Конспект внеурочного занятия Я — Гражданин мира
Заседание гражданско –патриотического клуба
ТЕМА: «Я_ГРАЖДАНИН»
Здравствуйте, ребята и уважаемые родители.
Тема патриотизма – тема актуальная для нашей страны всегда. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Как научить свое дитя беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Как воспитать в нем умение быть человеком не на словах, а на деле? Как научить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для него этот мир, и эту страну? Как научить быть достойным их праху, их памяти? Об этом сегодня наш разговор.
Ни для кого не секрет, что эти умения закладываются не только и не столько в школе, сколько в семье. От того, насколько патриотично настроены отец и мать, во многом зависит, каким будет их ребёнок.
Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, что же такое патриотизм и на сколько мы с вами патриоты? Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности. Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
Цель нашего мероприятия- совместное обсуждения путей формирования, развития гражданской позиции.
«Я и Закон»
Игра-расследование. «Кто быстрее, кто точнее»
Мои взаимоотношения с законом.
Тема нашего заседания сегодня «Я -Гражданин».
А кто это гражданин?
«Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа»
Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, который закручивают по желанию посторонних. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
Учитель: - Как вы думаете, какие понятия включает в себя слово “гражданин”?:
Патриотизм
Боль за родную природу
Высокая нравственность
Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Что означает слово «гражданство»?
Это устойчивая связь между человеком и государством.
Вы уже знаете, что быть гражданином, значит пользоваться определенными правами и нести определенные обязанности к своему государству. Эти права и обязанности закрепляются в первую очередь в основном законе страны- Конституции.
Вспомните о правах человека из Конституции или Всеобщей декларации прав человека. Проанализируйте их по степени важности для Вас.
Действительно, Конституция нашей страны наделяет граждан широкими правами и обязанностями. В то же время здравомыслящему человеку понятно, что нельзя воспользоваться правами, если не исполнять определенные обязанности. Какие?
Но есть люди, в том числе и среди молодежи, которые уклоняются от выполнения обязанностей.
А всегда ли мы действовали в соответствии с требованиями закона? Нарушали ли вы правовые нормы, например ПДД? Почему так происходило? Возможно, не знали, что своими действиями нарушаете правило, или на тот момент вам казалось, что для нарушения имеются важные, на ваш взгляд, причины? Может, надеялись, что о правонарушении никто не узнает? Каковы были последствия нарушения этого закона?
Вывод
«Я и Выбор»
Ситуация «На вечеринке»
Знакомый :Маша, водочки с кока-колой выпьешь?
Маша: Мне кажется, что не стоит.
Знакомый: Да ну, брось ты! Будут весело. Да и никто из предков твоих не узнает.
Маша: Ну…
Подумайте и ответьте:
1.Какое решение должна принять Маша?
2.Что произойдет, если она откажется выпить?
3. Как Маша может выйти из данной ситуации?
Вопросы для родителей:
1.Что должны были сделать родители Маши, чтобы она приняла правильное решение?
2. Какие советы вы дадите детям, оказавшихся в таких ситуациях?«Я и великое наследие прошлого»
Ситуация 1.
Классный руководитель предлагает учащимся сходить в музей Великой Отечественной войны, однако учащихся класса это не вызывает никакого энтузиазма. Более того, есть учащиеся, которые не только не хотят идти, но откровенно злобно настроены против посещения музея. Некоторые заявили «Лучше бы мы в Макдональдс сходили».
Ситуация 2
Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители не разрешают им в выходной день куда-то идти.
Ситуация 3
На вопрос учащимся о том, какой персонаж художественной литературы им больше всего нравится, дети отвечают : «Гарри Поттер». Когда учитель просит учащихся привести примеры отечественной, художественной литературы, учащиеся отвечают, что таких персонажей они не знают.
Ситуация 4
Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Разгневанные родители приходят выяснять ситуацию и возмущаются требованием учителя вести себя пристойно во время исполнения государственного гимна.
На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.
- Приведите примеры высокой гражданственности, патриотизма, которые в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.
Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках, о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок).
Обсуждение ролика группы «Мотороллер»
О чем говорится в видеоролике?
Какова главная мысль этого клипа?
Заключение
-Что нам удалось понять?
- Какие есть мнения по поводу заседания? Что вам было особенно интересно?
-Из чего на ваш взгляд складывается гражданская позиция?
Как это соотносится с патриотизмом?
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
2. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
5. Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
6. Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни ( кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них)
7. Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения : «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу!»
8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих
10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости!