Программа творческого объединения Страна здоровья
МБОУ Гавриловская средняя общеобразовательная школа
Принято на Согласовано Утверждаю:
педсовете зам. директора по ВР директор школы:
протокол №___ __________________ ________________
от_____________ Н.С.Колобова М.А.Сироткина
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБЪЕДИНЕНИЯ
(для младших школьников
6-9лет)
«Страна здоровья»
Составитель программы:
Учитель начальных классов
МБОУ Гавриловская сош
Гореловская В. Н.
Д.Гавриловка
2012г
Содержание
1.Пояснительная записка..1
2.Целеполагание2
3.План реализации.3
4 Календарно-тематическое планирование (1год занятий)...4
5 Календарно-тематическое планирование (2год занятий)...5
6Календарно-тематическое планирование (3год занятий)....6
7.Ожидаемые результаты. Практический выход7.
8.Список литературы.8
Пояснительная записка
В последнее время значительно снизился процент здоровых учеников, поэтому спортивно-оздоровительное направление программы – одно из приоритетных. Только здоровый человек может активно жить, достигать успехов в разнообразной деятельности, отдавая свои силы на созидание и решение задач, связанных с обучением и творчеством. Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать в детстве. Ведь большинство детей считает, что ведёт здоровый образ жизни, тогда как их двигательная активность сведена к минимуму, не соблюдается режим питания.
Есть дети, которым требуется постоянное движение для снятия усталости. Такие ребята с удовольствием бы поиграли на переменах в подвижные игры, но им мешают другие дети, так как не знают правил игры, а учителя заняты в перемену подготовкой к другому уроку. Вот и получается, что самостоятельно дети могут только бегать, шалить, кричать. Значит, отдохнуть на перемене не всегда удаётся. Поэтому разучивание детских игр разного характера будет одной из задач нашей деятельности.
Программа рассчитана на 3 года. По одному часу в неделю.
Занятия строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В зависимости от возраста детей меняется подбор игр и мероприятий 3 блока.
В 1 блоке на первом году занятий дети занимаются вопросами правильного питания, используя рабочие тетради по программе М.Безруких и Т.Филипповой.
На втором году занятий дети учатся исследовать продукты, составлять меню, накрывать на стол, используя тетради «Две недели в лагере здоровья» (автор М.М.Безруких и др.)
На третьем году занятий дети знакомятся с работой над проектами по ЗОЖ, показывают проекты младшим школьникам. А так же оформляют выставки рисунков и плакатов, проводят акции ЗОЖ, помогают учителю в проведении спортивных мероприятий.
Цель:
развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи:
- укреплять здоровье детей, создавая условия для формирования знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- учить общаться, управлять собой, подчиняться правилам, соблюдать нормы поведения во внеурочной деятельности;
- способствовать физическому развитию и самосовершенствованию учащихся;
- развивать творческие и организаторские способности, умения подготовить и провести мероприятия и акции по здоровому образу жизни;
- приобщать ребят к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игре.
План реализации программы
Программа включает в себя следующие разделы:
1.Разговор о правильном питании.
2.Режим дня младших школьников.
3.Подвижные игры для детей.
4.Спортивные занятия.
Каждое занятие состоит из трёх блоков:
1.Разговор о правильном питании.
2. Разминка и ОРУ.
3. Разучивание подвижных игр и проведение соревнований и праздников.
Календарно-тематическое планирование занятий
1 год занятий – 1 класс
Месяц
1 блок
2 блок
3 блок
Сентябрь
1.Если хочешь быть здоров.
2.Самые полезные продукты.
Построение. Строевые упражнения.
Бег. Бег с изменением направления. Ходьба.
ОРУ№1.
Разучивание игр малой подвижности.
Игры на внимание.
Спортивный праздник
«Путешествие в Спортландию».
Октябрь
3.Как правильно есть.
4.Удивительные превращения пирожка
Строевые упражнения. Бег. Ходьба. Перестроения. ОРУ№2.
Разучивание русских народных игр.
Игры наших бабушек и дедушек.
Ноябрь
5.Из чего варят каши.
6.Плох обед, когда хлеба нет.
Бег парами и тройками. ОРУ №3(лёжа).
Лазание по гим.скамейке и стенке.
Спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья»
Разучивание игр народов разных стран
Декабрь
7.Время есть булочки.
8.Пора ужинать
Конкурс плакатов «В здоровом теле здоровый дух!»
Строевые упр.
Разучивание физкульминуток.
Игра «Зов джунглей»
Игры с санками. Игры на снежной горке.
Январь
9 Где найти витамины.
10.На вкус и цвет товарищей нет.
Разминка в парах.
Ведение мяча.
Передача мяча.
Рождественские забавы на свежем воздухе.
«В гостях у Снежной королевы» (строительство снежного городка)
Февраль
11Как утолить жажду.
12Что надо есть , если хочешь стать сильным.
ОРУ№4.(с мячом).
Метание мяча на дальность.
Попадание в цель.
Соревнования «А ну-ка, мальчики!»
Разучивание новых игр.
Март
13. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.
ОРУ№5. (со скакалкой).
Бег со скакалкой.
Челночный бег.
Конкурсная программа «Самая, самая, самая»
Апрель
14Всякому овощу – своё время.
15.Праздник урожая.
Разминка на св.воздухе. Бег. Прыжки в длину.
Соревнования «Самый спортивный класс»
Май
16.Основные правила питания.
Разминка. Повторение ОРУ. Спортивные соревнования.
Майская эстафета
«Ребячья кутерьма»
2год занятий – 2 класс
Месяц
1 блок
2 блок
3 блок
Сентябрь
.Если хочешь быть здоров.
.Самые полезные продукты.
Построение. Строевые упражнения.
Бег. Бег с изменением направления. Ходьба.
ОРУ№1.
Разучивание игр малой подвижности.
Игры на внимание.
Спортивный праздник
«Путешествие в Спортландию».
Октябрь
Из чего состоит наша пища.
Что нужно есть в разное время года.
Строевые упражнения. Бег. Ходьба. Перестроения. ОРУ№2.
Разучивание русских народных игр.
Игры наших бабушек и дедушек.
Ноябрь
Как правильно питаться, если занимаешься спортом.
Бег парами и тройками. ОРУ №3(лёжа).
Лазание по гим.скамейке и стенке.
Спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья»
Разучивание игр народов разных стран
Декабрь
Где и как готовят пищу.
Как правильно накрыть стол.
Строевые упр.
Разучивание физкульминуток.
Игры с санками. Игры на снежной горке.
Январь
Блюда из зерна.
Молоко и молочные продукты.
Разминка в парах.
Ведение мяча.
Передача мяча.
Рождественские забавы на свежем воздухе.
«В гостях у Снежной королевы» (строительство снежного городка)
Февраль
Какую пищу можно найти в лесу.
·4.(с мячом).
Метание мяча на дальность.
Попадание в цель.
Соревнования «А ну-ка, мальчики!»
Разучивание новых игр.
Март
Что и как можно приготовить из рыбы.
Дары моря.
ОРУ№5. (со скакалкой).
Бег со скакалкой.
Челночный бег.
Разучивание подвижных игр «Как на Масленой неделе»
Апрель
«Кулинарное путешествие по России»
Разминка на св.воздухе. Бег. Прыжки в длину.
Соревнования «Самый спортивный класс»
Май
Как правильно вести себя за столом.
Разминка. Повторение ОРУ. Спортивные соревнования.
Майская эстафета
«Ребячья кутерьма»
3год занятий – 3 класс
Месяц
1 блок
2 блок
3 блок
Сентябрь
Что такое проект.
План работы над проектом.
Выбор темы. Идея проекта
Построение. Строевые упражнения.
Бег. Бег с изменением направления. Ходьба.
ОРУ№1.
Разучивание игр малой подвижности.
Игры на внимание.
Спортивный праздник
«Путешествие в Спортландию».
Октябрь
Сбор материала по теме проекта о здоровом образе жизни.
Строевые упражнения. Бег. Ходьба. Перестроения. ОРУ№2.
Разучивание русских народных игр.
Игры наших бабушек и дедушек.
Ноябрь
Исследования и наблюдения по проекту.
Опрос школьников и взрослых.
Бег парами и тройками. ОРУ №3(лёжа).
Лазание по гим.скамейке и стенке.
Спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья»
Разучивание игр народов разных стран
Декабрь
Оформление материалов.
Строевые упр.
Разучивание физкульминуток.
Игры с санками. Игры на снежной горке.
Январь
Защита проектов.
Разминка в парах.
Ведение мяча.
Передача мяча.
Рождественские забавы на свежем воздухе.
«В гостях у Снежной королевы» (строительство снежного городка)
Февраль
Оформление плакатов по ЗОЖ.
ОРУ№4.(с мячом).
Метание мяча на дальность.
Попадание в цель.
Соревнования «А ну-ка, мальчики!»
Разучивание новых игр.
Март
Оформление выставки рисунков по правильному питанию.
ОРУ№5. (со скакалкой).
Бег со скакалкой.
Челночный бег.
Разучивание подвижных игр «Как на Масленой неделе»
Апрель
Подготовка и проведение акции «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»
Разминка на св.воздухе. Бег. Прыжки в длину.
Соревнования «Самый спортивный класс»
Май
Проведение соревнований для учащихся нач. классов.
Разминка. Повторение ОРУ. Спортивные соревнования.
Майская эстафета
«Ребячья кутерьма»
Ожидаемые результаты. Практический выход.
На протяжении всех трёх лет занятий. Дети систематически занимаются общеразвивающими упражнениями, что способствует укреплению и развитию их здоровья. Так как занятия проводятся не только в зале, но и на свежем воздухе, дети будут закаливаться, а значит меньше болеть.
Разучивание игр позволит ребятам в свободное время организовать свой досуг, включая в игру других школьников.
При работе по первому блоку дети смогут организовать наблюдение за героями ( по тетради), обсуждение их действий, дети научатся работать в парах и группах. Такой вид работы предполагает сплотить коллектив, научить детей общаться, высказывать свою точку зрения по вопросам укрепления здоровья.
Программа предполагает, что ребята будут не только сами укреплять своё здоровье, как физическое, так и психическое, но и пропагандировать здоровый образ жизни в среде общения( выставки рисунков, защита плакатов, акции и спортивные мероприятия).
Список литературы
Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/Методическое пособие.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.-80с
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья./Методическое пособие.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
Гладышева О.С. Уроки здоровья и основы безопасности жизни: программа интегрированного учебного курса (Начальная школа) мин-во образования Нижегор. Области, ГОУ ДПО НИРО.-Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010г.
КаленицТ.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.
Шмаков С.А. Ее величество игра. М., 1992.
Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
Анализ работы творческого объединения «Страна здоровья».
Программа кружка «Страна Здоровья» разработана на 3 года для обучающихся 2, 3, 4 классов.
Занятия проходили по 1 часу в неделю во второй половине дня.
Для реализации программы была поставлена цель:
развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Данная цель достигалась в процессе решения таких задач:
- укреплять здоровье детей, создавая условия для формирования знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- учить общаться, управлять собой, подчиняться правилам, соблюдать нормы поведения во внеурочной деятельности;
- способствовать физическому развитию и самосовершенствованию учащихся;
- развивать творческие и организаторские способности, умения подготовить и провести мероприятия и акции по здоровому образу жизни;
- приобщать ребят к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игре.
Каждое занятие состояло из трёх блоков.
В течение первых 15 минут дети беседовали о здоровом образе жизни, о правильном питании. О том. Как сохранить своё здоровье.
В средней части занятия ребята разучивали различные комплексы общеразвивающих упражнений, физкультминуток.
В заключении ребята знакомились с правилами новых игр и играли в них.
Ребята второго класса с удовольствием выполняли игровые упражнения в тетрадях М.Безруких «Разговор о правильном питании».
Ребята 3 класса активно попробовали себя в роли врачей – диетологов, когда сами составляли меню на неделю.
А четвероклассники предоставили рецепты от простуды, используя лекарственные травы.
Дети активно принимали участие в мини – проектах по разучиванию игр. В которые играли их бабушки и дедушки, когда сами были детьми. Многие игры раньше дети совсем не знали, а сейчас с удовольствием в них играют.
Такие формы заданий нравятся ребятам. Дети с удовольствием не только участвовали в различных спортивных соревнованиях. Но и активно изучали литературу, находили нужную информацию и делились полезными советами с остальными детьми.
В процессе этих занятий дети стали более ответственно размышлять об укреплении своего здоровья, заботиться о защите себя и близких от вредных привычек.
Руководитель кружка: _____________/Гореловская В.Н./
15