Вопросы и задания по чувашской литературе по роману Н. Ильбекова Черный хлеб (11 класс)
Вопросы и задания по роману Н. Ильбекова «Черный хлеб» в 11 классе русскоязычной школы.
1 часть
Какое наследство оставил Сямака своим сыновьям?
Какая молва ходила в округе о роде Сямаки?
Сколько лет «топтал землю» Сямака, завещавший сыновьям добывать хлеб насущный праведным крестьянским трудом»?
Для кого из героев поездка на базар это «сон, путешествие в сказочную страну»?
Из-за чего Шеркей был встревожен и расстроен, что поездку на базар отложил до следующего раза?
Кто приютил осиротевшего Тухтара ( после смерти матери)?
Кто помог соорудить Тухтару жилище?
Какое наследство оставил Тухтару пастух Тима?
Кого из персонажей романа Тухтар сравнивает с цепным псом?
На чем была надпись «Тише едешь, дальше будншь»?
Чей образ является символом народной мудрости и жизнестойкости?
Кому и кто говорит: «Как чечевица у дороги: кому не лень, тот заходит и топчет»?
Кто из героев спасает Тухтара от «женитьбы»?
За что уважали односельчане Шеркея?
Один из главных героев романа Шеркей проходит через большие испытания жизни. Какие?
«Тухтар не любил сидеть без дела. Всегда найдет какое-нибудь занятие» Какое занятие было для него увлечением?
2 часть
Какое время описано в романе?
Какие боги (божества), духи упомянуты автором в романе?
Какие праздники, обряды, обычаи описаны в произведении?
Какие фразеологизмы и пословицы были использованы автором в романе?
Какие национальные блюда и напитки представлены в романе?
Какие элементы национальной одежды, украшения представлены героями?
3 часть: «О ком идет речь?»
«Вряд ли ты найдешь в Утламыше человека хлопотливее, чем «Двужильный,» говорили о нем в деревне».
« совсем другой, ласковый, заботливый, скромный».
«Идол, настоящий идол. Откуда только взяли такого? Так думал каждый, кто смотрел на этого человека».
«Был весьма тучен. Маленькие глазки его заплыли жиром, меж выпуклых лоснящихся щек затерялся маленький. Похожий на желудок, носик».
«Говорил он по-чувашски свободно, чисто. Чувствовалось, что его родной язык. Тухтар еще раз взглянул на лицо незнакомца, потом, посмотрев на его ноги, покосился на щегольской пиджак и оробел: кто же таков встречный, кА его приветствовать?»
« скромна и, как всякая девушка-чувашка , очень стеснительна .Со старшими почтительна и никогда не вмешивается в их разговор. Слово родителей для нее закон».
15