Урок-практикум по биологии в 8 классе на тему «Пирамида здорового питания»


Урок-практикум по биологии в 8 классе
на тему "Пирамида здорового питания"
Тип урока: урок-практикум.
(Предлагаемая анкета, картинки, рисунки – материал Интернета)
Цель урока:
Изучение пирамиды сбалансированного питания и формирование у учащихся принципов здорового образа жизни.
Задачи урока:
на основе полученных знаний при рассмотрении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ» изучить пирамиду рационального питания,
формировать у школьников необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть урока.
Всем известно, всем понятно,что здоровым быть приятно.
– Эти слова будут девизом нашего сегодняшнего урока. И урок сегодня мы посвятим здоровью.
– Что такое здоровье? (ребята высказывают свои мысли).
Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не отсутствие болезней– такое определение дала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
– Какие факторы могут повлиять на наше здоровье? (высказывания учеников, записи на доске и итоговые цифры учителя)
Наследственность – 15-20%
Здравоохранение – 8 -10%
Окружающая среда – 20-25%
Образ жизни – 50-55%
– А что может включить в себя термин «образ жизни»? (мнения ребят и итог учителя)
Искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, т. д.).
Правильный режим труда и отдыха.
Закаливание и занятия спортом.
Рациональное питание.
Правильному, рациональному питанию мы и уделим сегодня особое внимание. Всем ясна роль белков, жиров, углеводов для нормального функционирования организма человека. Продукты, содержащие необходимые питательные вещества тоже ни для кого не являются секретом.
Но, к сожалению, в эпоху гастрономической революции готовить становиться все проще, но переваривать труднее. Нас заполонили Макдоналдсы, Ростик’с – KFC, «Блинки», «Восточные базары» и прочие «кормильцы». Предлагаемая быстрая еда, пришедшая к нам с Запада с красивым названием "Фаст Фуд", не просто очень вредна для нашего организма, а катастрофически опасна и несет серьезную угрозу нашему здоровью. Куда лучше традиционная еда наших предков – щи, каши, морс, которые легко перевариваются и усваиваются нашим организмом.
– А правильно ли питаетесь вы? Ответьте максимально откровенно на
11 вопросов.
(Анкета – материал Интренета)
Ответ а – 2 очка, б – 1, в – 0.
КАК ЧАСТО В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ? а) три раза;б) два раза;в) один раз.
ВЫ ЗАВТРАКАЕТЕ: а) каждое утро;б) один-два раза в неделю;в) очень редко, почти никогда.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВАШ ЗАВТРАК? а) из овсяной каши и какого-нибудь напитка;б) из жареной пищи;в) из одного только напитка.
ЧАСТО ЛИ ВЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ПЕРЕКУСЫВАЕТЕ В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ И УЖИНОМ? а) никогда;б) один-два раза;в) три раза и больше.
КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ СВЕЖИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ, САЛАТЫ? а) три раза в день;б) три-четыре раза в неделю;в) один раз.
КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ТОРТЫ C КРЕМОМ, ШОКОЛАД? а) раз в неделю;б) от 1 до 4-х раз в неделю;в) почти каждый день.
ВЫ ЛЮБИТЕ ХЛЕБ С МАСЛОМ? Слайд 7а) почти не прикасаюсь к таким бутербродам;б) иногда с чаем не отказываю себе в этом скором кушанье;в) очень люблю и балую себя почти каждый день.
СКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ ВЫ ЕДИТЕ РЫБУ? а) два-три раза и больше;б) один раз;в) один раз и реже.
КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ? а) раз в день;б) два раза в день;в) три раза и более.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К ПРИГОТОВЛЕНИЮ МЯСНОГО БЛЮДА, ВЫ: а) убираете весь жир;б) убираете часть жира;в) оставляете весь жир.
СКОЛЬКО ЧАШЕК ЧАЯ ИЛИ КОФЕ ВЫ ВЫПИВАЕТЕ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ? а) одну-две;б) от трех до пяти;в) шесть и больше.
Подведем итоги. Подсчитайте количество баллов. Слайд 8
20-22 очка, у вас отличный стол. Причин для беспокойства нет.
16-19 очков. Вы умело находите золотую середину в выборе блюд.
12-15 очков. Пересмотрите свое отношение к питанию.
0-11 очков. То, как вы питаетесь, из рук вон плохо! Более того, существует серьезная опасность для вашего здоровья.
– Каждый увидел свои результаты. Итак, что же мы едим? Что входит в наш рацион? (ребята перечисляют свои любимые и наиболее предпочитаемые продукты – овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, сладости, т. д.)
«Наша жизнь зависит от пищи; наш вес, рост, красота, уродство, ум, нравственность, мировоззрение, восстановление и сохранение тканей. Наши жизненные силы, достижения и неудачи, наши болезни – всё это результат нашего питания. Мы то, что мы едим. Правильное питание – улучшает умственные способности, развивает память, облегчает процесс обучения». Поль Брэгг
Ученые предлагают распределить все необходимые для жизнедеятельности организма продукты в виде пирамиды.
Принцип пирамиды — не новость в мире здорового питания. Идея разделить продукты на разные группы и распределить их по мере предпочтения появилась еще в начале XX века. Современная пирамида разработана Центром человеческого питания при UCLA (Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе).
Напомню в общих чертах, что она из себя представляет. Пирамида поделена на несколько сегментов — сужающихся кверху «этажей». И чем зрительно больше сегмент, тем соответственно больше должно быть таких продуктов в рационе. Все просто и ясно.

– Предлагаю каждому из вас построить собственную пирамиду питания. Для этого необходимо вспомнить все, что вы съели за один день.
На примере одного ученика строим пирамиду.
Завтрак:
Хлопья – 100 г
Молоко – 150 г
Сахар – 10 г
Обед:
Макароны – 200 г
Котлета – 80 г
Булочка – 100 г
Компот из сухофруктов (30г) + сахар (10г) – без учета воды
Полдник:
Яйцо – 40 г
хлеб – 30 г
Кофе – 10 г +10 г сахара (без учета воды)
Шоколад – 25 г
Ужин:
Рис – 200 г
Рыба – 100 г
Хлеб – 30 г
Огурец соленый – 50 г
Чай – 5 г + сахар 10 г (без учета воды)
Жир – 10 г, соль – 10 г (за весь день)
Общая масса – 1130 г без учета воды
1130 г – 100%1 г – Х % Х = 0,09%
Находим общую массу, массу разных групп продуктов и процентное содержание каждого «этажа» пирамиды:
Хлеб+зерновые – 610г * 0,09% = 55%
Овощи, фрукты – 80 г * 0,09% =7%
Мясо – 195 г * 0,09% = 18%
Молоко – 150 г * 0,09% = 14%
Разное – 95 г * 0,09% = 9%
На основании подсчетов строим свою пирамиду и сравниваем ее с общепринятой.


Сравнив две пирамиды, приходим к выводу, что пирамиды у большинства ребят не сбалансированы, т. е. питается ребенок неправильно. Чаще всего обнаруживается нехватка молочных продуктов и переизбыток жиров, сладостей.
III. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания предлагается детям совместно с родителями составить меню на один день (на неделю). Меню должно быть сбалансированным, рациональным и соответствовать общепринятой пирамиде здорового питания.