Познавательно – исследовательский проект на тему: «Геометрические фигуры» Разновозрастной старшей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 станицы Должанской муниципального образования Ейский район
Познавательно – исследовательский проект на тему:
«Геометрические фигуры»
Разновозрастной старшей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Проект подготовила:
Яшинскас Н. А.
2016 г.
Тип проекта: исследовательский
Вид проекта:
По доминирующему методу – исследовательский;
По характеру содержания – ребёнок и математематика;
По характеру контактов – в разновозрастной группе;
По количеству участников – групповой;
По продолжительности – краткосрочный.
Участники проекта: Дети разновозрастной старшей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности МБДОУ ДСКВ № 4 (возраст от 5 – 7 лет)
Сроки реализации проекта: 2 недели
Проблема: у детей недостаточно знаний о геометрических фигурах.
Цель проекта: Организация исследовательской деятельности детей при изучении данной темы. Приобретение навыков самостоятельной работы, работы в группе. Формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации. Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.
Задачи проекта:
Образовательные.
Учить применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение и. т.д.)
Систематизация и обобщение знаний по темам «Круг», «Квадрат». Условная мера измерения предметов. Повторение и закрепление приобретённых знаний.Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, весу, величине, строению, цвету).
Развивающие.
Расширение кругозора детей.Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.Развивать потребности к самообразованию.
Воспитательные.
Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса.
Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.Показать математику как интересную науку, где может проявить себя каждый ребёнок.Воспитание уважения друг к другу.Формы организации работы на занятии: индивидуальная, групповая.
Актуальность проекта: Чем глубже познает ребёнок математику, тем больше она дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.
Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином. Например: отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.
Представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.
Оборудование:
Предполагаемый результат:
1.Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о геометрических фигурах.
2.Заинтересованность детей совместно с родителями в знании геометрических фигур.
З.Развитие у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.
4.Активное участие родителей в реализации проекта.
5. Формирование у детей и взрослых определенной системы познавательно – исследовательских знаний.
Реализация проекта: 1.Подготовительный этап. 2.Разработка плана реализации проекта; 3.Подборка стихов и загадок о геометрических фигурах, дидактических игр;
4.Совместная экспериментальная деятельность.
5.Создание консультации для родителей « Формирование математических навыков у детей», «Математика – это интересно».
Этапы проекта:
1. этап – подготовительный
- Обсуждение цели и задач с детьми.
- Создание плана проекта
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
2. этап – основной (практический)
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о «Геометрических фигурах».
Социально – коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
1.Игра « Назови одним словом»
Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.
2. Игра «Подбери по величине»
Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).
3. Игра «Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур.
4.Игра «Распознавание по форме». Цель игры – сенсорное развитие, группирование по форме. Закрепить в речи детей названия геометрической формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Развитие внимания, восприятия. Расширение словарного запаса.
5. Игра «Кто больше увидит? » На доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их.
7. Игра «Посмотри вокруг » помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы . Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство.
8. Игра «Мастерим геометрические фигуры»
Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.
9. Игра «Нарисуй квадрат»
Цель: Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку.
10. Дидактическая игра «Линии и точки»
Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
развивать внимание, мыслительные операции, воображение.
Рассматривание картинок с изображением геометрических фигур.
Беседы:
«Геометрические фигуры вокруг нас»
«Что мы знаем о геометрических фигурах»
Познавательное развитие:
Опытно – экспериментальная деятельность:
«Измерение веса, определение формы»
«Тонет не тонет»
Познавательное развитие.
Развитие речи:
Пальчиковая гимнастика
1.Я рисую на песке
Словно мелом на доске
Просто пальчиком черчу
Все, что только захочу.
Раз, два, три треугольник начерти.
Вот четыре стороны
Квадрат нарисовали мы
Четыре палочки сложили
И вот квадратик получили.
Круглый круг похож на мячик
По песку он быстро скачет.
Обведем кирпич песком
Пальчиком мы целиком
И получится фигура
Ты конечно с ней знаком.
2.Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5
И фигуры называть
Вот квадрат, а вот кружок
Треугольничек и ромб,
А еще прямоугольник
И не трудно сосчитать
Их по счету ровно пять.
Загадывание загадок.
Чтение стихов.
Составление рассказа описательного характера;
Придумывание предложений с предложенными словами.
Знакомство с пословицами, поговорками.
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование. Тема: «Снежинка»
Рисование. Тема: «По замыслу»
Аппликация. Тема: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»
Лепка: «Вылепи, какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин»
Физическое развитие:
Подвижные игры:
Игра «Почини ковер-самолет»
Цели: развивать внимание, быстроту, ловкость и координацию движений, логику мышления; учить находить одинаковые геометрические формы, устанавливая между ними равенство.
Материалы: гимнастический коврик, геометрические фигуры.
Содержание: гном дарит детям ковер самолет, но для того, чтобы он полетел, необходимы геометрические фигуры, найдя и соединив две одинаковые по форме, цвету и размеру геометрические фигуры необычным способом (разными частями тела.)
Вопросы: назовите формы, которые вы соединили. Почему они равны?
Далее гном просит детей посчитать все геометрические фигуры-заплатки на ковре:
-Сколько здесь квадратов? (6)
-А прямоугольников? (11)
-Сколько кругов? (5)
-Сколько треугольников? (7)
Дети закрывают пустые силуэты геометрических форм недостающими фигурами, соединяя их разными частыми тела. Например, правая рука- левая пятка, левое колено- правый локоть, левая нога- правое ухо, «мостик» из положения упор сзади и т.д.
Правила: обратить внимание детей на правильность выполнения движений. Смену движений выполнять, не наталкиваясь друг на друга. В случае затруднения пытаться дотянуться до нужной формы разными частями тела, выполнив прогиб спины.
Игра «Собери карету»
Цели: развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве; внимательность, память, целеустремленность; учить воспроизводить постройку по образцу, на память выстраивать алгоритм построения; закреплять знание объемных геометрических форм.
Материалы: геометрические формы, при составлении которых получается карета.
Содержание: часы пробили 12 часов, и карета Золушки рассыпалась на мелкие кусочки. Надо собрать карету и помочь Золушке добраться домой. Педагог делит детей на две команды. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и запоминают расположение фигур, образец убирается. Затем они осуществляют построение кареты из объемных модулей, принося их быстрым бегом по алгоритму последовательности построения в карточке.
Вопросы:
-Из каких геометрических фигур состоит постройка? Назовите их.
-Расскажите об их расположении.
Правила: обратить внимание детей на то, что надо запомнить образец, понять, из каких фигур состоит постройка, как они расположены. Каждому следующему бегущему игроку выбирать только ту деталь, которая указана на следующей карточке в последовательности построения. Бег осуществлять быстро, детали ставить аккуратно, чтобы постройка не развалилась; возвратившись в команду, передать эстафету следующему игроку хлопком руки.
- Работа с родителями: изготовление информация в уголке для родителей.
- Использование исследовательской, игровой, познавательной, продуктивной, коммуникативной деятельности.
- Просмотр мультфильмов, презентации «Мир геометрических фигур».
Игра «Волшебные палочки»
Цели: развивать сообразительность, внимательность, комбинаторные способности, умение работать с играми- головоломками, способность к оценке и самооценке своих действий.
Материалы: гимнастические палки (по количеству детей), карточки с изображенными на них геометрическими фигурами.
Содержание: фея сказок просит детей найти настоящую волшебную палочку, чтобы нарядить Золушку на бал. Они должны, держа перед собой гимнастические палки, по группам образовать фигуру согласно карточке - из двух треугольников в виде ромба, соединяя концы палок. Затем по сигналу двое детей с палками должны переместиться на новое место так, чтобы получилась фигура, похожая на волшебную палочку, педагог сравнивает образованные палочки с образцом и объявляет группу, которой удалось построить настоящую волшебную палочку.
Правила: напомнить детям, что при перестроении палку держать перед собой двумя руками, соединяя конец с палкой товарища. По сигналу быстро осуществлять перестроение, предлагая свой вариант.
Большой мяч
Цель: Тренировка точности движений, концентрации внимании, быстроты реакции.
Материал: большой мяч.
Ход игры: Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине и старается выкатить мяч из круга ногами.
Тот, кто пропустит мяч между ног, становится водяищим, но уже за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру, а водящий должен вкатить мяч в круг. Так игра повторяется несколько раз.
Мяч нельзя брать в руки в течение всей игры. Он не должен подниматься выше колен играющих.
Передай мяч
Цель: Тренировка точности движений, концентрации внимания, быстроты реакции.
Материал: мячи среднего диаметра (1-3 шт.).
Ход игры: Стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
3 этап проекта – заключительный:
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2.
3. Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о геометрических фигурах.
4. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыковов.
Дети приобрели новый опыт исследовательской деятельности,
расширили свой кругозор и мыслительную деятельность,
Сам процесс и результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость, осознание для чего нужны геометрические фигуры. Своей работе, дети могут осознанно отвечать на вопросы, которые интересовали их до начало работы над проектом.
План мероприятий: проекта «Геометрические фигуры»
№
Содержание
Участники проекта
1
Беседа: «Геометрические фигуры вокруг нас»
Воспитатель
дети
2
Дидактические игры:
«Назови одним словом»
«Подбери по величине»
«Чудесный мешочек»
«Распознавание по форме»
«Кто больше увидит? »
«Мастерим геометрические фигуры»
«Посмотри вокруг »
«Нарисуй квадрат»
«Линии и точки»
Воспитатель
дети
3
Изготовление геометрических фигур
Воспитатель, родители, дети
4.
Просмотр мультфильмов: Развивающие мультики про геометрические фигуры.
5
Художественное творчество. Лепка
«Вылепи, какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин»
Воспитатель
дети
6.
Аппликация. «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»
Воспитатель
дети
7.
Рисование. Тема: «Снежинка»
Воспитатель
дети
8.
Рисование. Тема: «По замыслу»
Воспитатель
дети
9.
Игра «Разрезные картинки»
Воспитатель
дети
10.
Конспект занятия: ««Что мы знаем о геометрических фигурах».
Воспитатель
дети
11.
Просмотр презентации «Геометрические фигуры»
Воспитатель
дети
12.
Игра инсценировка «Узнай геометрическую фигуру»
Воспитатель
дети
13.
Опытно – экспериментальная деятельность:
«Измерение веса, определение формы»
«Тонет не тонет»
Воспитатель
дети
14.
Подвижные игры
Воспитатель
дети
15.
Разучивание стихотворений
Воспитатель
дети
16.
Разучивание пальчиковых гимнастик
Воспитатель
дети
17
Создание консультаций для родителей
Воспитатель
18.
Разучивание стихотворений
Воспитатель
дети
19
Создание копилки загадок о геометрических фигурах
Воспитатель
20.
Выставка рисунков «Наши геометрические фигуры»
Воспитатель
дети
Список используемой литературы:
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2012г.
2. Дыбина О. В.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011 г
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
4. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 -7 лет - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г
Интернет – ресурсы:
1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/15/didakticheskie-igry-na-temu-geometricheskie-figury
2. http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-geometricheskie-figury-85007.html
3. http://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-organizovannoy-uchebnoy-deyatelnosti-temageometricheskie-figuri-263877.html
4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2015/02/03/podvizhno-didakticheskie-igry-s-matematicheskim-soderzhaniem
5. http://www.razumniki.ru/podvignye_igry_s_myachom.html
6. http://multyasha.com/razvivayushie-multfilmi/1360-multfilmy-pro-mashinki-geometricheskie-figury.html
7. http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-geometricheskie-figury
8. http://www.roditeli.ua/deti/development_poetry/geometric_shapes
9.https://globallab.org/ru/project/cover/geometritcheskie_figury_vokrug_nas.html#.VsNkWG48BS4
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 515