Конспект открытого занятия«Использование мнемотехники для социально-коммуникативного развития детей с нарушением речи в подготовительной логопедической группе» Тема: «Как помочь перелетным птицам весной?»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 14.









Конспект открытого занятия
«Использование мнемотехники для социально-коммуникативного развития детей с нарушением речи в подготовительной логопедической группе»

Тема: «Как помочь перелетным птицам весной?»





Подготовила: учитель-логопед
детского сада№14 Шишляникова Л.Ф.





г. Новочеркасск 2015г.


Цель: Создание условия для составление рассказа по серии сюжетных картин (ССК), с использованием пиктограмм.

Задачи :
Коррекционно- образовательные:
- расширять знания о перелетных птицах и явлениях весны посредством беседы;
- продолжать учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин (ССК) с опорой на план ( пиктограммы) и с помощью слова- подсказки логопеда , д\игры« Продолжи мое предложение»
Коррекционно –развивающие:
- продолжать учить детей обогащению повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, синонимами ) посредством использования речевого упражнения « Скажи иначе»;
- упражнять в подборе вариантов придумывания названия рассказа по данным ССК;
- продолжать развитие словесно-логического мышления и произвольного внимания у детей с помощью д\игры «Что сначало-что потом» ;
-развитие мелкой моторики посредством использования пальчиковой гимнастика « Птички» ;
Коррекционно-воспитательные задачи: формировать у детей навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности посредством использования психогимнастики « Круг добра» ;
- воспитание бережного, заботливого отношения к перелетным птицам .

Оборудование:
- экран, ноутбук;
- аудиозапись голоса скворца, его изображение;
- конверт от лесовичка- старичка и птиц : флешкарта, 2 файла:
а) три сюжетные картины (демонстрационные),
-б) демонстрационный графический план(рисунки -помощники)по ССК « Скворечник»
- значки- призы.









I часть. Интеллектуальная разминка
Организационный момент.
Психогимнастика «Круг добра»
«Дети, поприветствуйте уважаемых гостей .Становитесь в «Круг добра», касаясь ладонями друг друга. Улыбнемся и произнесем добрые, ласковые слова друг другу по цепочке.)
-«Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра».
. 2.
«Дети, какое время года наступило?»
- «Весна!»
- «Правильно! А какой из признаков весны вы знаете?»
-«Прилет птиц»
- «Вот, какое чудесное дерево у нас.
Здесь и совушка, и дятел, и сорока, и сойка. А как эти птицы называются?»
- «Зимующие».
- «А кто у нас вестники весны? «
- «Грачи, скворцы и ласточки»
«Многие птицы уже возвращаются домой »
3. Сюрпризный момент. «Ой, я совсем забыла вам сказать, что в наш детский сад «Звездочка» принесли необычное письмо из леса. Как вы думаете от кого оно? (от перелетных птиц). Каких птиц ? ( скворцов).
Интересно, что в нем? Что это? ( флешкарта). Интересно, какую информацию она содержит? Слайд 1- фото и голос скворца
-« Кто же это? Что за певец угадали? Тогда слушайте загадку:
« Едва возвращается этот певец
В свой на шесте деревянный дворец,
Как все понимают- весна наступает и
Долгой зиме будет скоро конец!». ( скворец)
-«А что это за деревянный дворец на шесте ? Кто знает? Правильно- это скворечник».
-« Ребята, вы поняли ,что сказал скворец ? А я понимаю язык птиц .Вот что он
сказал:
Текст:
«Я – маленький скворец,
Я хочу прилететь домой, но мне негде жить и выводить птенцов. Пожалуйста, помогите!»
-(ответы)
-«Почему он так сказал?( Он сказал, что ему некуда возвращаться, его домик –скворечник осенью уже был старым и ветхим .Он может совсем разрушиться и его птенцам грозит опасность). Что он у нас просит? ( помощи) А как вы думаете, почему именно скворец просит у нас помощи , а не другие перелетные птицы?
Потому что скворцы не вьют гнезд, как некоторые другие перелетные птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев или в специальных домиках, построенных людьми. Домики эти называются как? ( скворечники)».
- «Бедные птахи, как же им помочь? (ответы)
-« Кто им может помочь?» ( ответы – мы люди)

« Ведь птицы нуждаются в нашей заботе и внимании не только зимой, но и весной, когда возвращаются домой . Поэтому и весной люди устраивают праздники для птиц. Что делают люди на этих праздниках?»
( изготавливают скворечники- домики для птиц, идут в парк и развешивают их на деревьях).

3 Физминутка « Птенец» (речь с движением):
« Спал птенец и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Повернулся, оглянулся,
Прыгнул вверх и полетел»
:

II часть. Основная часть.
1Рассмамтивание иллюстраций «Скворечник»
–« Ой, посмотрите в нашем конверте что-то еще осталось? ( 2 файла : в одном 3 сюжетные картины, во втором – графический план- рисунки- помощники от скворцов - ( пиктограммы).
-«Что это? Посмотри, Настя?»
- «Это картины, ой, я их уронила. Как теперь в них разобраться?»
«Посмотрите и помогите разобраться что сначала, что потом».
Игра «Что сначала- что потом?»- развитие логического мышления.
- «Объясните, почему это 1 картина? Почему- 2 картина, третья, четвертая?»
- «Если мы разложим картины, что у нас может получиться?» (Рассказ)

· - «Правильно! Давайте придумаем ему название!» («Как помочь птицам весной?»», «Скворечник», «Дети и скворечник», «Помогите птицам весной!»)
2. Беседа по содержанию сюжетных картин:
-« Посмотрите на 1-ю картинку!
-«Какое время года здесь изображено? Чем вы можете подтвердить, что это весна? Почему скворечник пришел в негодность за зиму? Каким стал скворечник? Подберите слова- признаки ( черным. дряхлым, ветхим, старым, поломанным) . Что решили сделать дети, когда увидели ветхий ,старый скворечник?
-Теперь посмотрите на2- ю картинку! Расскажите о том, что вы видите на этой картинке? Кого вы видите ? Где находятся дети? Что делают мальчики и девочки? Чем они работают? Сколько скворечников они смастерили? Дети очень радовались новым скворечникам?
-Кого вы видите на 3-ей картинке? Что сделали дети для птиц? Кто прилетел к скворечнику? Почему дети и учитель отошли в сторонку,когда прилетели скворцы? Как вы думаете ,чему рады люди? (ответы)
Вот мы и узнали интересную историю, которую нам хотел сообщить скворец.

3. Коллективное составление предложений
(по подсказке - одному слову логопеда).
- «А чтобы составить интересный рассказ нам поиграем в игру:
«Продолжи мое предложение!»
Картина 1.« Наступила..Однажды..Дети Скворечник
Картина 2».Мальчики ДевочкиРебятаСкворечники
Картина 3. «Дети.Скворечник.Скворцы . Ребята
4. Речевое упражнение «Скажи иначе» (Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синонимы к каждой картине)). « Как можно сказать слово по другому? Подумайте!»
Картина 1: Однажды весенним (теплым, солнечным, радостным)днем.. Дети увидели (заметили, обнаружили, нашли) скворечник Скворечник был ветхим( старым, черным, сломанным)
Картина 2:Мальчики и девочки сматерили (построили)скворечник
Девочки помогали( поддерживали). Скворечники получились новые (красивые, замечательные).
Картина 3: Учитель и дети повесили скворечник(прикрепили, привязали) к дереву. Скворцы прилетели(примчались)к скворечнику. Дети радовались(веселились).
5. Пальчиковая гимнастика « Птички»
Птички прилетели (делаем «клювик»)
Крыльями махали («машут» крыльями)
На деревья сели, (пальцы широко вверх)
Вместе отдыхали ( делаем «клювики»)
- «Молодцы! Мы с вами вместе составили прекрасные предложения , но теперь их надо объединить в целый рассказ о помощи перелетным птицам( о скворечнике, который стал новым , благодаря детям).
«Как вы думаете, зачем птицы прислали нам эти картинки? ( ответы) Чтобы мы составили свой рассказ о скворечнике и скворцах!
-«Этот рассказ мы составим, чтобы привлечь внимание всех людей для организации еще большей помощи перелетным птицам-скворцам! Чтобы все узнали, как им живется тяжело без новых скворечников. Мы запишем этот рассказ и разошлем по электронной почте, чтобы люди всей земли откликнулись на наш призыв о помощи птицам весной!»
-«А помогут нам в этом вот эти рисунки- помощники( пиктограммы) от птиц , которые были тоже в конверте.
-Что это?( ответы- схемы)
( План рассказа –пиктограммы).
6. « Работа с пиктограммами»:
Рассматривание рисунков и их объяснение!»
1-й рисунок : снежинки- это что?( снег),солнце-это тепло, дети -это 2 мальчика и 2 девочки, дерево, домик на шесте-скворечник , весь этот рисунок что обозначает ? : (дети увидели на дереве ветхий скворечник).
2-й рисунок:4 мальчика и 2девочки, инструменты , домики-скворечники - весь этот рисунок обозначает что? ( дети мастерят на уроке новые скворечники),
3-й рисунок: дети, учитель, дерево, домик на шесте , птички- весь этот рисунок обозначает что? (дети повесили новый скворечник и прилетели скворцы),
- «Вы хорошо умеете составлять план рассказа с помощью рисунков.


7. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа.
-Все правильно, теперь переходим к составлению рассказа «Скворечник». полностью .
- Ваши истории запишет Раиса Леонидовна, чтобы их прочитали ваши родители , и другие люди земли. Постарайтесь рассказать интересную историю. Успеха вам! Но, помните, важно следить за рассказом товарища, чтобы быть готовым продолжить его».
8. Рассказы детей.
-« А вот и конец рассказа. Как в рассказе дети отнеслись к скворечнику и скворцам?
Как люди должны относиться к птицам и зверям, природе? (ответы )
Правильно, ведь птицы , как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые словно существуют для того, чтобы дарить людям радость. И мы должны эту радость сохранить!

III часть. Подведение итогов занятия.
- «Наша встреча подходит к концу.
- Вот мы и сочинили интересные рассказы. Теперь их прочитают все, и захотят помочь всем перелетным птицам ! Особенно скворцам!
-Ребята, удалось ли нам выполнить просьбу скворцов? ( ответы)
Да, теперь они будут спокойны! Мы – люди их не подведем!
Об этом мы должны помнить всегда! А сейчас, предлагаю послушать стихотворение «Скворец»:
А у нас в саду жилец
Бойкий, маленький скворец
Тихий сад повеселел
Оттого ,что он запел.
С солнцем скворушка встает
Ест жучков, росинки пьет
Сдвинув шапку набекрень
Распевает целый день.
.




15