Сообщение на тему: «Работа с учащимися, имеющими мотивацию к учебно – познавательной деятельности». «Работа с учащимися, имеющими мотивацию к учебно – познавательной деятельности».
Сообщение на тему:
«Работа с учащимися, имеющими мотивацию к учебно – познавательной деятельности».
Учитель истории Данцев В.В.
2013г.
«Ученик на уроке устает не от деятельности, а от ее однообразия» К.Д.Ушинский
Существует ошибочное мнение, что чем больше учитель расскажет на уроке, тем лучше будут знать историю учащиеся. Однако больше чем величина объёма переданных знаний на уроке учителя должен волновать вопрос, как сделать так, чтобы всем учащимся было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. Ведь ученик не сосуд, который до краёв нужно наполнить знаниями и главная проблема обучениянаучить детей способности мыслить, развивать у них потребность учиться посредством установления обратной связи, основанной на интересе к предмету.
Учение для подростка является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Это избирательная возможность, повышенная восприимчивость к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним – важная задача педагога. В самом деле, кто не наблюдал, как эмоционально подросток реагирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция исчезает довольно быстро. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит «внутренний отход от школы». Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.
Поэтому одной из главных задач обучения истории является необходимость заинтересовать детей предметом, вызвать у них интерес к изучению прошлого, другими словами активизировать их познавательную деятельность.
Целью данной работы является изучение особенностей познавательной деятельности учащихся и анализ форм работы, способствующих активизации познавательной деятельности.
В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи :
1. Изучить и охарактеризовать учебную деятельность школьников.
2. Проанализировать формы познавательной деятельности такие, как историческая игра и познавательные задачи.
3. Охарактеризовать использование видеоматериалов и ИКТ в качестве средств активизации познавательной деятельности.
4. Исследовать возможности семинарской работы в курсе преподавания истории.
Объектом данного исследования является процесс преподавания истории в школе.
Предметом исследования является характеристика познавательной деятельности учащихся в связи с использованием тех или иных методов.
Таким образом, работа носит междисциплинарный характер, так как охватывает вопросы педагогики, психологии, истории, методики и прочих дисциплин.
В ходе исследования использовались следующие методы : анализ, синтез, обобщение и конкретизация выводов, сравнение.
Гипотезой работы выдвигается идея качественного изменения усвоения учебного материала в связи с использованием методов активизации познавательной деятельности школьников, при этом игра формирует познавательный интерес к предмету история; семинарские занятия способствуют углублению знаний по истории; видеоматериалы и ИКТ воспроизводят образное представление учащихся.
Роль познавательного процесса.
Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка – познавательная потребность. При ее удовлетворении у него формируется устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам. Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи.
Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростков очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего, их значение для развития личности. Связано с усиленным ростом самосознания современного подростка. Многие учебные предметы нравятся подростку потому, что они отвечают его потребностям всесторонне развитого человека. Надо поддерживать убеждения подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их активное отношение к учению.
На интересном уроке учащиеся сидят не шелохнувшись, они обычно игнорируют даже помехи - не отвлекаются; при отсутствии же интереса отвлечения постоянны. Сосредоточенность может достигаться и при отсутствии интереса - усилием воли, если это нужно; при интересе не нужно усилие воли, чтобы отвлечься от интересующего вопроса.
Желание как можно дольше заниматься данным предметом, нежелание прекратить занятие, урок также очень показателен для интереса. С разочарованием учащиеся встречают звонок, прерывающий интересный урок.
При восприятии заинтересовавшего материала ученик как бы соучаствует в ходе его изложения, сопереживает ход рассуждений учителя и нередко даёт об этом знать: нет – нет, да и вставит вопрос или как-то еще выразит своё отношение.
Важнейший критерий возникшего познавательного интереса - появление вопросов в процессе учебной деятельности. Не обязательно такие вопросы задаются вслух. В разных возрастах и на разных уровнях развития этот признак проявляется по-разному. Любознательный дошкольник, младший школьник засыпает вопросами родных и учителей. Подросток чаще всего задаёт вопросы книге и в ней ищет интересующие его ответы. Взрослый задаёт вопросы самому себе, ставит перед собой научную проблему и выясняет её экспериментально или теоретически.
Возникновение вопросов мы считаем существенным признаком не только появления познавательного интереса. Вопросы, задаваемые по собственной инициативе ученика, дают возможность судить и о содержании его интересов.
Ученики средних и старших классов проявляют стремление к тому, чтобы обобщать, делать выводы. Их радует то, что их мышление развивается, укрепляется самостоятельность. Важно, чтобы учитель содействовал пониманию школьниками их собственного роста и тактично поддерживал их на этом пути. При таком отношении окружающих (не только учителя, но и родителей) уважение школьников к учению и знанию будет расти с каждым годом.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Мало достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остаётся в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Другие школьники, другие программы, другая история...
Существует много методов достижения цели. Одна из самых простых возможностей с первых минут урока заинтересовать учеников кроется в формулировке темы. О потенциале продуманного заглавия точно говорят следующие строки:
Заголовококошко для взгляда вперёд,
Посмотри и подумай, что тебя ждёт.
Заголовокэто не просто слова:
Эти словавсему голова.
Чаще всего используются наукообразные и неинтересные заголовки. Они содержат в себе готовые оценки и характеристики: «Расцвет», Развитие», «Упадок» и сообщают результаты исторических событий ёще до их изучения. Чтобы вызвать интерес учащихся к содержанию урока с самого его начала, имеет смысл сформулировать тему в виде вопроса. Например, «Как изменилась жизнь восточных славян в VI-VIII вв.?”, «Что англичане считают началом своей свободы?», «Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси?». Или альтернативного вопроса, создающего проблемную ситуацию, побуждающего школьников напряжённо следить за развивающимися событиями. Например, «Греция или Македония? Филипп или Демосфен?» (сравните с традиционным названием темы: «Упадок Греции и подчинение её Македонии»), «Тверь или Москва» («Образование централизованного Российского государства»).
Заголовок урока может содержать в себе скрытый план изучения новой темы. При его анализе обучающиеся с помощью учителя, а потом и самостоятельно выделяют ключевые слова, определяют порядок направленность познавательной работы. Например, «Первые земледельцы и скотоводы». Рассуждая о названии темы, ученики приходят к выводу, что нужно ответить на следующие вопросы:
Что такое «земледелие»?
Что такое «скотоводство»?
Когда появились эти занятия?
Каковы причины их возникновения?
Где сложились первые районы земледелия и скотоводства?
Что изменилось в жизни людей с появлением земледелия и скотоводства?
На следующем занятии предлагается аналогичная формулировка темы: «Жизнь людей в эпоху бронзы». Они по уже известному им алгоритму составляют план её изучения.
Так же в качестве одного из средств оживить общение детей с историей, увлечь и заинтересовать весь класс и каждого ученика в отдельности может выступать использование системы познавательно-развивающих вопросов. Практика показывает, что обыкновенный, «средний» ученик, услышав, что учитель собирается задать ему вопрос, по меньшей мере, настораживается. А после неправильного ответа, даже при доверительно-вежливой реакции педагога, может и вовсе замолчать, «закрыться» для дальнейшего общения. Именно после таких академически правильных вопросов, часто прерывается положительная обратная связь учитель-ученик, а познавательная активность обучающегося заметно снижается.
Вот почему составлять познавательно-развивающие вопросы следует таким образом, чтобы, во-первых, их с нетерпением встречали и радовались, во-вторых, не ответить на которые совсем (т.е. промолчать)
было бы просто невозможно, и, в-третьих, чтобы даже неправильный, неточный ответ не понижал, а, напротив, повышал познавательную активность ученика.
Практическое использование игры на уроках истории.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей.
В процессе игры ребёнка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. В повседневной жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, ведущего. Ребёнок соответственно, объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. Это становится стереотипом отношений, который маленький человек не в силах изменить. В силу сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребёнок , являющийся объектом и субъектом одновременно, не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.
Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала.
Устное изложение может стать рабочим элементом игры, её частью, либо выступить подготовкой к ней. Игра может вобрать в себя такие приёмы устного изложения, как сюжетно-образное повествование , художественное (картинное) описание, образная характеристика и др. Примером могут быть следующие игры: ««Древо познания», Три предложения», «Из уст в уста», «Экскурсия», «Живая картина», «Творческая лаборатория», «Проблемная ситуация» (С её помощью происходит мотивация для работы с документальным материалом. Игра строится на создании проблемной ситуации для школьников. При изучении восстания декабристов в качестве проблемной может выступать ситуация, представленная учителем, следующим образом: «Представьте себе, что вы журналисты газеты « Санкт-петербургские ведомости». На дворе 14 декабря 1825 года. Вам нужно написать сообщение о восстании, предназначающееся для помещения в газету и для дипломатических представителей за границей ( как правительство Николая I могло представить события декабря 1825 года за рубежом)».
Важно поставить проблему, довести до сведения ребят , в каком сложном положении оказался Николай I , которому не так просто было представить события, произошедшие в первый день его правления, за рубежом . После представления работ учащихся можно прочитать действительное сообщение Николая I .
После этого можно рассказать, что буквально через 3 дня властями было дано совсем другое толкование событий, и, таким образом, игра может вывести на серьёзную работу с документами. Игра, в данном случае, будет хорошей подготовительной и мотивационной основой.)
Работа с видеоматериалами на уроках истории.
Одним из средств активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории является учебно-исследовательская деятельность.
Формирование исследовательских умений на уроках истории Отечества XX в. возможно в процессе работы не только с документами, научными, научно-популярными и учебными текстами, но и видеоматериалами. В отличие от компьютера такие технические средства обучения, как телевизор и видеомагнитофон широко используются фактически в каждом учебном заведении, прочно вошли в практику массовой школы. Многие учителя формируют собственные видеотеки, включающие художественные фильмы, научно-популярные программы, публицистические телепередачи; документальное кино и прочее.
Документальные фильмы («Первая Мировая война.», «Россия в войне. Кровь на снегу.», «Обыкновенный фашизм.» и др.), построенные на архивных киноматериалах, интервью современников и участников событий, могут рассматриваться в качестве видеоматериалов, позволяющих приблизиться к решению задачи формирования исследовательских навыков учащихся. Однако сопровождающие такие фильмы конкретные, выверенные комментарии содержат, как правило, готовые оценочные суждения и выводы, не позволяющие учащимся полноценно построить собственные умозаключения, выступить в качестве самостоятельных исследователей прошлого.
В связи с этим в практике работы рекомендуется использовать собственные видеоматериалы, особенно при изучении процессов, происходящих в современной России. Обращение к этому периоду объясняется еще тем, что в учебной литературе события 1992 - 2012 гг. освещаются довольно скупо, а знания учащихся вряд ли могут быть полноценно сформированы без привлечения материалов, подобранных учителем. Возможно сопоставление вполне самостоятельных, но взаимосвязанных между собой блоков видеоматериалов, посвященных парламентским выборам (1995, 1999) и президентским (1996, 2000) выборам, включающие фрагменты транслировавшихся на каналах «Первый» и «Россия» материалов предвыборной агитации политических партий, движений, блоков, кандидатов в президенты Российской Федерации, а также информационных и информационно-аналитических программ, сопровождавших выборы.
Безусловно, подготовка таких блоков видеоматериалов предполагает значительные затраты времени со стороны учителя. Однако процесс работы с учащимися и её результат стоят затраченных усилий. В ходе обсуждения просмотренного, учащиеся самостоятельно анализируют основные идеи и программные установки политических партий и движений России, отличают на основе выступлений их лидеров негативные процессы в социально-экономической сфере, падение жизненного уровня населения, неоднозначность преобразований начала 1990-х гг. Опора на знания по истории нашей страны конца 1980-х - начала 1990-х гг. позволяет школьникам объяснить появление многочисленных политических объединений, не имевших в своем большинстве опыта участия в предвыборной борьбе.
Использование компьютерных технологий.
Сегодня, когда информация и международное разделение труда являются неотъемлемыми чертами мировой экономики, образование продолжает оставаться основой персонального и профессионального успеха любого человека. Его влияние на возможности трудоустройства и жизненный уровень стало намного выше, чем раньше. Очевидно, что уже сегодня надо готовить и себя и нынешних школьников к встрече с теми возможностями, которые предоставят информационные технологии в ближайшем будущем. Требования, предъявляемые к образованию, изменились: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми, современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск, обработку и использование необходимой информации средствами информационных технологий (информационная компетентность). Сегодня от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни. Технологии, используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом, могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результатами, которые формируют среду обучения. Информационные технологии могут сыграть ключевую роль в этой реформе. Имеются многочисленные примеры, показывающие, как компьютерные и сетевые технологии используются для того, чтобы: – лучше приспособить обучение к потребностям и способностям обучающегося; – обеспечить доступ всем учащимся к информационным ресурсам за пределами школы, как обогащая их обучение, так и увеличивая время, посвященное самостоятельному обучению; – реально оценить успехи учащихся в образовании; помочь школам в управлении и руководстве учебной деятельности учащихся.
При этом следует помнить, что компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Необходимо определить:
· для каких тем стоит использовать задания, выполняемые на компьютере, и для каких дидактических задач;
· какие программные средства целесообразно использовать для создания заданий, выполняемых на компьютере;
· какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся;
· как организовать занятия с использованием компьютера.
Использование компьютера определяет три типа уроков:
1) с использованием ПК в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя и проекционное оборудование);
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Например, при проведении уроков второго типа компьютер может выступать в функции учителя, представляя собой источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя и книгу; наглядное пособие качественно нового уровня; тренажер; средство диагностики и контроля.
Используя Интернет – ресурсы учащиеся скачивают множество интересного материала не только с «исторических» сайтов, но и с сайтов политических партий (предвыборные программы, фотографии, мнения о кандидатах), органов власти субъектов РФ (структуру местных органов власти, насущные проблемы и варианты их решений), центров изучения общественного мнения.
Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с компьютером, но наблюдения показали, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке. Таким образом, ИКТ помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115