Разработка урока по литературному чтению на тему : Н.Носов Мишкина каша
Митянина Нина Викторовна
Литературное чтение 3 «Г» класс
Тема: Н. Носов «Мишкина каша».
Цель: формировать умение анализировать литературное произведение.
Задачи: проявляют чувство ответственности за свои слова и поступки перед друзьями; знают содержание рассказа «Мишкина каша», умеют определять тему и основную мысль рассказа; умеют подробно и кратко пересказывать текст; понимать основную мысль прочитанного, давать самооценку своему поведению и словам; находить ответы на вопросы в тексте.
Оборудование: презентация, учебник
Ход урока:
1.Организация учебного процесса. Слайд 1.
2.Проверка д/з (Толстые и тонкие вопросы к тексту «Сказка о потерянном времени» Е.Шварц)
3.Работа над новым материалом.
Вызов (работа в группах)
Слайд 2
Сейчас послушаем отрывки из произведений, в которых рассказывается о взаимоотношениях героев . Я надеюсь вы их узнаете, и назовете рассказы, героями которых они являются.
1) Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.
2)- Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит:
- Ай-ай-ай! - и бегом в сторону.
- Чего ты? - спрашивает Вадик.
- Она жи-жи-живая!
- Кто живая?
- Шля-шля-шля-па.
- Что ты! Разве шляпы бывают живые?
- По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
- Ай! - и прыг на диван. Вовка за ним.
-Из каких литературных произведений эти герои? («Оргурцы», «Живая шляпа»)
-Кто объединяет их? (Автор Н.Н.Носов)
Библиографическая справка.
Что вы знаете об авторе?
- О чем писал Носов? (ответы учащихся)
- Н. Носов был очень увлеченным человеком: занимался музыкой, пением, любительским театром, сочинял для любительского журнала «Икс», играл в шахматы, занимался химией, фотографией, электротехникой. Прежде чем стать писателем, поменял много профессий: был газетным торговцем, землекопом, сплавщиком бревен, работал постановщиком фильмов.
Сообщение темы урока. Слайд 3
- Отгадав ребус, узнаете название произведения, с которым сегодня познакомимся.
«Мишкина каша».
Игра «Юный толкователь» Слайд 4
Словарная работа
ЧЕПУХА
КОМЕДИЯ
ЯКОРЬ
Осмысление.
Первичное чтение.
Творческое задание - фантазирование.
Не дочитав до конца, учитель задает вопросы.
-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Что произойдет с героями?
Вопросы после чтения.
Как вели себя герои?
Почему так назван рассказ?
Работа над содержанием.
-На сколько смысловых частей можно поделить текст?
-О чем говорится в первой части?
Чтение первой части.
-Зачитайте, как развивались события в рассказе? С чего все началось?
-О чем повествует вторая часть?
Чтение про себя второй части.
- Расскажите, как мальчики варили кашу?
Жужжащее чтение третьей части.
-Какое объяснение вам больше нравится? Почему?
-Какая основная мысль произведения?
Игра «Голова-хвост». Слайд 5
-Посмотрим, насколько вы внимательны и быстры. Я читаю начало предложения, вы должны его найти и закончить.
4.Итог урока. Слайд 6
Какой неожиданный вывод делают друзья? А вы с ними согласны?
А с вами, ребята, случались подобные истории?
5. Рефлексия. Слайд 7
Оценка знаний.
6.Домашнее задание. Слайд 8
Составить план, подготовить пересказ.
15