Конспект урока по теме Топливно-энергетический комплекс России.docx.docx


МКОУ Инзенская средняя общеобразовательная школа № 4
учитель географии Суркова Елена Викторовна.
Тема урока: Топливно- энергетический комплекс.  Топливно- энергетический баланс.
Класс 9
Цели и задачи урока:
Образовательные:
1.Сформировать  представление о  составе и значение топливно-энергетического комплекса в развитии хозяйства;  связь с другими комплексами; об топливно-энергетическом  балансе. О современных проблемах  ТЭК; о  ТЭКе и охране окружающей среды.
Воспитательные:
1.Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения посредством раскрытия вопросов о важнейшей отрасли как ТЭК и его современных проблемах.
2. Способствовать экономическому воспитанию при раскрытии вопроса о значении ТЭКа для хозяйства России.
3. Способствовать экологическому воспитанию при раскрытии проблемы ТЭКа.
Развивающие:
1.Способствовать развитию логического мышления на основе использования приемов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выводов.
2.Совершенствовать умения анализировать экономические карты и статистические данные
Методы и приемы: беседа с элементами объяснения, беседа, рассказ, работа со статистическими данными, схемами, картами
Тип урока: изучение нового материала
Структура урока:
Оргмомент -2 мин.
Изучение нового материала – 25 мин.
Закрепление нового материала – 10 мин.
Задание на дом -3 мин.
Средства обучения: презентация урока, мультимедийный проектор, персональный компьютер, учебники, атласы 8-9 классы.
Конспект урока:
I.Оргмомент:
Выявление готовности учащихся к занятию.
II. Изучение новой темы:
-Постановка познавательной задачи (беседа)
Учитель: Ребята, Вы знаете, что в хозяйстве  любой страны выделяются три сектора. Каких? Приведите примеры отраслей, которые входят в данные сектора
Учащиеся: 1 сектор –отрасли, деятельность которых связана с эксплуатацией природы (примеры, добыча полезных ископаемых, сельское и лесное хозяйство, рыболовство); 2 сектор – отрасли перерабатывающие сырье, получаемое 1 сектором (примеры, металлургия, химическая, легкая промышленность); 3 сектор –сфера услуг (транспорт, связь, наука, образование и др.)
-Далее учащиеся открывают учебник стр. 7 и проверяют, правильно ли они ответили на вопросы учителя (работа по учебнику)
- Если учащиеся затрудняются (работа по учебнику стр. 7, схема «Хозяйство страны»)
Учитель: Первичный сектор мы с вами изучали в 8 классе, а сегодня мы переходим к изучению вторичного сектора экономики, а именно с топливно-энергетическим комплексом, сокращенно ТЭК. Открываем тетради, записываем число и тему урока «Топливно- энергетический комплекс.  Состав, место и значение в хозяйстве. Современные проблемы ТЭК» (Слайд № 2)
Учащиеся: открывают тетради и записывают число и тему урока.
Учитель: Ребята, скажите, глядя на тему урока, что именно мы должны с Вами узнать о ТЭКе?
Учащиеся: Что такое ТЭК? О его составе, месте в хозяйстве РФ, какое значение для хозяйства страны имеет? Узнать о современных проблемах ТЭК.
Учитель: Хорошо! Но прежде чем узнать, что такое ТЭК и дать точное определение, необходимо узнать о составе комплекса. Давайте заполним блок-схему, которая находится на следующем слайде (Слайд № 3), используя учебник на стр.8, рис.1. Даю время -5 минут на работу, затем проверяем.
Учащиеся: Самостоятельно выполняют работу с помощью учебника.
-Учитель проходит по рядам и просматривает работы учащихся. Затем по истечению времени учитель открывает следующий слайд (слайд № 4) и учащиеся проверяют самостоятельно задание в тетради, исправляют ошибки
Учитель: Ребята, сделаем вывод, какие отрасли входят в топливно-энергетический комплекс?
Учащиеся: В состав ТЭК входят: отрасли добывающей промышленности (нефтяная, газовая, сланцевая, угольная, торфяная); электроэнергетика, которая представлена ГЭС, ТЭС, ТЭЦ, АЭС и нетрадиционными видами энергии (ветровые, солнечные,приливные и т.д.); отрасли транспорта топлива и тепла (ЛЭП, ЕЭС, газопроводы и нефтепроводы).
Учитель: Ребята, а теперь глядя на данную схему, попробуйте дать мне определение, что такое ТЭК?(беседа)
Учащиеся: ТЭК –это совокупность отраслей, связанных с добычей, производством и распределением энергии в ее различных формах.
Учитель: итак, проверим, правильно ли мы с Вами сформировали определение? (учитель открывает  слайд № 5 и учащиеся проверяют праильность определения ТЭКаУчитель: запишите определение в тетрадь.
Учащиеся: записывают определение в тетрадь.
 Учитель: Скажите мне пожалуйста, зная, что такое ТЭК и его состав, каково место и значение ТЭК для нашей  страны?(беседа)
Учащиеся: Ни одно предприятие да и сам человек не может обходится без затрат энергии, поэтому от развития ТЭК зависит все наше хозяйство страны. Еще Россия по природным показателям является самой холодной страной мира, зимы на большей части РФ продолжительны и суровы. В связи с этим затраты энергии в России выше, чем в большинстве других стран. Поэтому ТЭК занимает самое важное место в хозяйстве страны и имеет огромное значение для развития экономики.
Учитель: Таким образом, подведем итоги из вышесказанного (слайд № 6) 
ТЭК – ведущий межотраслевой комплекс России он обеспечивает 30% ВВП.Продукция ТЭК является основной статьей экспорта России (около 40% ) и обеспечивает значительную часть валютных поступлений. Кроме того, ТЭК обеспечивает развитие других отраслей хозяйства страны, обеспечивая их топливом и энергией (беседа с элементами объяснения)
Учитель: ТЭК России развивается, целиком опираясь на собственные энергетические ресурсы. Для учета общего количества добытого топлива и произведенной энергии, пропорции между их различными видами, а также распределения энергии между потребителями ежегодно составляются топливно-энергетические балансы. Давайте в учебнике найдем определение, что такое топливно-энергетический баланс и что необходимо для составления топливно-энергетического баланса (работа по учебнику с.8 -9, рис.2) беседа с элементами объяснения, что такое ТЭБ, условное топливо, работа с рис.2 на стр.9 «Топливно-энергетический баланс»).
Учитель: (работа по карте) рассмотрите карту «Территориальное распределение запасов угля России» (слайд №  7) и скажите мне равномерно ли распределены запасы угля в России и влияет ли это на развитие ТЭК, если да, то каким образом?
Учащиеся: анализируя карту, видно, что распределение запасов угля неравномерное, новые месторождения располагаются в малообжитых районах с суровыми природными условиями. Во-вторых, постоянно растут затраты на транспортировку топлива.
Учитель: Ребята, скажите, какие мы можем сделать выводы о проблемах ТЭК в нашей стране, зная о составе ТЭК, значении и место в хозяйстве страны. Почему необходимо экономить энергию (не зря правительство хочет ввести норму потребления энергии) (беседа)
Учащиеся: Энергию необходимо экономить потому что, добыча топлива и производство энергии в Росиии становятся более дорогими, так новые месторождения располагаются в малообжитых районах с суровыми условиями. Также растут затраты на транспортировку топлива и энергии. Рост энергетики оказывают отрицательное влияние на окружающую среду. В России энергосберегающие технологии пока не получили должного применения.
Учитель: проверим, правильно ли мы с Вами охарактеризовали проблемы ТЭК (слайд № 8) (дискуссия)
III. Закрепление нового материала.
Учитель предлагает за 8 минут выполнить задание, а затем проверить, насколько ребята поняли данную тему (слайд № 9).
Самостоятельная работа на закрепление нового  материала.
Задание: выпишите номера неверных предложений (не говорить, сколько должно быть неверных предложений)
Газ  и нефть имеют наибольший тепловой коэффициент.
Соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии и их использования в хозяйстве называется условным топливом.
В состав ТЭКа входят: угольная промышленность, электроэнергетика и ЛЭП
Добыча полезных ископаемых входит во второй сектор экономики.
Одной из проблем ТЭКа является , то что новые месторождения располагаются в малообжитых районах с суровыми условиями
-После окончания работы обучающимися, учитель показывает правильные ответы и систему оценивания (слайд № 10). Обучающиеся оценивают свои знания, полученные за урок.
Оценивание: кто указал 2,3,4 предложения –отметка «5», кто только указал два предложения – «4», кто только одно – «3».
Приемы рефлексии содержания учебного материала (слайд № 11)
Учитель и учащиеся  подводят итоги, кто справился с заданием, кто не справился с заданием, в чем испытывали затруднения.
VI. Задание на дом (слайд № 12)
1)Прочитать параграф 1,из параграфа  знать определения ТЭК, ТЭБ, состав, значение, проблемы ТЭК
2) Принести контурную карту РФ для практической работы.
3)Дополнительно подготовить сообщения по следующим темам:
-Сланцевая промышленность РФ.
-Торфяная промышленность РФ.
Спасибо за урок! (слайд № 13)