Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе с использованием естественно – научной лаборатории «Весовые измерения»


Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе
с использованием естественно – научной лаборатории «Весовые измерения»
Учитель: Редькина Людмила ЮрьевнаТема «Как изучают окружающий мир»
Цель Познакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира;
- побудить учащихся к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, измерение и т.д.)
Планируемые результаты Предметные результаты:
- характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
- знать основные приборы, инструменты и оборудование, необходимые для исследования окружающего мира;
- узнавать и называть предметы оборудования
Метапредметные результаты:
- различать этапы исследования (от постановки цели до вывода);
- различать виды оборудования для изучения окружающего мира;
- объяснять назначение предметов оборудования;
- осваивать в ходе практических работ способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приёмы использования оборудования;
- оценивать свои успехи при выполнении практических работ;
- обсуждать рассказ «Изучили» из книги «Великан на поляне»;
- делать вывод об ответственности человека за свои действия при исследовании окружающего мира
Личностные результаты:
- проявлять интерес к изучению окружающего мира
Основные термины Способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, лабораторное оборудование, коромысло весов, рейдер (регулировочная планка)
Оборудование - Естественно - научная лаборатория «Весовые измерения»;
- секундомер, рулетка, лабораторный спиртовой термометр, микроскоп, бинокль, колба, пробирка;
- А. А. Плешаков, А. А. Румянцев «Великан на поляне», А. А. Плешаков атлас-определитель «От земли до неба»;
- диск с записью припева песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный момент Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя и друг друга и желают удачи на уроке Регулятивные
Уметь следовать правилам поведения на уроке
Актуализация знаний и умений
Проверка В начале урока звучит запись припева песни «Как прекрасен этот мир».
- Объясните высказывание французского писателя Анатоля Франса «Любознательность создает ученых и поэтов»
- Какие пословицы о силе разума, знаний, умелых рук подобрали вы? Прочитайте одну из них, как вы ее понимаете?
- Послушайте, какие вопросы составил сосед по парте, выполняя дома задание 2 в рабочей тетради. Выберите самый интересный вопрос.
- Что нового вы узнали, когда искали дома ответы на свои вопросы?
Объясняют смысл высказывания
Работают в паре
Называют вопросы и ответы, которые они нашли Личностные
Проявлять интерес к изучению темы
Коммуникативные
Умение работать в паре
Слушать и понимать речь других
Познавательные
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Самоопределение к деятельности - Каким способом вы узнавали новое?
- Послушайте стихотворение Марка Маламеда
Укоряла дочку мать:
- Взять и куклу поломать!
- Мама, я же знать должна,
Как устроена она!
- Каким способом узнавала новое девочка?
- С какой целью маленький ребенок может ломать игрушки?
- Изучать окружающий его мир человек начинает с самого рождения. Сначала ребёнок наблюдает, а затем начинает экспериментировать с окружающими его предметами. Часто он разбирает или разбивает игрушки, чтобы понять, как они устроены. И только приходя в школу, маленький человек начинает познавать мир целенаправленно, на основе научных способов познания.
- Как вы думаете, на какие вопросы ответим сегодня на уроке?
- Какова цель сегодняшнего урока?
(Изучить, какими способами человек изучает окружающий его мир, какими инструментами, приборами и оборудованием он при этом пользуется). Отвечают на вопросы
Высказывают предположения
Высказывают предположения Познавательные
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные
Уметь высказывать свое предположение
Целеполагание
Работа по теме урока
Работа по учебнику Изучение материала учебника (с. 8—9) (пошагово)
I шаг — изучение метода наблюдения.
- Прочитайте вопрос 1 рубрики «Вспомним» на с. 8 учебника. Найдите ответ в тексте и прочитайте сообщение о Жане-Анри Фабре на «Страничках Умного Совёнка»
- Вспомните, какие существуют значки метеорологических наблюдений (с. 8—9).
- Изучите инструкцию к практической работе «Наблюдение» (в рабочей тетради) и выясните, чем отличаются научные наблюдения от тех, которыми вы занимались раньше.
II шаг — изучение метода опытной работы (практическая работа).
- Вспомните, какие опыты вы проводили в 1—2 классах.
- Чем отличается опыт от наблюдения (вопрос 2 рубрики «Проверим себя»).
- Перечитайте первые четыре абзаца теоретического материала учебника.
III шаг — изучение метода определения природных объектов.
Учитель показывает карточку с изображением растений и животных, названия которых неизвестны учащимся, хотя в природе они могли встречать их, например, нивяник
IV шаг — изучение измерительных инструментов и приборов.
- Какими измерительными инструментами вы пользовались в 1—2 классах? (вопросы 3 и 4 рубрики «Вспомним»).
- Посмотрите на эти приборы (лабораторные весы, секундомер, рулетка, микроскоп, бинокль, лупа).
- Сопоставим с иллюстрацией учебника (с.10).
- Для чего служит каждый из изображенных предметов?
V шаг — изучение метода измерения (практическая работа с использованием естественно - научной лаборатории «Весовые измерения»)
На каждой парте рычажные весы, наборы разновесов и предметы для взвешивания.
Учитель показывает, как пользоваться рычажными весами.
-Уравновесьте коромысло весов, перемещая рейдер (регулировочную планку)
- Подвесьте чашки весов к обоим концам коромысла и подрегулируйте весы рейдером
-Сравните массы разновесов из набора (тяжелее, легче)
- Теперь можно определять массу грузиков в граммах
- Используйте набор разновесов: пластмассовые кубики по 1 г, латунные гирьки по 10 г. Можно брать по нескольку пластмассовых кубиков, чтобы измерять массы от 2 до 5 г.
- Как продолжим предложение?
«Весы — прибор для….. измерения массы» (а не «прибор для взвешивания»).
Практическая работа по измерению длины проводится в той же последовательности.
Учитель сам демонстрирует детям, как измеряется длина достаточно больших поверхностей с помощью рулетки (длина классной доски), а все остальные измерения дети проводят с помощью линейки.
VI шаг — чтение и обсуждение рассказа «Изучили» из книги «Великан на поляне» (с. 75).
- Какую проблему ставит автор в рассказе? Вспоминают, какие наблюдения проводили в 1 и 2 классах
Вспоминают, для чего использовали атлас-определитель «От земли до неба»
Находят соответствующую иллюстрацию в атласе-определителе и зачитывают комментарий к иллюстрации
Называют измерительные инструменты и приборы, вспоминают, какие измерения проводили во 2 классе
Выполняют работу в соответствии с указаниями учителя
Рассматривают разновесы, записывают в рабочие тетради их массы (п. 2 практической работы) Проводят взвешивание трёх предметов (по выбору), записывая результаты в табличку рабочей тетради (пункт 3 практической работы)
Сопоставляют результаты измерений, получившиеся у каждой парты
Коллективно составляют определение того, каким прибором являются весы. Придумывают вопросы и заполняют графы для определения своих успехов.
Слушают чтение рассказа учителем или подготовленным учеником, обсуждают содержание услышанного
Делают вывод о проблеме нравственности и ответственности исследователя. Личностные
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Познавательные
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Познавательные
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Умение проговаривать последовательность действий на уроке
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Познавательные
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую
Познавательные
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Регулятивные
Уметь работать по инструкции учителя
Выполнять задание в соответствии с целью
Личностные
Ответственное отношение к измерению
Познавательные
Раскрывать понятие «грамм» и использовать в активном словаре
Коммуникативные
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
Регулятивные
Выполнять само - и взаимооценку учебного задания
Коммуникативные
Уметь слушать и слышать речь других
Уметь высказывать свое суждение, оформлять свои мысли в устной форме
Физкультминутки Проводятся под музыку припева песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир» после выполнения заданий каждого шага. Выполняют движения под музыку Регулятивные
Уметь следовать правилам поведения на уроке
Рефлексия - Закончите предложения
Я (очень, не очень) доволен результатом работы, которую сделал(а) (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя) Продолжают высказывание Коммуникативные
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Подведение итогов урока По вопросам рубрики «Проверим себя» и чтение вывода на с. 11 Читают вопросы и вывод Коммуникативные
Уметь слушать и слышать речь других
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Домашнее задание Теоретический материал (с. 8-11 учебника), практическая работа по наблюдению за поведением животных, задание 1 в рабочей тетради Записывают д.з. в дневник Регулятивные
Умение выполнять требования учителя