Практикум для молодых педагогов «Использование развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей
№ 11 «Чебурашка»
Практикум для молодых педагогов
«Использование развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста»
Автор: Павлова Наталья Викторовна
Дата: 24.02.2017
Моршанск
2017
"Использование развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста"
Цель:
повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности».
Задачи:
• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию развивающих игр с детьми дошкольного возраста;
• Обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;
• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициа-тиву, желание применять на практике данные технологии;
• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Раздаточный материал:
Кубики Никитина «Сложи узор», «Волшебный квадрат» Воскобовича, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, схемы, брошюры и цветные стикеры для педагогов.
Ход занятия:
Всем известно, что для детей, а особенно для детей дошкольников, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности. Работая над развитием творческих способностей детей, на помощь приходят развивающие, ассоциативные игры, творческие задания.
Уважаемые педагоги. Сегодня мы с вами будем совершенствовать навыки взаимодействия с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений.
У каждого из вас – стикеры, которые помогут нам с вами общаться. Зелёный стикер с надписью «ДА», жёлтый – с надписью «НЕ ЗНАЮ», «МОЖЕТ БЫТЬ», «ИНОГДА», красный стикер – с надписью «НЕТ». Подумайте и ответьте с помощью стикеров на вопросы (после поднятия стикеров, ведущий комментирует полученные данные):
• Знакомы ли вы с авторскими развивающими технологиями, направленным на развитие логического мышления?
• Знаете ли вы задачи, которые можно решить с помощью «Блоков Дьенеша»? (Развивают у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, классификации обобщение; логическое мышление; творческие способности и познавательные процессы: восприятие, память, внимание и воображение, моделирование)
• Есть ли в развивающей среде вашей группы данное оборудование?
• Знаете ли вы задачи, которые можно решить с помощью «Палочек Кьюизенера»?
(• познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
• познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
• познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
• осваивать прямой и обратный счет.
• познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
• помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.
• научить делить целое на части и измерять объекты)
• Есть ли в развивающей среде вашей группы данное оборудование?
- Знаете ли вы задачи, которые можно решить с помощью кубиков Никитина? (Способствует развитию пространственного воображения, внимания, умению анализировать и комбинировать.)
• Есть ли в развивающей среде вашей группы данное оборудование?
• Желаете ли вы повысить свои теоретические знания использования пособий, направленных на развитие логического мышления?
• Желаете ли вы получить навыки использования пособий, направленных на развитие логического мышления?
Спасибо, уважаемые педагоги, я очень рада, что на последний вопрос были подняты все стикеры зелёного цвета.
В играх Никитина заложен огромный потенциал в развитии творческих способностей детей. Ведь из предложенного набора деталей можно придумать самостоятельно бесконечно много игр.
Для начала необходимо просто рассмотреть кубики. Обратить внимание на то, в какие цвета они раскрашены. Вот и первые игры с кубиками для совсем маленьких: учим и закрепляем цвета; считаем кубики - учим понятие количества, формируем начальные навыки счета.
Затем можно показать, как из кубиков строить дорожки (одноцветные, после разноцветные). Тут открывается большой простор для изучения понятий закономерности и последовательности.
После освоения этих этапов можно приступать непосредственно к составлению узоров из кубиков.
Задание №1:
Сложите узоры из предложенного набора кубиков по карточкам – схемам («Дом», «Ёлочка», «Фонарик», «Цветок», «Бабочка», «Пароход», «Золотая рыбка»).
Задание №2:
Придумайте сказку. Составьте предложение с учётом того образа, что у вас получилось. Прислушивайтесь при этом друг к другу, чтобы уловить сюжет сказки.
«Сказка про золотую рыбку»
Жили – были 7 принцесс. У них был большой и уютный ДОМ и огромная мечта – подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ. И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС. Каждая принцесса зажгла свой ФОНАРИК, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ. Принцессы спустились вниз к реке, сели на ЛОДКУ и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к ним подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!
Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений.
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много и одна из них - дети быстро теряют интерес к самому предмету.
Поэтому начиная обучать их математике, «поиграйте» с ними в математику.
Помогут вам в этом:
палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками». Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения. К выводу, что число появляется в результате счёта и измерения, дети подходят на основе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений.
Задание 1:
Постройте лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой). Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1 до 10 и обратно.
При этом ребёнок замечает, что «шагая по лесенке» вверх – числа увеличиваются, а, спускаясь – уменьшаются, начинает понимать порядок следования чисел в двух направлениях и способ получения числа путём увеличения или уменьшения на 1.
Задание 2:
Назовите, какого цвета палочка стоит пятой (жёлтая), восьмой (бордовая), второй (розовая)? Какая палочка справа от синей (оранжевая), слева от жёлтой (красная)? Какая палочка короче синей, но длиннее чёрной (бордовая)? Какая палочка выше, чем синяя (оранжевая); ниже, чем жёлтая (красная)?
Задание 3:
Положите голубую палочку между жёлтой и красной, а оранжевую слева от жёлтой, розовую справа от красной. Найдите любую палочку, которая короче чёрной (белая), длиннее красной (фиолетовая).
Выполняя данные задания дети осваивают состав цвета, соотношение палочек по размеру. Осваивают порядковый счёт, понятие «между», пространственные отношения (слева, справа, короткий, длинный, длиннее, короче; выше, чем; ниже, чем), порядковый счёт.
Задание 4:
Назовите, какое число обозначает розовая и красная палочки.
Белый кубик (число 1) выступает в качестве мерки (единицы измерения). Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным. Представим себе, что ребёнок затрудняется в определении количественного значения розовой и красной палочек. Узнать это очень просто. Он берёт белые кубики и накладывает (или прикладывает) их на палочку, обозначающую число 4 (красную) и число 2 (розовую). Сосчитывает количество кубиков, убеждается в том, что одна из палочек – число 4, вторая обозначает число 2. Таким образом, ребёнок устанавливает связь между цветом, длиной палочек и числом, а главное, он всё это запоминает! Помимо этого, ребёнок убедился ещё и в количественном отношении этих двух чисел (одно больше (меньше) другого на 2).
Задание 5:
У нас лежит белая палочка. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как оранжевая (синюю)? Из каких палочек можно составить число 9 (из розовой и чёрной (2+7=9); белой, голубой и жёлтой (1+3+5=9); трёх голубых (3*3=9) и т.д.)? Из каких палочек можно составить число 6 (из розовой и голубой (2*3=6);оранжевой и красной (10-4=6)и т.д.), число 3(из фиолетовой и розовой (6:2=3)и т.д.)
В процессе таких упражнений с цветными палочками дети легко начнут выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); б) четырех цветов (красный, синий, желтый); в) двух размеров (большой, маленький);г) двух видов толщины (толстый, тонкий). Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:• формой, • цветом, • размером, • толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.Практическая часть: «Задания для воспитателей».
I задание:
1741805130937028467055537200-6153151315720-634365534670441388513042904480560544195Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок.
II задание:
В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным, друзьям, просто прохожим, животным. Стремление прийти на помощь, доброта, ум, внимательность к людям — это достоинство человека. И, конечно, спасателю нужна сообразительность, быстрота реакции умение рассуждать и принимать нестандартные решения. Я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия.Задача «спасателей» (т.е. ваша задача) — подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам.
-85725180975
29406858255
right28130500-6096024320500
III задание:
Следующая задача «спасателей» построить дома для пострадавших.
1296353217074700
Знакомство с квадратом Воскобовича«Квадрат Воскобовича» или «Игровой Квадрат» бывает двухцветным и четырехцветным.
Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мм друг от друга на гибкую тканевую основу. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра или сказка об удивительных превращениях Квадрата». В ней «Квадрат» оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик и т. п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение предмета.
Эта игра головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничение по возрасту. Конструирование с помощью квадрата Воскобовича.
4. Рефлексия.
Ведущий. Спасибо! Вы все получили возможность взаимодействия с игровым оборудованием. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
• Какое впечатление произвело на вас взаимодействие с игровым оборудованием. ?• Что было легко?
• Что было выполнить проще и почему?
С помощью стикеров ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
• Был ли полезен для Вас мастер-класс?
• Узнали ли Вы что-то новое?
• Приобрели ли новые навыки?
• Вам было комфортно в ходе проведения встречи?
Всем спасибо за работу.