)
, таких, что
x
принадлежит
области определения функции
f
.
Графиком функции
f
называют множество всех точек
координатной плоскости, где
,
а
x
пробегает»
всю область определения функции
f
.
Функцию
f
называют чѐтной, если для любого
x
из области определения функции выполняется равенство:
f
(
-
х
f
х
.
Функцию
f
называют нечѐтной, если для любого
x
из области определения функции выполняется равенство:
f
(
-
х
-
f
х
.
2. Функция синус.
Числовая функция, заданная формулой
, называется функцией синус.
Область определения функции синус
–
множество всех действительных чисел, т.е.
D
(
sin
)=
R
.
Областью значений функции синус является отрезок
[
-
1;1]
, т.е.
.
Синус
–
нечѐтная функция, т.е. для любого числа
x
выполняется равенство
sin
(
-
x
) =
-
sin
x
Синус периодическая функция с пределом Т2π, т.е. для любого
x
выполняется равенство
sin
(
x
+2
πn
) =
sin
x
, где
n
–
произвольное целое число.
График синуса называется синусоидой.
2
1
0
x
-
1
-
2
y
3
.
Функция косинус.
Числовая функция, заданная формулой
, называется функцией косинус.
Область определения функции косинус
–
множество всех действительных чисел, т.е.
D
(
cos
) =
R
.
Областью значений функции косинус является отрезок
[
-
1;1
]
, т.е.
.
Косинус чѐтная функция, т.е. для любого
x
выполняется равенство
cos
(
-
x
) =
cos
x
.
Косинус периодическая функция с периодом
T
= 2
π, т.е. для любого
x
выполняется равенство
cos
(
x
+2
πn
)=
cos
x
, где
n
–
произвольное целое число.
График косинуса называется косинусоида.
2
1
0
x
-
1
-
2
4. Функция тангенс.
Числовая функция, заданная формулой
y
=
tg
x
, называется функцией тангенс.
Область определения функции тангенс
–
множество всех чисел
x
, для которых
cos
x
≠ 0
, т.е.
D
(
-
tg
)
=
, где
n
є
Z
.
Область значения тангенса
–
все действительные числа, т.е.
E
(
tg
) =
R
Тангенс является нечѐтной функцией, т.е. для любого
x
выполняется равенство
tg
(
-
x
) =
-
tg
x
.
Тангенс периодическая функция с периодом Т π, т.е. для любого
x
выполняется равенство
tg
(
x
+
πn
) =
tg
x
,
n
є
Z
.
График тангенса называется тангенсоида.
2
1
0
x
-
1
-
2
5. Функция котангенс.
Числовая функция, заданная формулой
y
=
ctgx
, называется функцией котангенс.
Область определения функции котангенс
–
множество всех чисел
x
, для которых
sin
x
≠ 0
, т.е.
D
(
ctg
)
= (
πn
;
π
+
πn
)
,
где
n
є
Z
.
Область значений котангенса
–
все действительные числа, т.е.
R
.
Котангенс является нечѐтной функцией, т.е. для любого
x
выполняется равенство
ctg
(
-
x
) =
-
ctg
x
.
Котангенс периодическая функция с периодом Т
π, т.е. для любого
x
выполняется равенство
ctg
(
x
+
πn
) =
ctg
x
,
где
n
є
Z
.
График котангенса называют котангенсоидой.
2
1
0
x
-
1
-
2