Конспект для старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 16 «Ёлочка»
Ступинского муниципального района
Московской области
Конспект ООД
по познавательно-исследовательской деятельности
«Дикие животные зимой»
в подготовительной группе
компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи «Ромашка»
Воспитатель
МАДОУ д/с №16 «Ёлочка»
Коршакова О. С.
Ступино, 2016 г.
Программные задачи:
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к животным, любовь к природе;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с жизнью диких животных;
- обобщить и систематизировать знания детей о диких животных;
- дать представления о травоядных, всеядных и хищных животных;
- закреплять название детёнышей диких животных;
- закреплять умение детей называть детёнышей животных в единственном и множественном числах;
- закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением;
- закреплять умение отгадывать загадки;
- активизировать мыслительную деятельность;
- активизировать речь детей.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность;
- развивать познавательную и речевую активность;
- развивать мелкую и общую моторику рук, координацию движений.
Ввести в активный словарь детей слова: травоядные животные, всеядные животные, хищники.
Ввести в пассивный словарь детей слова: дупло, берлога, длинноухий
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом», разучивание физкультминутки «Медвежата», чтение рассказов и сказок о диких животных, беседа «Подготовка диких животных к зиме».
Материал: иллюстрации диких животных, картины про диких животных, мяч, листы с заданиями, цветные карандаши.
Ход ООД:
Воспитатель: Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть от вашей улыбки станет всем хорошо и хорошим станет ваше настроение.
Дети приветствуют гостей.
Воспитатель: На нашем занятии будет много интересного, познавательного и поучительного. Попробуйте догадаться о ком или о чём мы будем сегодня с вами говорить?
Ёж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год
Волка, зайца, и лису
Ты зимой найдёшь в лесу.
Дети: Мы будем говорить о диких животных.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а почему они называются дикими?
Дети: Потому что эти животные живут в лесу без человека.
Воспитатель: Правильно. Им не помогает человек. Так давайте узнаем, как дикие звери готовятся к зиме.
Воспитатель: Ребята, а сколько месяцев длится зима?
Дети: 3 месяца длится зима.
Воспитатель: Андрей, а как называются эти месяцы?
Андрей: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Ребята, давайте все хором повторим три зимних месяца.
Дети хором повторяют.
Воспитатель: Ребята, давайте узнаём, как дикие животные живут долгой и снежной зимой. Присаживайтесь на свои стульчики.
Дети садятся полукругом на ковре.
Воспитатель достаёт конверт.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что в конверте?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда садитесь поудобнее – спинки выпрямите, ножки вместе.
Воспитатель открывает конверт.
Воспитатель: Ребята, в конверте снежинки, а на них загадки. Давайте их отгадаем. Будьте внимательны, если правильно отгадаете, то отгадка появится у нас на доске.
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дубле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? Кто это?
Воспитатель: Правда, белка.
Воспитатель показывает картину с изображением белки и зайца.
Воспитатель: А где живет белка?
Дети: Белка живет на дереве, в дупле.
Воспитатель: Саша, где живёт белка?
Саша: На дереве в дупле.
Воспитатель: Как же белка готовится к зиме?
Дети: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в дупле, землю. И достать их оттуда может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Иногда она забывает, где спрятала свои сокровища, и тогда, на этом месте вырастает дерево. Грибы они нанизывают на ветки. Зимой шубка становится очень мягкая, пушистая, а цвет сероватым. Своё дупло белка сооружает на высоких елях или соснах. Внутри него мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.
Воспитатель: А вот еще загадка.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета.
Дети: Заяц.
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: Потому что заяц летом серый, а зимой белый.
Воспитатель: Правильно. А почему заяц и белка меняют зимой свой окрас?
Дети: Для того чтобы лиса и волк их не съели.
Воспитатель: Правильно. Зайцу и белке помогает маскироваться белая шубка зимой. Питается зимой заяц корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зубы у этого животного растут всю жизнь и стачиваются, когда он грызет кору. Иногда зайцы приходят на огороды и обгрызают капустные кочерыжки, а если в саду стволы молодых яблонек, то заяц может обгрызть с них кору. Постоянного жилища у него нет. В сильные холода прячется под заснеженными кустами. Зайцу любой куст – дом родной.
Белка ест только грибы, орехи, жёлуди, а заяц – кору, веточки. Именно поэтому их называют травоядными. Травоядные животные – это животные, которые едят только орехи, грибы, ягоды, травку, корешки, кору, ветки. Ребята, кто такие травоядные животные?
Дети: Травоядные животные – это животные, которые едят только орехи, грибы, ягоды, травку, корешки, кору, ветки.
Воспитатель: Молодцы. А каких еще травоядных животных вы знаете?
Дети: Лось, бобры.
Воспитатель: Правильно. Ребята, белка и заяц приготовили для вас игру. Хотите поиграть?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда выходите на коврик.
Проводится дидактическая игра с мячом «У кого кто?»
Воспитатель: Я буду называть животное, а вы его детёныша. У медведицы один?
Дети: Медвежонок.
Воспитатель: А если их много?
Дети: Медвежата.
Воспитатель: У лисицы?
Дети: Лисёнок, лисята.
Воспитатель: У белки?
Дети: Бельчонок, бельчата.
Воспитатель: У волчицы?
Дети: Волчонок, волчата.
Воспитатель: У ежихи?
Дети: Ежонок, ежата.
Воспитатель: У зайчихи?
Дети: Зайчонок, зайчата.
Воспитатель: У лосихи?
Дети: Лосёнок, лосята.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Присаживайтесь на стульчики.
Дети садятся.
Воспитатель показывает картину детям.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину, попробуйте найти здесь медведя.
Воспитатель показывает детям, как в берлоге спит медведь..
Воспитатель: А где спит медведь?
Дети: Медведь спит в берлоге.
Воспитатель: Артём, где спит медведь?
Артём: Медведь спит в берлоге.
Воспитатель: Ребята, а как готовится медведь к зиме?
Дети: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу.
Воспитатель: Правильно, ребята. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом, такую мягкую постель готовит себе медведь в какой - нибудь яме, которую накроет потом веточками. В ноябре забирается туда и погружается в сон. Спит медведь беспокойно. Если что-то его потревожит, он может бросить берлогу и соорудить другую. Медведь ест ягоды, орехи, муравьев, личинки жуков, рыбу, мёд. Животные которые едят и растения и мясо называются всеядные. Как называются животные, которые едят и растения и мясо?
Дети: Всеядные.
Воспитатель: Молодцы. А как вы думаете, какие еще животные всеядные?
Дети: Кабан, ёж.
Воспитатель: Правильно. А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Медвежата». Выходите на коврик.
Физкультминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
(Руки на пояс, повороты головы вправо – влево)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
(Ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны туловища вправо влево)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
(Ходим, как медвежата, делаем наклоны вперед)
Вот болотце на пути,
Как его нам перейти?
Прыг да скок, прыг да скок,
Веселей скачи, дружок.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)
Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь на свои места.
Дети садятся.
Воспитатель: Еще есть загадка. Послушайте внимательно, кто это?
За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя; Промелькнуло, пробежало Нет ни дыма, ни пожара.
Дети: Лиса.
Воспитатель: Правильно, а почему вы так решили?
Дети: Потому что лиса рыжая.
Воспитатель: Верно. А лиса меняет шубку зимой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно. Шубка лисы становится более густая и теплая. Зимой не спит, нападает на более мелкую живность – зайцев, мелких грызунов, птиц. Ребята, а где живет лиса?
Дети: В норе.
Воспитатель: Правильно. Нору лиса роет в рощах, на склонах холмов и оврагов. Почему кончик её хвоста белый? Не только для красоты. Когда в сумерках лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста для них служит ориентиром, не даёт потеряться, сбиться с пути. Для чего нужен белый кончик хвоста лисе?
Дети: Для того, чтобы в сумерках лисята не потеряли маму.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами знаем, что каждое животное, отличается друг от друга своими характерными особенностями. Например: волк серый, злой, голодный. Как можно сказать про зайца?
Дети: Трусливый, длинноухий, серый, белый
Словесная игра «Подбери определения»
Индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: Белка какая?
Дети: Хитрая, быстрая, рыжая, серая
Воспитатель: Медведь какой?
Дети: Большой, бурый, неуклюжий, лохматый
Воспитатель: А заяц какой?
Дети: Длинноухий, пугливый, трусливый.
Воспитатель: А ёжик какой?
Дети: Колючий, маленький.
Воспитатель: Молодцы. И вот последняя загадка.
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный?
Если долго в брюшке пусто,На луну он воет грустно.
Дети: Это волк.
Воспитатель: А почему вы так подумали?
Дети: Он воет на луну.
Воспитатель: Правильно. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы. Живут они в норах, которые роют в рощах, на склонах холмов и оврагов. Лиса и волк едят других животные. Поэтому их называют – хищники. Хищники – это животные, которые едят других зверей. Как называют животных, которые едят других животных?
Дети: Хищники.
Воспитатель: Правильно. Давайте немного отдохнём и поиграем в пальчиковую игру «Дикие животные»
Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»
У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих руках.)
Есть нора надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно.)
Всем тепло, уютно в нем.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь давайте выполним задание. Вам надо зачеркнуть животных о которых мы сегодня не говорили.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: У тех животных , которых мы не зачеркнули закрасьте кружочек зеленым цветом у того, который является травоядным, синим цветом-у животного, который всеядный и красным цветом – у животного, который хищный.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Про каких зверей мы с вами сегодня разговаривали?
Дети: Мы говорили про диких животных: белку, зайца, медведя, лису, волка.
Воспитатель: Что вам сегодня понравилось на занятии?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Вы очень хорошо сегодня занимались.
Рисунок 2D:\ОЛЯ\Документы\Оля. Работа\Конспекты занятий\открытое занятие Животные зимой\6.jpgРисунок 3D:\ОЛЯ\Документы\Оля. Работа\Конспекты занятий\открытое занятие Животные зимой\elephant-23.gif