Крымоведение, 5 класс: «Признаки и народные приметы изменения погоды»
Урок № 20 «Крымоведение», 5 класс.
«Признаки и народные приметы изменения погоды»
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать доброжелательность, вежливость, самостоятельность и уверенность в своих силах, коммуникабельность
Метапредметные: развивать образное и логическое мышление, умение выражать мысли и выделять главное, расширять память.
Предметные: определить уровень усвоения обучающимися темы: «Погода Крыма», изучить местные признаки погоды и народные приметы, предсказывающие изменения в состоянии нижнего слоя атмосферы
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: тетрадь с печатной основой под редакцией А. В. Супрычева , атлас Крыма, мультимедийная доска с прямым доступом в Интернет.
Ход урока.
I. Организационный момент с проговариванием цели урока: изучить признаки и народные приметы, которые указывают на скорые изменения в погоде
II. Актуализация опорных знаний
1. Что называетс я погодой и какие основные её «показатели» интересуют каждого человека?
2. Какие главные задачи стоят перед метеорологической службой нашей страны?
3. Всегда ли предоставленный нам прогноз погоды соответствует действительности? Почему в нём содержатся «ошибки»?
III. Мотивация учебной деятельности
-Он в любое время года
Может предсказать погоду
Зонтик брать или не брать?
Нужно ль шапку надевать?
Круглый год зимой и летом
Слушаем его советы! (Метеоролог)
IV. Изучение нового материала
Систематические наблюдения за погодой и сезонными изменениями природы, позволили человеку предсказывать ухудшение или улучшение погоды, узнавать, каким будет следующее время года. Народные приметы накапливались веками, проверялись, запоминались и передавались людьми из поколения в поколение. О признаках изменения погоды, временах года сложено немало загадок, пословиц, поговорок и песен:
«У природы нет плохой погоды,
Ход времён нельзя остановить…
Дождь ли снег - любое время года…
Надо не скорбя благословить…» Эти строки из любимого фильма «Служебный роман» поют все!
Сегодня большую помощь науке метеорологии оказывают искусственные спутники Земли, на которых установлены необходимые приборы, наблюдающие за состоянием воздушной оболочки над различными участками земной поверхности. Но как бы ни были совершенны приборы и спутники, в повседневной жизни мы часто используем «приборы», которые создал человек своими длительными наблюдениями . Мы часто ориентируемся на местные признаки:
1. Низко ласточки летают-
О дожде предупреждают;
А летают высоко-
Значит дождик далеко.
2. Если больше ,чем обычно,
Над цветами вьётся пчёл,
Нужно всем нам опасаться,
Как бы дождик не пошел.
3. Дым из труб и от костра
Кверху подымаетс я-
Значит, ясная погода
Завтра ожидается!
4. Кукушка стала куковать –
Морозам больше не бывать.
5. Если солнце село в тучи,
Словно зарево, закат,
«Завтра будет сильный ветер»,-
Сторожилы говорят.
Существует множество растений и животных - «живых барометров», по поведению которых мы можем узнать признаки улучшения или ухудшения погоды.
Наиболее способные синоптики – кошки – мурлыки! Если ожидается потепление, животное выпрямляется и ложится в форме дуги. В случае жаркой погоды – спит ровно, как струна. О теплой погоде кошки предсказывают, сидя на подоконнике - умываются и приглаживают шерсть. А если надвигается похолодание? Наш питомец будет искать теплое место: у батареи, печки или камина. Если кошка свернулась в клубочек – жди морозов! Если животное становится беспокойным, нервным, крутится во сне - жди сильного ветра.
Для «украшения» урока, закрепления информации, полученной на уроке, предлагаю ребятам презентацию: «Народные приметы о погоде». Работа проводится параллельно с ответами на вопросы в тетрадь – стр.34.
V. Закрепление нового материала.Приём «Цепочка».
Учащиеся по очереди цепочкой называют по одной народной примете, предсказывающей погоду.
VI. Домашнее задание : конспект, стр.34 (тетрадь с печатной основой).