Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром и экспериментированию в подготовительной группе.
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром и экспериментированию в подготовительной группе.
Подготовила воспитатель: Баймяшкина Н. М
Тема: « Воздух – невидимка, воздух и его свойства».
ЦЕЛЬ: С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей.
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи:
Дать детям знания о свойствах воздуха:
воздух прозрачный и невидимый;
воздух есть везде;
воздух легкий, он легче воды;
ветер – это движение воздуха.
Способствовать овладению детьми некоторыми способами обнаружения воздуха в процессе экспериментальной деятельности.
Развивающие задачи:
Развивать:
познавательную активность;
память, внимание, мышление, речь, пополнить словарь детей определениями воздуха;
коммуникативные навыки, умение сотрудничать;
умственные умения: анализ, синтез, сравнение, классификация
Воспитательные задачи:
Воспитывать:
самостоятельность;
аккуратность в работе;
умение взаимодействовать в коллективе;
умение проявлять терпимость к мнению товарища;
умение не перебивать собеседника;
нравственное отношение к природе.
Материал раздаточный: полиэтиленовые пакетики, трубочки, пластмассовые стаканчики - по количеству детей.
Материал демонстрационный: полиэтиленовый пакет, к трубочке из по коктейля, привязаны с двух сторон по одному шарик.
Оборудование: технические средства обучения (система мультимедиа, компьютер, проектор).
Интеграция: познание, экспериментальная деятельность, коммуникация.
Методы: игровой, словесный, наглядный.
Предварительная работа:
Беседа о воздухе
Наблюдение на прогулке за воздухом.
Ход НОД.
Здравствуйте ребята.
Я предлагаю вам, на некоторое время, представить, что это не группа, а научно- исследовательская лаборатория. В лаборатории проводят разнообразные опыты, исследования, даже делают открытия. А мы с вами будем учеными. И так, Уважаемые коллеги, я предлагаю вам изучить свойства одного невидимого вещества, послушайте внимательно мою загадку, и вы узнаете о каком веществе, идет речь (слайд 3).
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час
Но невидим он для нас.
Совершенно верно - это воздух.
И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.
– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха
(слайд 4).
Эта удивительная оболочка называется – атмосфера (слайд 5). Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.
Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
Вывод: везде есть воздух.
– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.
Опыт №1. Как обнаружить воздух? (слайд 6).
Давайте пройдем за наши рабочие места, возьмем веера и помашем ими.
Солнце светит очень ярко
И ребятам стало жарко
Достаем красивый веер
Пусть прохладою повеет.
Помашите веером на лицо, что вы почувствовали? Это ребята, движение воздуха. Веер заставил двигаться воздух, и вы ощутили дуновение воздуха на своем лице.
Вывод: значит воздух невидимый, но его можно почувствовать.
Опыт №2. (слайд 7).
Ребята, я придумала, как нам поймать и увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст). - Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).- Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы).
Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.
ВЫВОД: Воздух находится везде.
Опыт №3. Определение запаха воздуха (слайд 8).
А как вы думаете, воздух имеет вкус? Попробуйте воздух ртом. Что вы можете сказать, поэтому поводу? У воздуха нет вкуса, а запах? Каким органом мы определяем запах? И запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Мы чувствуем запах пирожков - когда наши повара готовят на кухне. Это говорит о том, что запах воздуху придают другие вещества. Хотите, в этом убедится в этом?
Игра: «Узнай по запаху».
Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось? (нет, нос бал закрыт)
Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.
Вывод: запаха воздух не имеет, воздух перемещается.
Опыт № 4 Воздух имеет вес (слайд 9-10).
А как вы думаете, воздух имеет вес?
Посмотрите, что у меня в руках?. (к трубочке из под коктейля, привязаны с двух сторон по одному шарику).
Как вы думаете, для чего это?
Правильно, для того чтобы узнать имеет ли воздух вес?
Сейчас мы с вами это проверим. С двух сторон я подвесил одинаковые шары, подумайте и скажите, что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом?
Шарик лопнет.
Полина помоги мне проткни зубочисткой один из надутых шаров. Что произошло? Почему?
(Из шарика вышел воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднялся вверх, шарик без воздуха стал легче.)
Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?
У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
-Ой, что то я устал. Ребята давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка:
Ветер дует мне в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше, выше.
Опыт № 5 (слайд 11-12).
А теперь, коллеги, предлагаю перейти к столику, где находятся экспонаты для нашего следующего открытия. Попрошу вас сосредоточить свое внимание на те действия, которые я сейчас буду вам демонстрировать. Переворачиваю пустой стакан вверх дном и медленно опускаю в сосуд с водой. Проникла вода в стакан? Нет.
Вывод: в стакане есть воздух, и он не пускает воду во внутрь.
Снова опускаем стакан в воду, теперь немного наклоним его, что вы видите? Вода проникла в стакан.
Вывод: значит, воздух есть в воде.
Опыт № 6 (слайд 13).
Давайте пройдем к столику, где находится оборудование, которое необходимо для подтверждения нашего открытия (дети садятся за стол для каждого ребенка стоит стакан с цветной жидкостью (гуашь, мыло, вода) и соломинка). Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с цветной жидкостью. Сделали носом вдох, а теперь выдыхаем воздух в соломинку. Что вы видите? В стакане появились пузырьки, эти пузырьки и есть воздух, который мы вдохнули и выдохнули.
Начинаем сильно дуть, получается большая пена, берёт лист бумаги и прикладывает сверху стакана, держит немного, переворачивает.
Что вы видите?
А теперь проделайте этот фокус сами. Потом берём зелёную краску и сделаем кляксы слева и справа, и раздуем трубочкой. Что мы с вами сделали?
А что нам помогло рисовать?
Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 14).
•Воздух повсюду.
•Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
•Легче воды.
Уважаемые мои коллеги. Вам понравилось быть сегодня учеными? Проводить опыты и эксперименты ?, какие больше всего запомнились? Что нового вы узнали о воздухе и его свойствах? Я думаю ,эти опыты вы можете показать своим товарищами дома родителям.
Я хотела поблагодарить вас за сотрудничество, мне было очень приятно с вами проводить исследования, мы очень плодотворно поработали.
Методическая литература:
«Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
«Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 -7 лет/авт. - сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012.- 333с.
Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО – ПРЕСС », 2014.- 208с.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.