РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6 КЛАСС ФГОС НА ТЕМУ: «ГРАЖДАНИН МИРА»
-44196070485КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49
СТАНИЦЫ СМОЛЕНСКОЙ
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
6 КЛАСС ФГОС
НА ТЕМУ:
«ГРАЖДАНИН МИРА»
Урок разработала:
учитель истории обществознания
МБОУ СОШ№49
Лисицина Алла Анатольевна
Задачи урока:
раскрыть понятия «гражданин мира (космополит)», «ностальгия»;
разъяснить на примерах жизни известных деятелей культуры и искусства особенность жизни гражданина мира
подвести учащихся к пониманию того что многие люди, даже найдя работу, дом, новых друзей в другом государстве, зачастую испытывают тоску по Родине — ностальгию.
Ход урока
организационный момент
проверка домашнего задания
План изучения темы
Гражданин мира.
Ностальгия.
Материалы и оборудование
§ 13 учебника, слайды с изображением известных людей — граждан мира мультимедийное оборудование.
Место темы в учебном курсе и планируемые результаты обученияТема «Гражданин мира» изучается в разделе «Гражданин и закон», является второй темой блока. Изучение темы строится с акцентом на внутри- курсовых связях (учебник, с. 57—63). Учащиеся получают возможность расширить свои знания гражданине, возможности наличия двойного гражданства. Материал о космополитизме является принципиально новым для учащихся, поэтому при его изучении в 6 классе закладываются базовые знания.
Изучению темы также способствуют межпредметные связи с литературой (на примере жизни и деятельности Ивана Сергеевича Тургенева). Изучая тему «Гражданин мира», учащиеся могут привлекать свои знания о людях, живущих и работающих в разных странах (футболистах, артистах, писателях), оценивать свои собственные ощущения вдали от Родины.
Предметные результаты:
объяснить смысл понятия «космополит», кто такой гражданин мира;
сравнивать и характеризовать понятия «гражданин мира» и «гражданин»;
рассказывать, что такое ностальгия, в чем она проявляется.
Метанредметные результаты:
приводить конкретные примеры людей, кого считали гражданами мира;
иллюстрировать проявления ностальгии конкретными примерами из жизни, литературы, кинофильмов;
рассказывать о ситуациях, когда вы сами испытывали тоску по Родине, своему дому.
Организация изучения темыВопрос для обсуждения: как вы думаете, наличие гражданства привязывает человека к стране?
В процессе беседы отмечается, что гражданство обеспечивает человека правами, налагает на него обязанности по отношению к своему отечеству, но в то же время в современном мире практически ни одна страна не чинит своим гражданам препятствий в поездках за границу с целью путешествий, обучения, работы и даже постоянного проживания.
Учитель поясняет, что человек, родившийся в одной стране, обучавшийся в другой, а в дальнейшем уехавший на постоянное жительство в третью, может считаться космополитом — гражданином мира. Это вовсе не означает, что каждая страна, в которой проживает определенное время человек, предоставляет человеку гражданство.
В качестве конкретных примеров для иллюстрации понятия «космополит» учитель рассказывает о жизни известных людей
Обсуждение понятия «ностальгия».
Вопросы для обсуждения: 1) Вы наверняка ездили за границу, может быть, на долгое время. Испытывали вы чувство тоски по дому? 2) Скучали ли по родным местам?
Учитель поясняет, что чувство тоски по дому называется ностальгией. Целесообразно рассказать об известных русских людях, живших вдали от Родины и испытывавших ностальгию, таких как И. Тургенев, А. Деникин, v ч
Далее организуется самостоятельная письменная работа (рубрика «Исследуем прочитанное»). Учащиеся зачитывают высказывание и анализируют его в соответствии с поставленными вопросами. После выполнения задания проводится фронтальное обсуждение. Учащиеся с помощью учителя делают вывод: человек, покинувший Родину и быстро забывший о ней, сможет также быстро забыть и другую страну, в которой жил какое-то время. Он не испытывает привязанности, не имеет дома в широком смысле этого слова, поэтому, с одной стороны, он везде как дома, а с другой стороны — везде чужой. Но при этом в современном мире каждый человек сам выбирает, где ему жить, учиться, работать — это его право.
Далее работа в тетрадях на печатной основе: стр.40-42 № 1-2
Домашнее задание
§ 13, рубрика «Вопросы и задания к параграфу»; дополнительное задание: рубрика «Размышляем над пройденным ».