Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО Тема «Чудо-камень»


Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
«Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1373»
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Конспект занятия
познавательно-исследовательской деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
в соответствии с ФГОС ДО
Тема «Чудо-камень»
Автор –воспитатель
ГБОУ школа №1373
ОДО №1
Чигирина Н.А.
Москва 2016
Организация экспериментальной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема «Чудо-камень»Цель - познакомить детей со свойствами магнита средствами исследовательской деятельности.
Задачи:
поддерживать интерес детей к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;
развивать у детей способности анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать предметы и их свойства;
развивать способность детей вести целенаправленную деятельность – отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту);
расширять естественнонаучный опыт детей, связанный с познанием свойств материалов, из которых сделаны предметы;
мотивировать детей на дальнейшие исследования
активизировать словарный запас детей.
Планируемый результат: • Актуализация знаний из жизненного опыта детей о том, где встречается магнит, кому и зачем нужны свойства этого материала;• Открытие нового знания о свойствах магнита посредством экспериментирования, анализа собственных действий и осмысления полученного результата. 
Ход занятия
Воспитатель: Я хочу рассказать вам одну интересную легенду: В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой – притягивать к себе некоторые предметы.
Неподалеку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей.
Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает.
Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется. Но как ни был Магнитолик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.
- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?
- Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы? Ответы детей.
Показ магнита.
Воспитатель: Вот перед нами обычный магнит, Много секретов в себе он хранит.
- Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?
Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем: «Важное дело – эксперимент! В нем интересен нам каждый момент».
Опыт №1 «Все ли притягивает магнит?»
Нам понадобится: подносы с предметами из различных материалов (скрепки, шурупы, болты, кусочек ткани, деревянный кубик, пластмассовый кубик, заколка, бумага).
Воспитатель: Возьмите магнит и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. На схеме с изображением различных предметов вокруг магнита каждый ребенок должен провести стрелку от магнита к тому предмету, что он притягивает
Вывод: магнит взаимодействует с металлическими предметами и не притягивает предметы из других материалов
Игра с мячом “Притянет – не притянет”
Дети становятся в полукруг
Если предмет, который называет воспитатель не притягивается магнитом, то ребенок не должен ловить мяч и, наоборот, если предмет притягивается магнитом, то ребенок должен поймать мяч (например, шишка – не ловит мяч, иголка – ловит мяч).
Опыт №2 «Действует ли магнит через другие материалы?»
Нам понадобится: скрепки, ключ, емкость с водой, лист картона, ткань, стол, магнит
В емкость с водой помещаем ключ и пробуем его извлечь, не намочив руки.
Скрепку положим на лист картона, а с обратной стороны будем водить магнитом. Тоже самое можно провести и с кусочком ткани.
Магнит передвигаем под крышкой стола, заставляя двигаться скрепки.
Вывод: магнит действует через предметы-преграды: бумагу, ткань, дерево, воду.
Опыт №3 «Золушка»
Воспитатель: Ребята, а вы помните сказку “Золушка”, где злая мачеха перемешала чечевицу с горохом и заставила перебирать Золушку. Кто ей помог? (Птички).
А сейчас злая мачеха перемешала горох с шурупами, болтами и гайками и опять заставила перебирать Золушку, птицы помочь в этот раз не могут, боятся сломать клювики.
- Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее? (При помощи магнитов).
Нам понадобится: подносы с горохом, перемешанные с болтами, скрепками и гайками, магнит
Все дети берут магниты и выбирают скрепки, болты и гайки.
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
Опыт №4 «Волшебная цепочка»
Нам понадобится: скрепки, магнит
Воспитатель: Хотите побыть волшебниками? Показываю, как из скрепок можно сделать длинную цепочку. К магниту притягивается скрепка к этой скрепке – другая скрепка и т.д. пока держатся.
Предлагаю посоревноваться, у кого получится длиннее цепочка.
Ребята, как вы думаете, почему скрепки держатся? (Их держит магнит).
Когда скрепки держатся за магнит, они намагничиваются и становятся маленькими магнитиками.
Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.
Опыт №5 «Почему два магнита отталкиваются или притягиваются?»
Нам понадобится: 2 магнита
Воспитатель: Дети, поднести два магнита друг к другу. А теперь переверните один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.
Вывод: В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.
Воспитатель: У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.
Поднесите друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом — разноокрашенные.
Вывод: полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Ребята, давайте вспомним какие эксперименты мы проводили и что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня замечательно поработали. А чтобы у вас была возможность еще поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали. И приглашаю вас посмотреть мультфильм «Магнетизм».
Используемая литература
Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. Изд: Детство-Пресс, 2015
Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов. Изд: Детство-Пресс, 2015
Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игры-эксперименты с дошкольниками. Центр педагогического образования, 2013
Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Изд.: Речь, 2012
Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Изд.: Сфера, 2016