Программа профильной трудовой смены «Зеленый патруль» (посвященная 70-летию Победы в ВОВ, Году литературы)


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа
Баевского района Алтайского края»
Программа профильной трудовой смены
«Зеленый патруль»
(посвященная 70-летию Победы в ВОВ, Году литературы)
Программу разработала:
Муравьёва Елена Николаевна учитель начальных классов
с. Нижнечуманка2015 год
Программа утверждена
Решением педагогического совета школы
Протокол №________от «_______» апреля 2015 год
Директор школы:____________________/С.В.Игнатенко/
1.Паспорт программы
Название программы Программа профильной трудовой смены летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
Название профильной смены «Зелёный патруль»
Наименование организации Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа
Баевского района Алтайского края»
Адрес организации 658501 Алтайский край Баевский район с. Нижнечуманка
ул.Заринская-1а
Телефон 23-4-92
Электронный адрес nchumankaschool@mail.ru
Ф.И.О. руководителя организации Игнатенко Светлана Владимировна, директор школы
Разработчик программы Муравьёва Елена Николаевна, учитель начальных классов
Нормативно –правовое обеспечение 1.Конституция РФ;
2.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года.
3.Федеральный закон «Об общих принципах организации» местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131-ФЗ.
4.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ.
5.Федеральный Закон «О санитарно-эпидемилогическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ.
6.Конвенция ООН о правах ребёнка.
7.Устав образовательного учреждения.
8.Положение о профильной смене.
Цель программы Создание условий для активного отдыха учащихся, для разностороннего развития трудовых навыков в совместной деятельности, укреплению здоровья, воспитанию гражданственности и патриотизма, развитию творчества, ответственности у ребенка.
Задачи программы - целенаправленная организация каникулярного времени детей;
- создание условий для самореализации ребят в условиях коллектива, понимание себя как личности, благоприятных взаимоотношений участников игры между собой;
- воспитание экологической культуры, оздоровление и физическое развитие участников смены;
- приобретение гигиенических навыков и формирование здорового образа жизни;
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
-воспитание нравственной и экологической культуры, патриотических чувств;
Принцип программы 1. Принцип гуманизации отношений:
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности:
Результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности:
Учет интересов всех учащихся, поощрение самостоятельности, партнерство, согласие в интересах дела, переход от объективных отношений к субъективным.
4. Принцип дифференциации воспитания:
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности:
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Механизм реализации программы Подготовительный период:
1. Подготовка методических материалов.2. Подготовка материально-технической базы.
Основной период:
- Работа по озеленению школьного двора.- Трудовой десант.- Спортивно-оздоровительный мероприятия по плану.- Досуговые мероприятия.
-КТД.
Заключительный период:
Подведение итогов работы. Рефлексия. Оформление отчетной документации о проделанной работе.
Методическое обеспечение программы В основе реализации программы лежит деятельностный подход.
Основными методами организации деятельности являются:
-Игры( спортивные, познавательные)
-Коллективная творческая деятельность(КТД)
-Выставки.
Основные направления 1.Спортивно – оздоровительное.
2.Досуговая деятельность
3.Трудовая деятельность.
Ожидаемые результаты. Критерии результативности 1.Ооздоровление школьников за период лагерной смены.
2.Профилактику безнадзорности, правонарушений среди учащихся.
3. Самореализацию ребят в общем деле.
4. Всестороннее развитие творческой активности
5.Формирование у детей знаний в разных областях познания.
6. Дальнейший рост эффективности работы летнего лагеря труда и отдыха.
7.Дальнейшее развитие экологической культуры.
8.Приобретение опыта общения в коллективе, выбора осознанного здорового образа жизни, отказа от вредных привычек.
9. Развитие патриотической и гражданской активности, важнейших духовно-нравственных качеств, расширение представлений детей о истории ВОВ.
Сроки реализации Краткосрочная программа (одна лагерная смена: июнь 2015г.)
Программа рассчитана на 5 дней.
Категория участников программы Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития.
Возраст участников программы:14-15 лет
Кадровое обеспечение программы 1.Начальник лагеря.
2.Воспитатель.
3.Учитель физической культуры.
4.Работники КДЦ/библиотека, дом культуры/
5.Методист по спорту.
Материально – технические условия реализации программы 1.Открытая спортивная площадка.
2.Кабинет с мультемидийным оборудованием.
3.Спортивная площадка.
4.Библиотека.
5.Столовая.
Социальное партнерство 1.Сельская библиотека.
2.Сельский Культурно-Досуговый Центр.
3.Спортивный зал.
2. Пояснительная записка
1.Введение.
Приближается пора летних каникул. Какими они придут в школу к новому учебному году, будет зависеть от организации их отдыха. Летний лагерь труда и отдыха в каникулярное время – это возможность дополнительного самовоспитания, реализации творческих возможностей ребенка. Детям необходимо создать условия для здорового интереса в познании окружающего мира, научить самостоятельно мыслить, принимать решения, зарядиться духовной, физической энергией, быть добрыми и благородными. Дети - великие мечтатели и фантазёры. Их привилегия – придумывать и воображать необычное, неправдоподобное. Лагерь научит познать новое, нужное, важное. И тогда ребёнок сумеет раскрыть свою индивидуальность, а подвижная детская натура раскроет желание к самореализации.
Данная программа предлагается для профильной смены, которая отражает интересы, мнения, предложения детей и взрослых.
Необходимо помнить, что профильный трудовой лагерь обеспечивает детей сменой деятельностью, переключением с трудовой деятельности на отдых и досуг.
Возраст участников: 14-15 лет.
Основная задача профильного трудового лагеря – оздоровление и отдых, приучение к труду.
Нисколько не умаляя значимость отдыха, считаем необходимым помнить, что детство не терпит бездеятельности. Ребёнок не в состоянии долгое время ничего не делать, поэтому должно быть обеспечено максимальное разнообразие видов деятельности. Переключение ребёнка с индивидуальных дел к досуговой деятельности, что, обеспечивает полный, познавательный и деятельный отдых.
2.Цель, задачи программы
Цель: Создание условий для активного отдыха учащихся, для разностороннего развития трудовых навыков в совместной деятельности.
Задачи:
- целенаправленная организация каникулярного времени детей;
- создание условий для самореализации ребят в условиях коллектива, понимание себя как личности, благоприятных взаимоотношений участников игры между собой;
- воспитание экологической культуры, оздоровление и физическое развитие участников смены;
- приобретение гигиенических навыков и формирование здорового образа жизни;
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- систематический анализ результативности с целью коррекции в достижении результатов;
- формирование отношений сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимоотношениях с взрослыми.
- создание уважительных и доверительных отношений между самими участниками лагеря и воспитателями.
Методические условия предусматривают: наличие необходимой документации, программы деятельности и плана работы на смену, проведение инструктивно- методической работы.
3.Актуальность программы:
Потребность семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение;
Педагогическая забота, контроль и желание детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством;
Необходимость приучения к труду и использования разнообразных видов деятельности;
Готовность сотрудничества родителей и педагогов в полноценном отдыхе детей в летний период.
4.Механизм распространения информации о проекте и его результатах:
Размещение информации о лагере на сайте школы
5.Механизм оценки результатов:
Показатели эффективности отдельных мероприятий при реализации программы в целом:
- сохранение целевой аудитории в процессе реализации программы;
- работа специалистов в данной области.
6.Методы оценки эффективности:
- анкеты для детей;
- отзывы о проведённом мероприятии;
-ежедневный анализ прошедшего дня.
Содержание программы
Программа трудового лагеря «Зеленый патруль» акцентирует внимание его участников на трудовой деятельности и ведении здорового образа жизни, досуговой деятельности. Программа позволяет включать мероприятия, охватывающие более полно реалии современного мира. Это нашло отражение в подборе творческих конкурсов и дел в календарном плане. Досуговая программа лагеря посвящена 70-летию Победы в ВОВ, Году литературы.
Принцип программы – трудовое воспитание детей, формирование трудовых умений и навыков, вовлечение участников лагеря в досуговую деятельность через проведение КТД по данной тематике.
Функционирование лагеря прививает детям чувство патриотизма, любви и уважения к сформировавшимся традициям. Отношения между педколлективом и детьми строятся на уважении, многообразии форм коллективной деятельности. Ребёнок - яркая индивидуальность. Необходимо уважительно относится к его выбору, самостоятельности решений и поступков.
Организация деятельности всего коллектива лагеря основана на том, чтобы дети полюбили наш лагерь и на следующее лето пришли к нам.
Программа акцентирует внимание его участников на трудовую и досуговую деятельность и включает четыре компонента:
Оздоровительный.
Воспитательный.
Образовательный.
Досуговый.
1.     Трудовая деятельность
Цель: воспитание трудолюбия, формирование практических трудовых умений и навыков у подростков.
Фронт работ:
Благоустройство пришкольного участка: уход за цветами на клумбах (прополка, поливка ) обрезка сухих веток у кустарников, деревьев.
2.     Спортивно – оздоровительное направление
Цель: укрепление здоровья детей.
Формы, средства и методы организации: утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные соревнования, организация питания, обогащенного витаминами.
 
3.     Культурно-досуговая деятельность
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие творческих и коммуникативных способностей.
Формы, средства и методы организации: игры, конкурсы, беседы, экскурсии, просмотр фильмов, занятия по интересам.4. Патриотическое направление
Цель: воспитание в детях патриотизма, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
Формы, средства и методы организации: беседы.
 
Распорядок работы профильной смены

Время Занятие
8.50 Утренний сбор в лагере.
9.00-9.15 Утренняя зарядка.
9.15-9.25 Утренняя линейка. План на день.
9.30-9.50 Завтрак.
9.55-11.30 Трудовой десант.
11.30-12.30 Мероприятия профильной смены.
Игры на свежем воздухе; экскурсии.
12.30-13.00 Обед.
13.00-14.00 КТД. Соревнования. Конкурсы.
14.30 Дети расходятся по домам.
План деятельности трудового лагеря « Зеленый патруль»
с досуговой программой «70-летию Победы в ВОВ, Году литературы»
Дата Название вида работы и мероприятия
1 день 1.Инструктаж по ТБ.
2.Игры на знакомство и сплочение. «Знакомьтесь, это я».
3.Знакомство с фронтом работы трудового лагеря.
4.Трудовой десант: работа на пришкольном участке.
5. Просмотр фильмов о Великой Отечественной войне.
2 день 1.Трудовой десант: работа на пришкольном участке (поливка цветов на клумбе, овощей, рыхление почвы).
2.Конкурс чтецов «Юные герои войны в литературе»
3.Спортивные игры на воздухе
4.Операция «Клумба».Благоустройство территории школы, парка Победы.
3 день 1.Беседа: « Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании».
2. Трудовой десант: работа на пришкольном участке.
3.Экскурсия в сельскую библиотеку. Посещение выставки в поселенческой библиотеке - литературный календарь «2015 Год литературы в России»
4. «Мой весёлый звонкий мяч» Игра с мячом на свежем воздухе.
4 день 1.Трудовой десант: работа на пришкольном участке (поливка, прополка ).
1. Возложение цветов к памятнику. Минутка у обелиска «Их подвиг будет жить в веках»
2.Трудовой десант: уборка территории у памятника погибшим воинам во время ВОВ.
3. Беседа «России верные сыны» (Участники боевых действий нашего района)
4. «Песни военных лет» под караоке.
5 день 1.Подведение итогов смены.
2.Фотовыставка.
3.Рефлексия. Метод «Синквейн»
Законы жизни в профильной смене
Закон добра(не навреди себе, не навреди другому)
Закон «О:О»( не опаздывать)
Закон уважения (к старшим, к сверстникам, к младшим)
Закон вежливости.
Закон поднятой руки.
Закон бережного отношения к окружающей природе.
Закон чистоты (чисто там, где не сорят).
Закон культуры речи (не сквернословить).
Закон территории (не покидать без разрешения).
Ожидаемый результат:
Программа трудового лагеря «Зеленый патруль» предполагает:
- оздоровление школьников за период лагерной смены;
- профилактику безнадзорности, правонарушений среди детей и подростков;
- самореализацию ребят в общем деле;
- всестороннее развитие творческой активности;
- формирование у детей знаний в разных областях познания;
- дальнейший рост эффективности работы летнего лагеря труда и отдыха;
- дальнейшее развитие экологической культуры;
- приобретение опыта общения в коллективе, выбора осознанного здорового образа жизни, отказа от вредных привычек.
Трудовая лаборатория, основанная школьниками.
«Зелёный патруль»

Журналист

Фотокорреспондент.

Трудовой десант
Экскурсовод

Цель работы лаборатории:
Познакомится с культурой страны, историей победы советского народа в ВОВ.
Зафиксировать их в газете «Салют Победе!», в листовках, буклетах.
Повысить уровень знаний учащихся о культуре страны, о истории в ВОВ.
Рефлексия
Метод «Синквейн»
Первая строчка – одно слово существительное.
Вторая строчка – описание в двух словах, именами прилагательными.
Третья строчка – описание действий тремя словами – глаголами.
Четвертая строчка – фраза из четырех слов, выражающее ваше отношение к теме.
Мятая строчка – это слово –синоним, которое передает суть темы.
Например:
Победа в Великой Отечественной войнеДолгожданная, грандиознаяВоевали ,сражались, победилиПодвиг и слава русского народа9 мая
Использованная литература.
1. Солдаты славы не искали. Летопись памяти.2010г.
-Саломатин Роман Сергеевич с.591
-Чекмачев Сергей Егорович с.580.
-Щеблыкин Александр Васильевич с.579.
2. Интернет-ресурсы
3. Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М.: глобус, 2007. – 206с.
12. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа
4.Школьный летний лагерь М, «Вако»,2008
5.Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия/сост. Л.И.Трепетунова и др.- Волгоград:Учитель,2007
6.В.Гришаев «Тропою памяти».Записки краеведа. Барнаул,1987.