Урок окр.мира Берегите воду
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дединовская школа-интернат среднего общего образования»
Открытый урок
по окружающему миру
«Берегите воду»
Подготовила : учитель начальных классов
Посохова Оксана Сергеевна
2016 год
Предмет : окружающий мир
Раздел: Эта удивительная природа
Тема: «Берегите воду»
Класс: 3
Учебно-методическое обеспечение: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 часть.
Время реализации занятия: 45 мин.
Цель: рассмотреть причины загрязнения водоемов.
Задачи: ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить
бережно относиться к воде и экономить воду.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
1)формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей;
2) умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Коммуникативные УУД:
1)развивать умения работать в парах, группах,
2)внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой,
3)умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД:
формулировать тему урока;
искать и выделять необходимую информацию;
адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты;
5)устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;
рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-диспут с элементами просмотрово-поискового чтения.
Формы обучения:
1)индивидуальная работа
2)групповая работа
3)фронтальная работа.
Методы:
1) объяснительно-иллюстративный
2) продуктивный
3) репродуктивный.
Технологии:
1)здоровьесберегающая2)технология игровых методов обучения
3)проблемное обучение
4) информационно - коммуникативные (система контроля и мониторинга качества знаний)
Оборудование:
1) проектор
2) интерактивная доска
3) система контроля и мониторинга качества знаний
4) ноутбук учителя
7)глобусы
8)задания
Пояснительная записка
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный стандарт второго поколения (ФГОС). Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.
Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Это способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они дети учатся мыслить, творчески усваивать знания.
В качестве организационного принципа проблемного урока выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой и индивидуальный метод обучения с элементами обсуждения и игры.
Наряду с этим на уроке использовались элементы таких современных технологий, как система контроля и мониторинга качества знаний документ-камера, ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), иллюстративный материал, что немаловажно для учащихся младших классов.
Система контроля и мониторинга качества знаний – это инструмент для проведения текущего, урочного и итогового контроля знаний и мониторинга образования с системой, преподаватель может представить вопрос всему классу, и все ученики могут отвечать и участвовать в обсуждении. Если преподаватель видит, что большинство ответов неправильны, то он может повторно объяснить соответствующую тему. Если большинство ответов верны, то можно переходить к следующей теме. Система способствует тому, что вопросы преподавателя адресованы всему классу (а не только отличникам) и позволяет получить немедленную индикацию понимания 100% аудитории. Темп обучения задается в соответствии с потребностями большинства учеников. По окончании занятия, система автоматический создаст подробный отчет для преподавателя – полную таблицу результатов с именами и фамилиями всех учеников класса, а также ответов на все вопросы урока. Таким образом, учитель может определить, кому из учеников было трудно усвоить материал на уроке, и оказать дополнительную помощь для отдельных учащихся. С помощью этой функции, преподаватель может проводить интерактивный урок не подготовив заранее презентацию с помощью системы. Более того, всегда можно использовать предпочитаемый вариант подачи материала – на доске, на бумаге, прямо с веб-сайтов. Система проверяет ответы на вопросы, представленные на листе или в файле WORD, за учителя и выдает оценку автоматически. Успешные результаты использования системы, выражаются в характере проводимых занятий, а также в общей атмосфере в классе во время проведения урока с помощью системы. Во всех школах, использующих систему, наблюдается повышенный интерес к интерактивным занятиям со стороны учеников, а также к изучаемым на них предметам.
Документ-камера
• помогает транслировать изображения плоских или объёмных предметов на экран для всеобщего обозрения (цветок, яркая картинка);
• позволяет рассмотреть мелкие детали плоского или объёмного изображения, которые плохо различимы при реальном просмотре;
• облегчает работу с учебником или альбомом с иллюстрациями, когда требуется обращаться по ходу демонстрации к различным частям документа;
• помогает найти определённую информацию, слова или словосочетания, выделить фрагменты текста по определённым признакам;
• позволяет сохранять увеличенные изображения в виде файлов изображений и видеофайлов с целью их последующей демонстрации и изучения обучающимся.
Данная разработка урока включает в себя поэтапный план занятия с учетом временной реализации и урока.
Для мотивации к учебной деятельности урок начинается с проблемного вопроса : « Без чего невозможна жизнь на Земле? Почему?»
Тема урока не объявляется учителем , а обучающиеся определяют сами, послушав сказку. Послушав сказку определяют какая проблема стоит перед человечеством и формулируют тему урока.
На уроке используются различные формы и методы с целью удержания внимания и интереса к изучаемой теме.
Таким образом, творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. А проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний. Благодаря принципу проблемности, реализованном на уроке, ученики открывают знания, а не получают их в готовом виде. План занятия
Этапы занятия Временная реализация
1. Организационный момент (урок начинается со стихотворения для настроя к работе) 1 минута
2.Мотивация к учебной деятельности .Девиз урока. Ответ на проблемный вопрос. 5 минут
3. Актуализация знаний .
1.Проверка домашнего задания
2.Работа со схемой «Круговорот воды в природе». (Демонстрация схемы при помощи документ –камеры) 6 минут
4.Самоопределение к деятельности. Целепологание.
Прослушивание сказки. определение темы и задачи урока. Ответы на вопросы. 8 минут
5.Физкультминутка 2 минуты
6.Работа по теме урока Рассказ учителя. Ответы на вопросы по группам. Работа по карте мира и рисунку реки с источниками загрязнения. Игра: «Собери пословицу». Работа в группах. Решение экологических задач. 15 минут
7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
Беседа. Тест. 7 минут
8. Домашнее задание 1 минута
Ход урока:
1. Организационный момент
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмѐмся,
И друг другу улыбнѐмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придет успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
2.Мотивация к учебной деятельности
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
- Как понимаете эти слова? ( На уроке не только уметь высказывать свое мнение, но и уметь слушать собеседника.)
- Сегодня на уроке вас ждет много нового и интересного
- Сейчас я прочитаю стихотворение, после чего вы должны ответить:
Без чего невозможна жизнь на Земле?
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без….(воды).
-Без чего невозможна жизнь на Земле?
- Почему? (Без воды погибнут растения и животные, вода нужна людям)
3. Актуализация знаний . 1.Проверка домашнего задания. (презентация)
1.-На прошлом уроке мы познакомились с удивительными превращениями
воды, узнали о ее путешествиях. Сейчас проверим, что вы знаете о воде.
Тест (форма работы: индивидуальная)
1) Лед и снег-это вода..А) в твердом состоянии;
Б) в жидком состоянии;
В) в газообразном состоянии.
2) Что происходит с водой при нагревании?
А) при нагревании вода сжимается;
Б) при нагревании вода расширяется;
В) изменений с водой при нагревании не происходит.
3) Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
А) вода впиталась в поверхность пола;
Б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
В) вода с поверхности пола испарилась;
4) Пар- это
А) вода в жидком состоянии
Б) вода в газообразном состоянии.
В) вода в твердом состоянии;
5) За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы ?А) вода, превращаясь в лед, расширяется;
Б) вода, превращаясь в лед, сжимается;
В) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
2.Работа со схемой «Круговорот воды в природе». (Демонстрация схемы при помощи документ –камеры) (форма работы: фронтальная)
Стихотворение «Вы слыхали о воде?» - Вика МордвиноваВы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает.
В дом туманом к нам влезает
Ледником в горах зовётся.
Лентой серебристой вьется.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода,
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без воды нам не прожить!
В озере ее найдете
И в сыром лесном болоте
Путешествует всегда
Наша спутница вода!
4.Самоопределение к деятельности. Целепологание.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете
определить сами, послушав мою сказку.
В одном царстве жило-было Красивое озеро. И много в нем водилось рыбы.
Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой озера, другие – купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случилось так, что каждый, кто приходил в гости к озеру, оставлял там много мусора. Обиделось оно на людей и спрятало всю рыбу под своим обрывистым берегом, а само покрылось густой тиной. Пришли утром люди к озеру и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились они, стали просить у озера прощения, стали ухаживать за ним. Простило людей озеро, выпустило рыбу, очистило свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии.
-Так о чем же мы будем говорить? Какая проблема стоит перед человечеством?
(Воду нужно беречь, не загрязнять)
-Итак, тема урока: «Берегите воду!» (Интерактивная доска)
- Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос:
Почему нужно беречь и охранять ВОДУ? Почему вода находится в опасности?
- Какие задачи мы должны решить на этом уроке? И чему должны научиться?
- Я предлагаю список задач, а вы выберите те, которые относятся к нашей теме.
1) Узнать причины загрязнения водоемов;
2) Научиться объяснять, что такое опыление;
3) Научиться бережно относиться к воде и экономить воду;
Сегодня к нам на урок пришла гостья - Капелька из сказочного Красивого озера, но только почему то она грустная, ребята, как вы думаете, почему?
(ответы детей)
- Поможем Капельке очистить речку от источников загрязнения? Чтобы ей помочь, мы должны ответить на вопросы, которые она принесла.
-Сегодня работаем в группах. А как нужно работать в группах? Назовите правила (форма работы: совместная )- Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.
5.Работа по теме урока
-Очень-очень давно, много миллионов лет назад, еще до появления
динозавров, вся поверхность земли была покрыта водой.
Затем в результате вулканических извержений, некоторые участки суши стали подниматься, а некоторые наоборот опускаться ниже уровня воды.
Современные ученые пришли к выводу, что первая частица жизни зародилась в воде. Значит вода - мать всего живого на земле.
- А вам интересно, какие вопросы приготовила Капелька?
- Тогда приглашаю по одному члену группы, чтобы он выбрал вопрос.
Вопрос 1: Где на планете встречается вода?
(Обсуждение в группах, прослушивание отчетов)
-Покажите, что группа готова…
-Да. Она встречается везде. Если посмотрим на глобус (модель Земли) воды
много в морях и океанах.
Но морская вода соленая, она непригодна для питья, для полива полей, длянужд фабрик и заводов. Человеку нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные ее запасы сосредоточены в полярных льдах. Но запасы пресной воды сокращаются из-за их загрязнения.
-Молодцы, вы сделали первый шаг по очистке воды в реке. (Убирается первый источник загрязненияВопрос 2: Для чего человеку нужна вода? Как вы думаете?
Ответы детей…
У. - А вы знаете, для того чтобы получить одну тонну стали, необходимо
израсходовать 150 тонн воды, а для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн бумаги.
-А кто еще нуждается в воде? (Животные, растения)
Да, ребята,например: Слону в сутки необходимо 90 литров воды.
Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни.
- Мы сделали второй шаг по очистке воды в реке.
- Многие люди посвятили воде песни, стихотворения, пословицы.
На доске:
"Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды. " Василий
Михайлович Песков.
- Вы согласны с его словами?
-А сколько пословиц о воде?
Игра: «Собери пословицу». (Найдите начало и концовку пословицы).
- Не забывайте, что работаем в группах.
Тише воды, не суйся в воду.
Под лежачий камень молодецкая еда
В марте вода, ниже травы
Хлеб да вода — в апреле трава . Не зная броду, вода не течет.
(Ответы)
Тише воды, ниже травы.
Под лежачий камень вода не течет.
В марте вода, в апреле трава.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Не зная броду, не суйся в воду.
-Капелька благодарит вас за ответы.
- Работаем дальше по очистке реки.
6.Физкультминутка-презентация. Весёлая мультзарядкаВопрос 3: Почему чистой воды становится меньше?
- Покажите, что группа готова.
-А сейчас я предлагаю посмотреть один видеофрагмент.
Видеофрагмент «Загрязнение воды»
-Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает
столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.
- Мы сделали третий шаг по очистке воды в реке. (Убирается третийисточник загрязнения).
Вопрос 4: Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?
Ответы детей…
Ответ: От загрязненной воды гибнут растения и животные в реках, озерах,
морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек.
-Ребята, можно ли пить воду из реки, озера, пруда?
(В ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии)
А знаете, что …
- более 5млн. людей ежегодно умирают от болезней, вызванных употреблением плохой воды;
-2,5 млрд. живут в условиях антисанитарии.
- Мы сделали четвертый шаг по очистке воды в реке. (Убирается четвертыйисточник загрязнения).
- Капелька благодарит вас за ответы.
Работа в группах. Решение экологических задач
1 группа. За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет
воды за половину суток?
2 группа. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько
литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?
- Продолжаем работу по очистке реки
Вопрос 5: Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды вводоемах?
- Покажите, что группа готова.
У.- Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод.
Загрязненную воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду.
- А что вы могли бы сделать для сохранения чистоты воды в вашем водоеме?
- Мы сделали пятый шаг по очистке воды в реке. (Убирается пятый источникзагрязнения).
Вопрос 6: Что значит «экономно расходовать воду»?
Чтение стихотворения Б. Заходера «Течет река…»
Течет река…Течет река…
Поит поля и города,
Несет и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому, попробуй, передать!
Приятней плыть в живой волне
Ребятам или ребятне?
Вся живность счастлива вполне!
Нет, нет, никто не утонул,
На мель садится пароход
Средь бела дня, какой скандал!
Наверно, лоцман маху дал!
Да нет, далеко до буйка,
Тут глубока была река.
Была. Вот именно – была
Была, да видимо, сплыла.
Ах, реку мы не узнаем…
Река становится ручьем!
Уже и лодки на мели…
Пловцы вдруг посуху пошли.
А рыбы? В горе и тоске
Бедняжки бьются на песке.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: какой пустяк.
Пустяк. Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Попала целая река!
- Ребята, о чем это стихотворение? А как мы должны поступать?
- Мы сделали шестой шаг по очистке воды в реке. (Убирается шестойисточник загрязнения).
-На все вопросы ответили. Капелька благодарит нас. Пожелаем Капельке
быть всегда радостной.
7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
1.Беседа.
– Наш урок подходит к концу.
-Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили?
2.Вопросы:
1. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?
( воду)
2.Какая вода нужна людям?
( чистая)
4.Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?
( фильтры)
-Почему мы говорим, что вода находится в опасности? (Люди загрязняют воду,ее становится меньше)
- Чем опасно загрязнение воды? (От загрязнения воды страдает всѐ живое.)
- Какой сделаем вывод? (Воду нужно беречь)
У.- А беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы.
Чтение стихотворения уч-ся: Тимонин А., Демина Ан.
Берегите воду
Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.Кристально чиста или очень грязна.В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.Для них лишь в болоте покой и уют.Для нас же вода должна чистою быть,Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна водаКоторая в виде замерзшего льда.Она охлаждает, морозит, бодрит.И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.От трат неразумных ее все стеречь.Иначе закончится может вода,И жизнь на планете затихнет тогда.
8. Подведение итогов урока.
Д/з. (Интерактивная доска) с.57-60, пересказ, с.61,вопросы, задания.
1 группа. За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет воды за половину суток?
2 группа. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?