Тема: «Типы текстов» Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о типах текстов.

КОНСТРУКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
по производственной практике «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46 специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Устюжаниной Екатерины Васильевны.
I семестр 2015-2016 учебного года
Дата: 16.12.2015
ОУ № 23
Класс 3
ФИО учителя класса: Заинчковская Ирина Александровна
ФИО методиста: Соломина Елена Владимировна Подпись:________________
Программа: «Школа России»
Тема: «Типы текстов» Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о типах текстов.
Планируемый результат:
Личностный – демонстрируют умения осознавать и определять свои эмоции и эмоции других людей, сопереживания; ориентацию в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей, доброжелательность.
Метапредметный – демонстрируют умение самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы; умение оценивать свою работу на уроке; умение извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения; умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; владеют диалогической и монологической речью; демонстрируют умение задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Предметный – демонстрируют умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение; способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации; стимулировать познавательную активность учащихся.
Задачи:
Воспитательная задача – Развивать умения осознавать и определять свои эмоции; умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей, доброжелательность.
Развивающая задача – Развивать регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы; развивать умение оценивать свою работу на уроке; познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения; коммуникативные УУД: высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; развивать диалогическую и монологическую речь; задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Образовательная задача – обобщить знания об умении распознавать текст описание, повествование, рассуждение; способствовать развитию умения дифференцировать типы текстов в зависимости от выбранной ситуации; стимулировать познавательную активность учащихся.
Тип урока: Обобщения и систематизации знаний.
Оснащение: компьютер, проектор, индивидуальное: учебник, презентация, карточки с заданиями
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Принципы обучения и воспитания:
Принцип диалогизации (учить с помощью диалога взаимодействует с обучающимися);
принцип наглядности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности;
принцип создание положительного эмоционального подъёма;

Методы обучения и воспитания:
По источнику получения знаний (Перовский С.И., Голант Е.Я.) – словесный: беседа; наглядный: демонстрация, практический: упражнение, работа с учебником.
По уровню включения в продуктивную деятельность (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.) – частично-поисковый, проблемный.
Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.
Методы организации учебно – познавательной деятельности: методы самостоятельной работы.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля.

План урока:
1.Мотивация к учебной деятельности (1-2мин).
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (10-15мин).
3. Комплексное применение и систематизация знаний (15-20мин).
4.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.(2-3мин).
5. Информация о домашнем задании(2-3 мин).
6.Рефлексия учебной деятельности (1мин).

Использованная литература:

Список литературы:
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
А. Я. Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
А.Я. Данилюк. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Интернет ресурсы:
13 LINK "http://logomamik.ru/artikulyatsionnaya-gimnastika-v-sti
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Ход урока
Этапы урока, задачи работы
Методы и приемы обучения и воспитания
Деятельность учителя, обучающихся
Планируемый результат с учетом формируемых УУД

1)Мотивация к учебной деятельности
Задача: Смотивировать детей на предстоящую деятельность.
По источнику получения знаний:
Словесные (беседа)
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (игровые ситуации).
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Васильевна.
Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем.
– Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением.
Проверим готовность к уроку. У вас на партах должны лежать тетрадь, учебник, дневник и пенал. Если у вас все готово, сядьте красиво, руки на парту, ноги поставьте ровно, выпрямите спину, чтобы я видела, что вы готовы к работе.
Личностные УУД:
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других.

2) Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Задача: Повторить материал, изученный на предыдущем уроке, сформулировать тему и задачи урока.
По источнику получения знаний:
Словесные (беседа), демонстрация,
Метод развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием
-Ребята, скажите пожалуйста, что вы изучали на прошлом уроке ?(типы текстов)
– Сейчас я вам прочитаю предложения, а вы внимательно слушайте, после прочтения я вам задам вопросы.
Настала долгожданная зима. Все дороги покрыты белым снегом. Постепенно начинает темнеть. На тропах появился небольшой ледок. Морозно! Выпал свежий снежок. Всё побелело, будто накрыто пеленой.
-О каком времени года я вам сейчас прочитала? (о зиме)
-Как автор описывает зиму?(дороги покрыты белом снегом, начинает всё темнеть, появился небольшой ледок, морозно)
- Все эти предложения как-то связаны между собой? (Да)
- Что же это я сейчас прочитала? (текст)
-А кто мне скажет что такое текст?
(Текст- несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.)
-А какие типы текста вы знаете?(повествование, описание, рассуждение)
-Ребята, посмотрите пожалуйста на экран, тема урока у меня зашифрована, для того, чтобы узнать тему урока, попробуйте её расшифровать .
«ВОТСКЕТ ЫПИТ»
-Кто скажет, какая тема нашего сегодняшнего урока?
«Типы текстов»
-Что мы сегодня с вами будем повторять?
Задачи урока:
повторим виды текстов,
потренируемся определять текст повествование, описание, рассуждение.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы
Познавательный УУД: извлекать информацию представленную в разных формах.

3)Комплексное применение и систематизация знаний.
Задача: систематизировать имеющиеся знания в процессе выполнения практических упражнений.
По источнику изложения учебного материала:
Словесный (беседа).
Практические: упражнения.
Метод контроля.
Методы получения новых знаний: объяснение.
- И так, давайте ещё раз повторим типы текстов.
-Петя назови их пожалуйста:
1.Повествование
2.Описание
3.Рассуждение
-Что вы знаете о тексте повествование?
(Описываются события в определенной последовательности.)
Повествование - связный рассказ о каких либо событиях, следующих друг ха другом, чьих либо действиях.
Например:
Текст повествование - это когда тебе что-то рассказывают, сегодня на улице холодно, - тебя оповестили о том, что сегодня на улице холодно. Или - Я пошёл на улицу. Там я видел птицу. Она улетела.. . и т. д. Это так же повествование, тебя оповестили обо всех событиях))))
-Что вы знаете о тексте описание?
Тексты - описания могут описывать какой - то предмет или явление. Тексты – описания описывают животных, растения, природу, людей. Что может описывать текст описания? 1. Описание внешнего вида. 2. Особенности характера, повадки, образ жизни. 3. Личное отношение автора.
-Что вы знаете о тексте рассуждение?
текст-рассуждение, это рассказ, в котором ты РАССУЖДАЕШЬ на определенную тему и приходишь к какому-либо выводу.
Рассуждать -значит доказывать.
Рассуждение разъясняет или доказывает основную мысль, определённую точку зрения, говорит о причинах явлений или событий.
Пример: Книги надо беречь, они дают нам много знаний. С помощью книг мы окунаемся в другой мир мир фантазий, интриг, знаний, смеха, добра или зла. Порой книги открывают нам то, что мы не знаем, о чем даже не подозреваем: тайны океана или космоса, строение растений или мельчайшей клетки. Книги развивают нашу речь. С их помощью мы учимся читать и писать. Все должны читать книги, чтобы больше знать, накапливать опыт, оттачивать мастерство в той или иной профессии. А чтобы передать это будущим поколениям, существуют умные, добрые хорошие книги.
-Мы вспомнили изученный материал, который вам необходим для выполнения заданий.
Для того чтобы, закрепить наши знания о типах текстов, выполним упражнение на соотнесение текста с типом текста.
Работать будете в паре.
Сейчас каждая пара получает по карточке с заданием, и думает какой текст к какому типу относится. Вам нужно соединить текст с типом текста стрелочкой. На работу вам 5 минут.
1.У моего лучшего друга из деревни есть охотничий пес - Кузя. У него махровые черные ушки. У Кузи очень нежная шерстка на спинке и животе. Он никогда не подводил своего хозяина, еще у него был тонкий очень теплый дружеский характер.
Одним словом, он -самый лучший и преданный друг. (Описание)
2.Дельфин-это млекопитающее. Детёныши дельфина вскармливаются на молоке, как и другие детёныши млекопитающих. Они не вылупляются из яйца, а рождаются сразу живыми. У дельфинов нет жабр, и они дышат лёгкими. Следовательно, дельфин- это млекопитающее.(Рассуждение)
3. Я встал с кровати и сразу выглянул в окно. Солнце только поднималось из-за горизонта. Я положил учебники в портфель, умылся. Мама приготовила мне кашу на завтрак. Она была очень вкусной! Я надел куртку и шапку, взял портфель и пошел в школу. (Повествование)


Проверка:
-Почему 1 текст относится к типу Описание?
(идёт описание псаКузи, описывается его внешность. Описание животного, очень много встречается имён прилагательных.
2 текст относится к типу Рассуждение. В этом тексте присутствует объяснение. Идёт доказательство почему дельфин- млекопитающее, сделан вывод.
3 текст повествование потому что сообщается о последовательности событий.
Вывод: Таким образом, мы с вами отработали умения соотносить текст с типом текса. Молодцы, я очень довольна вашими результатами.
Физ. минутка.
-А сейчас все тихо встали,
быстро руки вверх подняли,
в стороны вперёд назад,
повернулись вправо, влево
тихо сели вновь за дело.
-Молодцы, присаживайтесь.


Познавательные УУД:
Демонстрируют:
умение извлекать информацию из текста;
умение на основе анализа объектов делать выводы;
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Регулятивные УУД:
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;


4.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.
Задача: проверить. изученный материал, в процессе выполнения самостоятельной работы.

По источнику изложения учебного материала:
Словесный (беседа).
Практические: упражнения.
Метод контроля.
Методы получения новых знаний: объяснение.
Сейчас вам предлагаю выполнить следующее упражнение. Я буду читать вам текст а вы будете отмечать только одной буквой к какому типу текста этот текст относиться. Описание(О), повествование(П), рассуждение(Р).
-Слушаем первый текст.
1 текст. Барсук – это довольно крупный зверь с серебристо-серой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – чёрная полоса. Лапы сильные с крепкими когтями. Этими лапами он роет норы, ловко выкапывает корешки, эти лапы служат ему и для обороны. (О)
2 текст.   Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 1520 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.(П)
3 текст. Почему я берегу книги? Во-первых каждая книга очень дорогая, так как она состоит из большого количества бумаги, а бумагу делают из дерева. Во-вторых книга очень важна для человека, так как он узнает из нее много нового и интесного для себя. И так, и с экономической и духовной точки зрения книга- очень дорога, и поэтому я берегу ее. (Р)
Давайте проверим что у вас получилось?
1 текст описание(О),2 текст повествование?(п),3 текст рассуждение.
-Сейчас я предлагаю вам открыть печатную тетрадь на с.42 и выполнить упражнение. Самостоятельно придумай и запиши текст-описание, и текст -рассуждение. Мы напишем только текст описание. Тема текста описания «Зимний лес»
Познавательные УУД:
Демонстрируют:
умение извлекать информацию из текста;
умение на основе анализа объектов делать выводы;
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Регулятивные УУД:
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;


5.Информация о домашнем задании.
Задача: проинструктировать о домашнем задании.
По источнику получения знаний:
Словесные (беседа)
Открываем дневники, записываем домашнее задание. Вам нужно будет написать текст описание Тема: Моё любимое животное.. Достаточно будет 3-4 предложения.


6) Рефлексия учебной деятельности
Задача: провести рефлексию деятельности.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
(Поощрение. Создание ситуации успеха)

-Ребята давайте вспомним тему нашего сегодняшнего урока?
(типы текстов)
-Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?
1.повторяли виды текстов,
2.тренировались определять текст повествование, описание, рассуждение.
-Что было самое интересное?
-У кого возникали трудности на уроке?
- Ой, на нашей доске что-то появилось! Да ведь это колобки. Только у них чего-то не хватает.
- Колобки просят вас нарисовать им ротики. А вот от того, какой ротик вы нарисуете, я пойму, понравился ли вам урок, комфортно ли вам было на уроке:
- Спасибо ребята, за хорошую дисциплину. До свидания!
Личностные УУД: самоопределение
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической формы речи
Регулятивные УУД: умение оценивать свою работу на уроке.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




15