Сценарий урока русского языка

Сценарий урока русского языка (4 класс)
«Коллективная работа на уроке русского языка.
Повторение по темам: «Текст», «Состав слова», «Основа предложения», «Падеж имен существительных».
Предметная задача: повторение пройденных тем – основа предложения, разбор слова по составу, падежи имен существительных, списывание текста.
Метапредметная задача: распределение подзадач в коллективной деятельности, анализ эффективности распределения подзадач в команде.
Исходное состояние: дети распределяют подзадачи по количеству присутствующих людей или по количеству подзадач (формально).
Конечное состояние детей: дети распределяют подзадачи между членами команды с учетом их возможностей и способностей.
Сопровождение занятия схемой


Сценарий урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Послушайте загадку:
Мелкий олень, но похож на козу. Любит селиться в хорошем лесу. Рыжий окрас. Не страшны ей снега. А у самцов - будто лира рога.
- Правильно.

- Косуля – наименьший по размерам, грациозный олень. Длина тела 100-140 см, высота в холке 75-85 см.
- Окраска однотонная, летом золотисто-рыжая, зимой серая.
У самцов рога слабоветвистые, взрослые сбрасывают их в октябре, молодые в декабре.
-Обычно самки приносят 2 детенышей, редко 1 или 3.
-Новорожденные пятнистые косулята неделю остаются там, где появились на свет, затаившись в траве, причем, если у матери два малыша, они всегда лежат поодаль друг от друга. Через 78 дней они начинают ходить за матерью. Самка кормит косулят 23 месяца, но в месячном возрасте молодые начинают поедать траву. В августе пятнистый наряд молодых сменяется на однотонную окраску взрослых.
-Основной враг косули волк.
Особенно большой урон волки наносят популяции косуль зимой, при высоком снежном покрове. В Европе, в том числе у нас в Крыму, на косуль, особенно молодых, часто нападает лисица.




Ответы детей

Косуля











Постановка задачи для группы

Сегодня мы с вами будем работать с текстом об этом животном.
Класс делится на группы по 5 – 6 человек. Каждой группе дается одно и то же задание.
У вас на партах лежит план работы. Капитаны найдите его.
Посмотрите на доску, давайте прочитаем задания, которые вы будете выполнять.

1. Разделить текст на предложения.
2. Озаглавить текст по теме.
3. Вставить пропущенные буквы.
4.Списать текст на лист.
5.Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
6. В словах, выделенных жирным шрифтом, указать количество букв и звуков. Назовите эти слова.
7. Разобрать по составу слова, которые подчёркнуты одной чертой. Назовите их.
8. Обозначить падеж имен существительных в последнем предложении.
Как вы думаете, сколько времени вам потребуется, чтобы выполнить эти задания?



Дети читают план.




В тени дерев ? ев пок . зался зверь это была косуля она тихо продв . галась (по) лесу ни одна вет . чка (не) скрипнула под лё . ким копытцем ж . вотного вот косуля (за) стыла на месте, пов . ла ушами она отгр . бла старые лист ? я в стор . ну и улеглась на голую чёрную землю





Косуля, листья, чёрную



Показался, веточка, старые






Ответы 15 мин ..

Установка на время

У вас есть на эту работу, исходя из нашего урока, 10 минут.


Распределение ролей в группах


Вы должны договориться в группе, как выполнить эту работу за 10 минут.
Как нужно организовать работу в группе, чтобы успеть выполнить все задания за 10 минут.
Распределите работу так, чтобы все члены группы были задействованы. Обсудите.
Какое задание займет у вас большую часть времени?
Учтите это.
На листе распределения обязанностей в группе отметьте плюсом, кто какое задание будет выполнять. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Ответственные не забывайте о своих обязанностях.






Дети распределяют роли.

Самостоятельная практическая работа в группах

- Задание вы получили. У вас у всех одинаковое время на выполнение работы 10 минут. Время ограничено. По моему хлопку работу нужно закончить.
Выставляю время с помощью часов (песочные часы)

Фиксирую работу в каждой группе. Определяю роли каждого участника в группе. Наблюдаю за выполнением работы.

До окончания работы осталось 2 минуты.
Работа окончена.


Обращают внимание на часы


Идет работа в группах.

8. Организация обсуждения представленных работ


- Возьмите желтые листы
ЛИСТ оценивания группы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

-Командиры группы приглашаю представить и повесить ваши работы.
Давайте проверим ваши работы.
Во время проверки каждая группа оценивает результат своего труда и результат заносить в лист.

Проверяем первое задание.

Как вы его выполняли?

Какие трудности испытывали?

Все ли удалось выполнить? Завершить?


В целом, оцените работу своей группой.
Давайте послушаем ответственных за распределение ролей (за время, за качество выполненной работы). (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

- Что помогло вам выполнить работу до конца?

- Почему не удалось завершить работу?

- Какой этап работы в группе был трудным?
- Какой совет дадите другим группам?
- Что нужно было сделать, чтобы выполнить работу до конца?
Оцените работу группы смайликом.
Проводится анализ ситуации не выполнения работы полностью.

Дети отмечают действия

Выходят по группам и рассказывают о том, что получилось и что не удалось закончить.








Ответы ребят – работали дружно

Отмечают, как и почему не удалось выполнить работу.

Отмечают трудности:


Отчеты командиров групп



работать дружно в группе
каждый выполняет своё дело
помощь другим если выполнил своё

Акцент на получение конечного результата

- Что вам помогло в получении результата?

- Почему в одних группах получилось закончить работу, а в других нет?

- Какой способ помог справиться с заданием?

- Распределяли ли вы задания между собой, учитывая возможности и способности ребят?

- Вы распределяли задания по количеству ребят в группе или по количеству заданий?

- Дайте совет другим школьникам: как выполнить работу быстро и качественно?


Ответы детей: план на доске.

Дружно работали, не ссорились.

Ответы детей:
дружная работа в группе

Распределение работы в группе.
Учет параллельного выполнения действия.
Четкое выполнение своих обязанностей в группе


Итог занятия

- Давайте составим план коллективной работы. В результате анализа составили план коллективной работы:




Надеюсь, что составленный план будет помогать вам в работе.


Ответы детей

1. Всей командой читаем внимательно задание.
2. Распределяем задания по желанию, учитывая, как хорошо ученик знает тему.
3. Возможна консультация друг друга.
4. Можно просить помощь у товарища, если не знаешь, как сделать.
5. Нужно проверить задание, лучше всем вместе сравнить задания и то, что сделано.


Рефлексия

Возьмите оранжевые листы (ЛИСТ самооценки). Подпишите их. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Оцените теперь сами себя.
Поставьте плюсы только там, где считаете нужным.
На шкале отметьте, свой вклад в работу группы.
Вы довольны своей работой? Нарисуйте смайлик.





Рисунок 115