Урок по русскому языку Буквы и,ы после приставок (6 класс)
Буквы и-ы в корне после приставок.
Цели:
- организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления « Буквы и-ы после приставок»;
- формировать навыки обоснованного выбора гласных и-ы в изучаемой орфограмме; формировать исследовательские умения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.
Метапредметные:
Регулятивные:
Определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать достигнутые результаты.
Коммуникативные:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Познавательные:
Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Предметные: знать правило написания и-ы после приставок, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Ход урока.
Организационный этап.
Приветствие.
Доброе утро, ребята!
С добрым утром начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- А теперь с хорошим настроением примемся за работу. Открываем тетради, записываем число. Для темы урока я прошу вас оставить строчку.
Актуализация полученных знаний.
Учитель: На протяжении нескольких последних уроков мы с вами работали над изучением очень важной орфограммы «Правописание приставок при-, пре-».
Давайте проверим свои знания по теме. Я читаю слова, а вы пишете только буквы: и или е.
Прицепить, премудрый, приморский, привокзальный, приказать, преуменьшить, приземлиться, притих, пригласить.
Самопроверка. СЛАЙД 1-2 (молодцы!).
III. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: То, что мы сейчас повторили, давно нам известно. Задача нашего урока – открыть новые знания. Итак, в добрый путь! СЛАЙД 3.
разыграть-заиграть
- Что общего в этих словах? Выделите в них корни.
- От какого слова они произошли? Производить словообразовательный разбор.
раз + играть = разыграть
за + играть = заиграть.
- А теперь посмотрите на слово играть с другими приставками. Слайд 4.
Играть: сыграть, поиграть, подыграть, заиграть, доиграть, разыграть, выиграть.
- Какая проблема возникла? (Почему написание корней стало разным?).
· А почему возникла эта проблема? (Мы не знаем, почему вместо буквы И пишется Ы иногда в слове)
· Исходя из возникшей проблемы, сформулируйте цель урока. (Научиться писать буквы Ы, И в словах при сочетании приставки и корня, начинающегося с буквы и).
· Тема урока? Предлагают вариант темы, но обычно неточный.
· Обратите внимание, после какой части слова встречается данная орфограмма. (После приставки.)
· Уточните тему урока. (Правописание букв ы, и в корне после приставок).
· Запишем тему урока в тетрадях. Слайд 5.
IV. Объяснение нового материала (Этап открытия новых теоретических знаний и способа их практического применения).
1. Учитель: Работаем все с теми же словами. Распределите слова в 2 столбика:
1) в первый столбик выпишите слова с приставками, которые меняют букву И в корне на букву Ы;
2) во второй – какие корни остались без изменения. СЛАЙД 6.
Поиграть, заиграть, доиграть, выиграть – сыграть, подыграть, разыграть,.
- Выделите в словах корни и приставки.
- Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором. Чем они отличаются друг от друга?
- Какой вывод можно сделать? (Все приставки в 1 столбике оканчиваются на гласную, здесь гласная И не изменяется на Ы. Все приставки во 2 столбике оканчиваются на согласную. Здесь гласная И в корне меняется на букву Ы).
- Какие Ваши предположения? Сформулируйте гипотезу.
Гипотеза: Все приставки на согласную меняют гласную И в корне на букву Ы, а приставки на гласную сохраняет букву и в корне.
-Так ли это? Проверим Вашу версию. В этом нам поможет правило в учебнике.
2. Чтение правила на стр. 147-148 (до исключений).
- Правильно ли мы сформулировали правило?
- Кому не понятно правило? У кого есть вопросы?
3. Учитель: Русский язык труден и в то же время интересен тем, что почти в каждом правиле есть НО, то есть ИСКЛЮЧЕНИЯ (дочитываем правило до конца).
Вывод, слова с приставками сверх-, меж- и с иноязычными приставками на согласную не меняют букву И в корне слова, поэтому также являются исключениями из правил.
- СЛАЙД 7. Опорные схемы.
4. Физкультминутка (по упр. 338 – если и – то хлопаем, если ы - топаем)
V. Этап закрепления новых знаний и отработки способов действия
Задание: Запишите словосочетания и прокомментируйте написание изучаемой орфограммы.
Разыгралась вьюга, предыдущий день, назвать всех поименно, отыскать клад, сверхинтересный случай, безымянный палец, поискать в ящике, обыграть в шахматы, дезинфекция помещения, сыграть в футбол.
- У кого возникли вопросы по упражнению?
2. Слайд 8. Творческое задание. По набору слов: сыщик, разыскать, поиск, розыск и т.д. небольшой рассказ. (4 – 5 предложений). Слайд 8.
VI. Подведение итогов
Опрос.
-Что влияет на чудесные превращения, на изменения гласной И на Ы в корне после приставок? (Влияют приставки).
- Итак, какие условия нужны, чтобы после приставки в слове написать Ы? (Во-первых, она должна оканчиваться на согласную, во-вторых, должна быть русская, кроме МЕЖ-, СВЕРХ-).
- А что будет писаться, если приставка иноязычного происхождения?
(После иноязычных приставок КОНТР- и ДЕЗ- пишется в корне гласная И. Это тоже исключение).
- А какие условия нужны, чтобы после приставки в слове написать И? (приставка должна оканчиваться на гласную)
- Как вы думаете, мы сумели разгадать с вами тайну превращения гласной И на Ы в корне слова? (Да).
Учитель: Ребят, а теперь оцените то, насколько вы поняли эту тему: Слайд 9.
1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)
2. Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)
3. Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)
4. Я ничего не понял. (2 балла)
VII. Домашнее задание. на отметку «4» - упр. 339, на отметку «5» упр. 340. Рубрика ЗСП-8 (всем подготовиться к словарному диктанту). Слайд 10.
15