Организация оздоровительных моментов в процессе учебно- воспитательном процессе.
Организация оздоровительных моментов в процессе учебно- воспитательном процессе.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. В результате в клетках коры головного мозга происходит ряд физиологических сдвигов, снижающих их функциональные возможности и работоспособность. Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Кроме того, усиливаются застойные явления крови в ногах, в области таза и живота, изменения в положении позвоночника, плеч, грудной клетки.
В начальной стадии утомления, характеризующихся процессом возбуждения центральной нервной системы, ослабляются внимание, восприятие, запоминание, другие мыслительные процессы, резко меняется поведение учащихся: они отвлекаются от учебной деятельности, невнимательно слушают учителя, разговаривают, вертятся и т.д. Подобное спонтанное переключение детей на другие виды деятельности является охранительной реакцией организма. Такая реакция организма на утомление при непрерывном умственном напряжении сменяется процессом торможения, излишняя подвижность сменяется вялостью: дети потягиваются, зевают, ложатся грудью на парту или, наоборот, откидываются на спинки сидений, "разваливаются"...
Противодействуя перечисленным явлениям, физические упражнения улучшают кровообращение, корректируют осанку, активизируют деятельность учащихся. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираю в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке. В методических пособиях даётся описание комплексов, активизирующих различные группы мышц.
Я, успешно использую их на своих уроках. Провожу физкультминутки по таблице Базарного, снимающие усталость глаз и мимических мышц, упражнения для кистей рук, для группы мышц плечевого пояса, упражнения, снимающие статическое напряжение мышц спины, на улучшение осанки, на восстановление кровообращения в нижних конечностях и т.д. Это сжимания-разжимания пальчиков, потягивания, повороты, наклоны, приседания.
Помимо оздоровительного эффекта, эти упражнения ещё и улучшают настроение учащихся, так как обычно проводятся в занимательной, игровой форме и носят характер минутки психологической разгрузки.
Оздоровительно- гигиенические
Её можно выполнять как стоя, так и сидя. Расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поболтать ножками. На уроках необходимо проводить и зарядку для глаз.
1. Исходное положение, - сидя, откинувшись на спинку парты - вдох. Наклонившись вперед к крышке парты - выдох. Повторить 3-5 раз.
2. Исходное положение, - сидя, откинувшись на спинку парты, прикрыть веки, зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.
3. Исходное положение, - сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
Двигательно – речевые
Этот вид физкультминуток наиболее популярен на уроках. Дети коллективно читают небольшие, веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.
1. «Буратино» - дыхательная зарядка.
2. «Хомячок» - массаж рефлекторных зон.
3. «Лошадка» - упражнение для пальцев рук.
Подражательные
Эти физминутки основываются полностью на фантазии учителя. Читая с детьми азбуку, или рассматривая картинки с машинами, паровозиками, бабочек, или например: любые буквы: буква «Л», Букву «Ф»
Буквой Л расставили ноги
Словно в танце – руки в боки
Наклонимся влево, вправо
Получается на славу
Физкультурно-спортивные
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.
Танцевально-ритмические
Эти физминутки особо любимы детьми, т.к. выполняются под веселую музыку, все движения произвольны. Если добавлять элемент ритмики, тогда движения должны быть более четкими. В отличие от танцевальных, в которых все танцуют произвольно, при этом желающие могут петь.
Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.
Провожу физкультминутки и физпаузы – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Существуют физкультминутки разных видов:
1. Гимнастика до уроков (Дети, стройтесь, Стали мы учениками, Руки кверху поднимаем),
2. Гимнастика для глаз (Ах, как долго мы писали, Бабочка, Руки за спину, головки назад, Упражнение для глаз; игры: «Буратино, Солнышко, Морковка, круг, квадрат» и др.),
3. Дыхательная гимнастика, («Ладошки, Погончики, Кошка, Насос, Обними плечи, Большой маятник, Повороты головы, Маятник головой, Цветочный магазин, Свеча, Проколотый мяч, Звукоподражание»)
4. Развитие мелкой моторики с предметами и без предметов (Игра с пальчиками, Слоненок, Семья)
5. Формирование правильной осанки (У меня спина прямая, Наклоняемся с хлопком, Мы старались, мы учились, Все ребята дружно встали, Для начала мы с тобой)
Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при формировании понятия «однокоренные слова» я предлагаю во время физкультминутки следующее задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «дом». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права – наклон назад». Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме «Елочка, Паучок, Веселые матрешки, У меня спина прямая, Наклоняемся с хлопком, Мы старались, мы учились, Все ребята дружно встали, Для начала мы с тобой» и другие. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.
Также часто применяю игровую технологию. Широко используют в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя, интересна им самооценка и взаимооценка с помощью сигнальных карточек разного цвета, хлопаний в ладоши.
В процессе обучения в начальных классах учащиеся выполняют различные упражнения с мячами, танцевальные и ритмические упражнения под музыку.
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью посвящаю воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, анкетирование среди родителей, выполнение режима дня, правильное питание.