Конспект совместной деятельности в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо — соль»


Конспект совместной деятельности в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо - соль»
 Цель: формировать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с природным веществом - солью.
Задачи: 1.Формировать у детей представления о свойствах и видах соли, применении и значении в жизни человека;
2. Формировать умения детей наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов с солью.
3. Развивать интерес к окружающему, открывая новое в знакомом, мышление, любознательность.
4. Воспитывать привычку взаимопомощи, интерес к проведению опытов.
5.Активизация словаря: кристаллики, растворяется, ученые, лаборатория.
Оборудование: лупы, пипетки, стаканы с водой, стаканы с солью, ложка, конверт, презентация, халаты.Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий, просмотр видеофильма, беседа о соли, чтение загадок, пословиц о соли.
Ход:
1.Вхождение в ситуацию (стук в дверь) Ребята, сегодня нам с вами передали конверт. Как вы думаете, что в нём? (письмо). Как узнать, от кого оно? (надо прочитать).
«Здравствуйте ребята! Сегодня произошёл сбой в главном компьютере нашего научного института, и результаты многих экспериментов пропали, теперь их необходимо восстановить, посовещавшись, мы решили поручить это задание вам, как опытным специалистам. В нашем архиве остались только схемы, надеюсь, они вам помогут» Знайка.
Что же нам делать, как вы думаете? (надо помочь Знайке)
Давайте думать все вместе, как помочь? (Надо провести опыты, и отправить письмо).
Хотите узнать, с чем будем проводить опыты? Послушайте загадку:
«Отдельно я не так вкусна
Зато красива, солона
И в пище – каждому нужна» (соль).
Скажите, с каким веществом будем проводить опыты? (с солью). А как называется помещение, где проводят опыты? ( лаборатория) А кто там работает? Ученые. Что они делают в лаборатории? (проделывают разные опыты, исследуют вещества). Я предлагаю вам стать учёными. Но прежде чем приступить к исследованиям, давайте побольше узнаем о соли (садятся на стулья).
Кто из вас скажет, что такое соль? Соль – это белое вещество с острым солёным вкусом. Слайд 1
Слайд 2 В глубокой древности люди добывали соль, сжигая на костре некоторые растении, а золу использовали в качестве приправы. (слайд 3)У нас в Тотьме был первый в России соляной завод. (слайд4) Вот по такой соляной трубе раньше поднимали соль из глубины земли. (слайд5) Так вываривали соль в соляной варнице. (слайд6) Соль раньше была дороже золота, а для продажи её возили на лошадях, в мешках в разные города.
А какая соль бывает? (морская, каменная, поваренная) слайд 7,8.9
Подумайте и скажите, пожалуйста, как добывают соль?
Люди научились добывать соль различными способами. Морскую соль добывают из моря, путём испарения воды под воздействием горячего солнца (слайд 10) В морской соли есть полезное вещество – йод.
Каменную соль добывают в соляных шахтах. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх. Так добывают каменную соль (слайд11, 12, 13,14, 15)
Как вы думаете, для кого полезна соль? Слайд16,17,18
Не только для людей, но и для животных. Животным дают специальную кормовую соль.
Воспитатель: Скажите мне, где человек применяет соль? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, соль используют для засолки продуктов.
А как вы думаете, для чего засаливают продукты?
-Правильно. Для длительного хранения. Соль убивает микробы, не дает портиться продуктам). Слайд 19
Слайд 20. Целебные свойства соли были известны с древности. В медицине при боли в горле соляным раствором полощут горло. С помощью соли очищают посуду от загрязнения. Слайд 21
А теперь подумайте: соль человеку необходима или нет? Почему она необходима? Вывод: Конечно, соль необходимое вещество. Она отвечает за работу мышц. Но употреблять её нужно разумное количество, т.к. слишком большое количество может нанести вред человеку.
Игра с мячом «Соль нужна для того, чтобы…
(солить пищу; засаливать овощи на зиму; полоскать горло; для принятия ванн, рисовать; кормить животных).
А сейчас, пройдем в лабораторию, где продолжим узнавать о свойствах соли. Но пройти в неё можно только, назвав правило поведения в лаборатории. (проходят, одевают белые халаты). Назвав правило, выбери себе пару с кем ты , будешь работать.
Правило№1. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№2. Работая с солью, нельзя трогать глаза руками.
Правило№3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал — убери на место.
Воспитатель: итак, мы в лаборатории, вот первая схема-картинка (показываю картинку -нос). Как вы думаете, что будем определять? (есть ли запах) Как определить? (понюхать)
Воспитатель: Возьмите стаканчик с солью и определим, есть ли у соли запах? (перечеркнуть нос)
По этой схеме что определим? (показываю язык). (Какая соль на вкус). Что надо сделать? (попробовать). Какая соль на вкус? (солёная). Насыпьте немного соли на крышку. Что вы сделали? (насыпали соль). Значит, соль, какая? (сыпучая, рассыпчатая). Какого она цвета?
Воспитатель: На что похожа соль? С виду соль похожа на порошок, на снег. Чем она похожа на снег? Давайте попробуем надавить ложкой на соль, что слышите? (слышен хруст, скрип)
А теперь давайте ее рассмотрим через лупу. Что вы видите? Правильно – это маленькие кристаллики. Возьмите пипетку и капните на соль воду. Что произошло? Соль впитала воду.
А как вы думаете, почему соль не растворилась в воде, а впитала её? (соли много, а воды мало).
А теперь продолжим изучать свойства соли. Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится». Как понимаете эту поговорку? А действительно ли соль боится воды?
Работа в паре: рассмотрите схему и скажите, как это можно проверить? (надо соль положить в воду и посмотреть)
Опыт: Возьмите стакан с водой и насыпьте в неё 1 ложку соли, размешайте. Что произошло? (соль растворилась). Изменился ли цвет воды?
Какой можно сделать вывод? (Она сыпучая, без запаха, на вкус солёная, растворяется в воде) Схема – на мольберт
Соль – незаменимый помощник в гололёд. Может кто-то знает, какова её польза?
Опыт: перед вами на блюдце лежат кусочки льда, посыпьте их солью. Послушайте, что происходит (соль трещит). Почему? Так соль растапливает лёд (выставляю схему)
Опыт: Как вы думаете, в солёной воде можно утонуть? А сейчас я вам покажу опыт. У меня в стаканчиках вода: в одном – солёная (стакан отмечен синим кружочком), в другом - простая (дети пробуют на вкус ложечкой). Положу одно яйцо в стакан с простой водой. Что с ним произошло? (яйцо опустилось на дно). Беру другое яйцо, отпускаем в солёную воду. Что происходит с ним? (яйцо подпрыгивает, не тонет). Почему так происходит: в обычной воде тонет, а в солёной не тонет? Соль не даёт яйцу утонуть, чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
Вывод: в солёной воде предметы не тонут, не тонут и люди, когда купаются люди в море.
Все исследования мы провели. Как мы можем передать Знайке результаты наших исследований? Что ж, давайте результаты наших опытов положим в конверт и отправим Научной Комиссии. (складываю схемы в конверт и запечатываю)
3.Заключительная часть: Кому мы с вами сегодня помогали? (помогали Знайке)
Как ему помогли? (провели опыты). Где мы проводили опыты? (в лаборатории)
Как вы думаете, удались нам опыты? Что нам помогло в проведении опытов, как вы думаете? (у нас всё получилось потому что думали все вместе). Что вы смогли понять после проделанных опытов? Какие свойства соли запомнили? Спасибо, ребята, за работу!
МБДОУ «Тотемский детский сад №7 «Солнышко»
Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Чудо - соль»
Подготовила: воспитатель
Фешина Е.Л.

г.Тотьма 2016г.