Из опыта работы Использование естественно-научной лаборатории на уроках математики в школе для детей с ОВЗ
Использование естественно-научной лаборатории на уроках математики в школе для детей с ОВЗ
Л.А. Кожевникова,
ОГБОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа № 10 г.Рязани»
В образовательном стандарте, который введён для начального образования в 2010/2011учебном году, подчёркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащегося, в том числе направленной на освоение естественнонаучных понятий, необходимых для успешного освоения наук в средней и старшей школе.
Для организации обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО, в помощь учителю предложено много электронных образовательных ресурсов и высокотехнологического оборудования.
А как быть тем детям, которые пошли в школу раньше и учатся сейчас в 6-9 классах? Развивать исследовательские компетенции старыми методами? Конечно же, нет! Я считаю, что оборудование, способное заинтересовать младшего школьника, можно и нужно использовать на уроках и во внеурочной деятельности и для учащихся среднего звена. Тем более это актуально при обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Несформированность моторных и высших психических функций - неустойчивое внимание, низкая переключаемость, неразвитая память, слабое развитие словесно-логического мышления вынуждает и обязывает учителей математики нашей школы находить рациональные пути и методы обучения и коррекции психофизических недостатков детей с ТНР, развивать их творческую и познавательную активность. Особенно страдает вербальная память – произвольная, опосредованная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты. При зрительном подкреплении дети запоминают материал легче, речезрительная память оказывается более развитой. Поэтом заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание выполнить то или иное задание - вот один из главных методов нашей работы.
Из новых разработок, моё внимание привлекла цифровая лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР, которая предназначена для поддержки современных тенденций усиления исследовательского компонента в естественнонаучном образовании учащихся. Её привлекательность - малые размеры: вся лаборатория умещается на ладони. С ней можно пойти на экскурсию, в лес, в поход.
Главная особенность ЛабДиска - простота в обращении:
не требуется действий по подключению и настройке датчиков (основной набор датчиков встроен в ЛабДиск);
запись показаний датчиков начинается сразу после нажатия одной-единственной кнопки на его корпусе;
для просмотра показаний какого-либо датчика во время эксперимента также требуется только одно нажатие кнопки - той, на которой изображён понятный и легко запоминающийся символ этого датчика.
Все эти факторы очень важны, особенно для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Некоторые дети больны ДЦП, и им трудно лишний раз подключать и настраивать приборы. Другим тяжёло запомнить предназначение каких-либо кнопок, а символ с изображением солнышка, термометра или микрофона понятен всем. Режим «Регистрация данных» позволяет сохранять информацию во внутренней памяти регистратора и в дальнейшем передавать на компьютер.
Данная лаборатория производит разнообразные измерения:
расстояние до объекта перед датчиком;
пульс человека;
уровень громкости звука;
уровень освещённости;
температура;
GPS-данные - долгота, широта, направление, скорость, текущая дата, текущее время.
Применяя данный прибор можно провести множество практических работ, примеры которых приведены в таблице:
Название работы Цель Используемый датчик
1. Измеряем свой пульс Исследование влияния физической нагрузки на частоту сердечных сокращений 3111587630Датчик частоты сердечных сокращений
2. Измерение размеров класса Определение длины, ширины, высоты классной комнаты для вычисления её объёма 31115106045Датчик расстояния
3. Зависимость расстояния от времени Установление взаимосвязи между скоростью и расстоянием -4508510160Датчик расстояния
4. Температура вокруг нас Измерение температуры различных объектов -1651033020Датчик температуры исследуемой среды
5. Отражение света Измерение освещённости в свете от источника и в свете, отражённом от различных материалов -45085102235Датчик освещённости
6. Зависимость освещённости от расстояния Получение экспериментальной зависимости освещённости на различном расстоянии от источника света -4508546355Датчик освещённости
7. День и ночь Определение причин изменения температуры воздуха в течение суток -5461060325Датчик освещённости
Датчик температуры окружающей среды -4508522860
3175074041000Программное обеспечение GlobiWord предназначено для любознательных юных исследователей. Оно имеет красочный интерфейс, открывающий доступ к семи «научно-тематическим паркам».
-2413012700000
1 - окружающая среда
2 - элекричество3 - погода
4 - движение
5 - человек
6 - растения
7 - химия
В каждом виртуальном парке учащиеся могут ознакомиться с биографиями знаменитых учёных, узнать интересные факты по данной теме, поработать в анимированных лабораториях и проанализировать полученные результаты, используя различные инструменты программы (графики, измерительные приборы, таблицы, графические инструменты).
3192780128270
Ядром программного пакета GlobiWord является GlobiLabJunior - программное приложение для управления экспериментом, которое предоставляет различные возможности для сложного анализа данных.
С помощью этой программы производятся настройки и управление регистратором данных ЛабДиск ГЛОМИР, а также отображение и анализ экспериментальных данных.
На уроках математики можно использовать данный прибор при изучении различных тем.
1. Объём прямоугольного параллелепипеда.
Практическое занятие: измерение размеров класса.
Цель: определить объём классной комнаты.
При проведении данной работы, выясняем, что для того, чтобы определить объём классной комнаты необходимо измерить высоту, ширину и длину кабинета. Определяем откуда лучше производить измерения, как потом обработать экспериментальные данные.
Все эти измерения можно выполнять, используя традиционные приборы (линейку, рулетку), но применяя прибор, в котором действие основывается на ультразвуке, замечаешь неподдельный интерес ребят к данному процессу. Каждому хочется выполнить измерения самому и самому определить, чему равен объём классной комнаты. Выполняя несколько измерений, обращаем внимание учеников на то, что все они немного разные и уточняем, что использование даже самых современных приборов не может дать нам абсолютно точных результатов.
2. Среднее арифметическое.
Практическое занятие: измерение размеров класса.
Цель: избежать ошибки в результате эксперимента.
При проведении данной работы ещё раз обращаем внимание на то, что измерения, полученные разными «учёными» (а в данный момент учащиеся таковыми себя и чувствуют) отличаются друг от друга. Выясняем, от чего это происходит (неточно направленный или установленный дальномер), и подходим к тому, как же поступают в данной ситуации в настоящих лабораториях - отбрасывают заведомо ложные результаты, а среди оставшихся, находят среднее арифметическое. В процессе данной работы, учащиеся с нетерпением ждут объяснения учителя о том, что такое среднее арифметическое и как его найти, ведь им необходимы эти знания, чтобы дать точные результаты эксперимента.
3. Построение графиков зависимостей различных величин.
Практическое занятие: измерение освещённости.
Цель: научиться строить графики зависимостей одной величины от другой.
Измеряя освещённость в классной комнате на разных расстояниях от источника света, регистрируем данные и затем с помощью компьютера строим график. Далее анализируем, как можно самим построить такой график.
4. Прямая пропорциональность.
Практическое занятие: исследование зависимости между скоростью, временем и расстоянием.
Цель: показать прямо пропорциональную зависимость между скоростью и расстоянием.
Измеряем расстояние при различной скорости за определённый промежуток времени (например, 10 секунд). Дети с увлечением выполняют все измерения, так как приходится и медленно идти и бежать, а когда ещё побегаешь на уроке математики!
По результатам измерений строим график и делаем выводы.
У цифровой лаборатории ЛабДиск ГЛОМИР есть ещё множество возможностей, которые могут применять на своих уроках учителя биологии, географии, физики, химии. Главным плюсом данного оборудования является то, что учащиеся с удовольствием работают на уроке когда получают данные сами, а не видят готовые в учебнике и, несомненно, опыт исследовательской работы пригодится им в дальнейшем. С таким прибором учащиеся чувствуют себя настоящими учёными, а значит, получают стимул для приобретения новых знаний.