Конспект ООД Золотая осень. Область Познавательное развитие. Подготовительная группа

Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь поздороваемся со всеми присутствующими в этом гостями.
Дети: Здравствуйте!
Основная часть.
Воспитатель: Я сегодня у вас в гостях не одна, вместе со мной пришла матрёшка Айгуль (воспитатель демонстрирует матрёшку). Мы приехали из города Туймазы. Я хочу показать вам свой город на карте (воспитатель ставит значок на магнитную карту). А вы знаете, что это за карта?
Дети: Карта нашей республики Башкортостан.
Воспитатель: А в каком городе живёте вы?
Дети: Мы живем в городе Уфа.
Воспитатель: Кто сможет показать на карте свой город?
(Дети обозначают значком свой город).
Воспитатель: У нас в городе главной достопримечательностью является памятник паровозу (воспитатель прикрепляет значок на магнитную карту). А что является главной достопримечательностью вашего города?
Дети: Памятник Салавату Юлаеву (воспитатель прикрепляет значок на магнитную карту).
Воспитатель: Мы с матрёшкой привезли из нашего города необычный сундук с сюрпризом. Присаживайтесь за столы. Сели правильно, спинки выпрямили, ноги вместе.
Воспитатель: Сейчас я вам открою и покажу этот сюрприз (воспитатель пытается открыть сундук, но у него не получается).
Воспитатель: Что-то у меня не получается, как вы думаете почему?
Дети: Потому что мешают листья.
Воспитатель: А что мы можем сделать, чтобы открыть сундук?
Дети: Оторвать, убрать листья.
Воспитатель: Попробуем убрать один листок.
Воспитатель убирает один лист и удивляется: Лист-то не простой, а с загадкой. Попробуем её угадать?
Дети: Да!
Воспитатель: Золотом покрылось всё,
Словно в чудной сказке.
Кто принёс нам вот такие
Золотые краски?
Дети: Осень!
Воспитатель: Что происходит с природой осенью?
Дети: Листья желтеют, падают, птицы улетают птицы в тёплые края, животные готовятся к зиме, некоторые из них впадают в спячку, животные меняют мех, созревают овощи и фрукты, люди собирают урожай и.д.
Воспитатель: Правильно, сорвём следующий листок. А здесь задания про осенние месяцы. Какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Верно, а вы знаете, что эти месяцы делят осень на три периода? Как вы думаете, какие это периоды?
Дети: Ранняя, золотая, поздняя.
Воспитатель: Действительно, осень делится на раннюю, золотую и позднюю, сегодня поговорим об осени - золотой. А рассказать какая же она нам помогут волшебные узелки. Золотой осенью листья на деревьях (какие?) - желтые, красные, коричневые, золотые, оранжевые, падающие, шуршащие, опавшие и т.д.. Листья (что делают?) – кружатся, шуршат, колышутся, трепещут, качаются, шепчутся, шевелятся, шуршат. Солнце (какое?) – нежаркое, неяркое. Солнце осенью (что делает?) – мало греет, мало светит, прячется за тучами. Тучи осенью (какие?) – хмурые, неприветливые, серые и т.д. Дождь (какой?) – моросящий, долгий, холодный, грустный. Дождь (что делает?) – моросит, льёт, идёт, капает. Птицы (что делают?) – улетают, поют, перелетают, отправляются, собираются.
На сундуке еще остались листья. Ильдар, помоги мне сорвать следующий листок. (Ребёнок срывает лист со следующем заданием).
Воспитатель: Это задание про птиц. Почему птицы улетают осенью в тёплые края?
Дети: Стало холодно и голодно.
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: А как называют птиц, которые у нас зимуют?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на доску и назовите птиц, которые здесь изображены.
Дети: Лебедь, журавль, утка, грач, сорока, ворона, голубь, воробей.
Воспитатель: Я предлагаю вам сыграть в игру «Перелётные – зимующие птицы». Там, где зимний лес помещаем зимующих птиц, а там где тёплые края – перелётных.
Воспитатель: А как мы можем помочь птицам зимой?
Дети: Подкармливать птиц.
Игра «Перелётные - зимующие птицы»
Воспитатель: Птицы улетели, тучи налетели. Я хочу познакомить вас с одной проказницей-тучкой. Выходите дети, она зовёт нас поиграть.
Музыкальная физминутка с использованием аудиозаписи «Тучка».
Воспитатель: Присаживайтесь за столы.
Воспитатель: Молодцы! Сорвём следующий листок. Выходи, Камила, помоги мне. (Ребёнок срывает листок со следующем заданием».
Воспитатель: Задание «Осенние запасы». А выполним мы это задание с помощью игровизоров. Подумай и соедини линией, что животные запасают себе на зиму. Например, хомяк запасается морковью. А дальше работаем самостоятельно.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель демонстрирует правильный вариант и задаёт вопросы:
Воспитатель: Чем запасается пчела?
Дети: Пчела запасается мёдом.
Воспитатель: Что готовит к зиме ёж?
Дети: Еж готовит грибы.
Воспитатель: Что собирает белка?
Дети: Белка собирает орехи.
Воспитатель: Как мышка готовится к холодам?
Дети: Мышка носит зёрнышки к себе в норку.
Воспитатель: Молодцы! А что же нам приготовил следующий листок? «Телевизор вы включите, о золотой осени фильм посмотрите».
Просмотр слайд-шоу «Золотая осень».
Итог.
Воспитатель: Вот она какая, осень золотая. Посмотрите, наш сундук открылся. А вот и сюрприз - книги о временах года. Какая из этих книг об осени?
(Дети выбирают книгу).
Воспитатель: Да, эта книга об осени, а мы сегодня говорили о какой осени?
Дети: Мы говорили о золотой осени.
Воспитатель: Что мы делали, чтобы узнать какая она, золотая осень.
Дети: Рисовали, помогали животным, вытягивали узелки, смотрели кино, отгадывали загадку, называли перелётных и зимующих птиц.
Воспитатель: Постаралась наша матрёшка, такие книги вам подарила. Скажем ей спасибо и подарим наше настроение. А это настроение мы нарисуем на волшебном песке.


15