Технологическая карта урока по окружающему миру на тему Охрана животных (3 класс, УМК Школа России)


Бикташева З.Ф.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №9, г. Бирск
ТЕМА: ОХРАНА ЖИВОТНЫХ «Школа России» 3 класс
Педагогические
цели Способствовать формированию представлений о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных; создать условия для ознакомления учащихся с представителями животных Красной книги.
Тип урока комбинированный
Планируемые
результаты
(предметные) Изучают факторы отрицательного воздействия человека на Мир животных. Знакомятся с исчезающими и редкими животными, мерами по охране животного мира. Знание экологических правил.
Наблюдение в природе причин исчезновения животных.
Личностные
результаты Проявляют личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, бережное отношение к природе.
Универсальные учебные действия (метапредметные) Познавательные: активно используют речевые средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; выполняют задания с целью поиска ответа на вопрос; учатся понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и проявлять способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
Регулятивные: учатся принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия.
Коммуникативные: учатся слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Основное содержание темы, понятия и термины Красная книга, исчезающие и редкие животные, охрана животного мира
Образовательные
ресурсы Учебник, рабочая тетрадь.
Презентация
Сценарий урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.
Организация начала
урока. Встало солнышко давно, Нас оно торопит в класс.
Заглянуло к нам в окно. Урок окружающего мира у нас.
- Представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно отправьте солнечные лучики маме, папе, близким людям, всем растениям и животным. Пожелайте им любви и добра.
Устные ответы,
организация рабочего места
II.
Повторение
изученного
материала. На предыдущих уроках вы изучали темы о животных. Для проверки ваших знаний о животных, я предлагаю выполнить задания: Групповая работа: - Кто и как развивается?
Яйцо - ... - взрослая птица.
Икринка - ... - взрослая лягушка.
... - малёк - взрослая рыба.
Яйцо - личинка - ... - бабочка.
На какие группы можно разделить всех животных?(1)
Какие животные откладывают яйца?(2)
Кто мечет икру? (3)
Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей?
Вывод: Молодцы, всё знаете. 1.Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся
Птицы, пресмыкающиеся, насекомые
Земноводные, рыбы.
Группа работает со схемами у доски
III.
Сообщение темы и целей урока. Переместимся в сказочный лес, наполненный звуками природы. Звучит аудиозапись «Звуки леса».
Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы! Ими бы только восхищаться, удивляться выдумкам природы. А теперь прослушайте стихотворение. Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке.
Учитель читает стихотворение:
Звери, рыбы, пауки и птицы Если будут уничтожены они,
Не всегда умеют защититься. На планете мы останемся одни.
Кто догадался, о чем мы будем говорить?
Какую цель поставим перед собой?
Зачем нам эти знания?
На этом уроке вы вспомните, какое значение имеют животные в жизни человека и растений, почему нужно охранять животных, как надо относиться к окружающему миру. (Ответы учащихся.)
Тема нашего урока «Охрана животных».
IV.
Изучение нового материала.
1. Значение животных в жизни человека и растений.
2. Работа в рабочих тетрадях.
С. 51
3.
Физминутка4.
Знакомство
с
животными Красной книги.
Работа по учебнику
(с. 108)
6. Правила
друзей природы
(экологическиеправила). К нам пришло письмо с просьбой о помощи. Прочитаем его. «Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше». Сова.
Кто обратился к нам за помощью? (Учитель демонстрирует рисунок.) Что вы узнали об этой птице из письма?
Какую помощь мы могли бы оказать этой птице?- Ребята давайте позволим Сове остаться у нас на уроке и помогать нам!
- Какое значение имеют животные в жизни человека и в природе?
Пища (молоко, мясо, яйца, мед).
Одежда (шерсть, кожа, замша).
Обувь (кожа, замша, валяная шерсть).
Лекарства (яд змей, пчелиные продукты).
Помощники (собака, лошадь, кошка, верблюд).
Помощь растениям.
Ученик открывает конверт и зачитывает письмо.
Высказывания учащихся.
- Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? Ответить на этот вопрос мы сможем, выполнив задание в Р\т с.51
Причины исчезновения животных:
Вырубка лесов
Уничтожение растений
Загрязнение воды
Охота
Разрушение и загрязнение почв.
Вывод: Почему же исчезают некоторые виды животных?
Устные ответы, записи в тетради, выполненные задания
Руки подняли и помахали,
Это деревья шумят.
В стороны руки и помахали,
Это к нам птицы летят.
Быстро присели, руки сложили,
В норке зверюшки сидят.
Встали и тихо за парты все сели,
Дети учиться хотят.
Выполняют движения синхронно с текстом.
Беседа.
- С начала XVII века на Земле вымерло более 500 видов животных,
в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить
Красную книгу.
- Для чего нужна Красная книга?
- А как вы думаете, почему назвали книгу именно красной, а не желтой, синей?
Красная книга - это сигнал опасности. Это не закон, об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
На составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу - еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему
живому.
-Послушайте сообщения о животных, которые нуждаются вохране, все они занесены в Красную книгу. О других животных вы
можете прочитать в учебнике.
В каждом регионе нашей страны есть своя красная книга.
Вывод:- Большое спасибо! Нашей мудрой Сове очень понравились рассказы ребят, а вам?
Она нас информирует, какиерастения и животные вопасности. Она призывает
изучать природу.
Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных , не губите растения.
Рассказы учащихся о животных
Морская корова, европейская норка, сурок. Беркут, махаон, стерлядь.
Где звери могут найти защиту. Узнаем, прочитав статью в учебнике: с. 108
Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундучки, синицы, галки, лягушки, жабы.
Каких животных удалось спасти? (Бобра, соболя.)
Как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание? (башкирский заповедник Шульган - Таш)
Работают по учебнику
В заповедниках, заказниках, зоопарках, национальных парках.
- Мудрая Сова опасается вас пропускать в лес, она не совсем
уверена, что вы знаете правила поведения в природе. Прочитаем и докажем ей, что мы всё знаем. С. 109. Читают правила.
V.
Релаксация - Сова с радостью приглашает вас в лес, где вы будете настоящими друзьями природы.
Звучит аудиозапись «Звуки леса».
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженке улетело - и расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на травке... На зелёной мягкой травке...
Греет солнышко сейчас, руки тёплые у нас.
Жарче солнышко пригрело - и ногам тепло, и телу.
Дышится легко, вольно, глубоко.
Громче, быстрее, энергичнее.
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.
Крепко пальцы сжать в кулак,
Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться! Видят картину И. И. Шишкина «Дубы. Лес»
VI
Закрепление (работа в парах) Для того чтобы узнать, на сколько хорошо вы усвоили материал, предлагаю вам небольшой тест. Вам нужно ответить на вопросы, выбрав один из ответов. Выбранный ответ нужно выделить.
. Почему нельзя загрязнять воду?
д). Потому что в ней погибают организмы.
б). Потому что будет некрасивый цвет.
2. Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?
г). Да, например комар. Он больно кусает.
р). Нет, в природе нет ничего бесполезного, ненужного.
3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных?
у). Потому что их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть,
е). Потому что потом их потом можно взять домой.
4 . Какие животные и растения занесены в Красную книгу?
г). Которым грозит исчезновение с лица Земли.
п). Красивые
У: - Какое слово у нас получилось? Что значит слово «друг» по отношению к нашей планете?
У: - Человек должен стать настоящим другом всего живого на Земле.
VII. Итог урока. А что мы с вами можем сделать для охраны животных?
Берегите и охраняйте природу! Ведь как ты будешь относиться кприроде, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.
Закончить урок, хочется словами русского писателя М. М. Пришвина в сказке «Моя родина»: «Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину!»
Высказывания учащихся.
VII.
Рефлексия Выскажите свое мнение, опираясь на фразу: «Сегодня на уроке окружающего мира я...».
Домашнее задание: учебник, с. 106-110; подготовить сообщение о животных из Красной книги. Высказывания учащихся.
Литература:

Красная книга Республики Башкортостана, 2001.
Красная книга Российской Федерации, 2000.
Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. М.: «ВАКО», 2012, 320 с. – (В помощь школьному учителю);
 Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября»,  2010. - 256с.: ил.