Конспект урока на тему Петушок — золотой гребешок
КОНСПЕКТА УРОКА
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
УМК «Перспективная начальная школа».
Тема урока: Русская народная сказка « Петушок – золотой гребешок»
Тип урока: Урок изучения нового материала
ЦЕЛЬ – определить главного героя в русских народных сказках о животных и раскрыть разницу характеров героев – животных.
ЗАДАЧИ:
Образовательные – определить роль животных в русских народных сказках о животных.
Развивающие – развивать речь учащихся, навыки осмысленного и выразительного чтения, интерес к устному народному творчеству.
Воспитательные – духовно – нравственное воспитание: овладение учащимися таких понятий ценностей как забота и помощь, ответственность, трудолюбие, любовь к своему народу, к устному народному творчеству.
Планируемые результаты:
Предметные результаты - формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных: общее представление, разница характеров героев-животных, определение главного героя в русских народных сказках и в народных сказках других
народов.
Метапредметные результаты – овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание, готовность слушать собеседника и вести диалога, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные результаты - осознание значимости чтения для личного развития; формирование понятий о добре и зле, нравственности; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев
Формирование УУД.
Предметные - учить размышлять о характере и поступках героев-животных.
Коммуникативные – оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Регулятивные – определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать свое предположение на основе работы с учебником, иллюстрацией.
Личностные – высказывать свое отношение к героям сказки о животных, к их поступкам.
Оборудование: карточки со словами, слайды о животных, слайды о героях и о памятниках, маски, куклы, проектор.
Характеристика класса, для которого проектируется урок:
Виды планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Размышляют о характере и поступках героев-животных.
1-2 уровень понимание, адекватное употребление в речи, выборочно воспроизведение
Расширяют знания о русских народных сказках
1 уровень узнавание, воспроизведение
Применяют знания для решения проблемы
2 уровень самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Регулятивные
Определяют и формулируют цель деятельности на уроке
1 уровень выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Высказывают свои предположение на основе работы с учебником, иллюстрацией.
2 уровень совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Познавательные
Извлекают необходимую информацию для решения предметных УУД
2 уровень. Умение учащихся без подсказки воспроизводить информацию и применять ее для решения проблемы
Выбирают основания для сравнения героев
2уровень
Коммуникативные
Сотрудничают с одноклассниками и с учителем
2 уровень. Выполнение действий в совместной (командной) работе со сверстниками по алгоритму.
Личностные
Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения учебной задачи
2 уровень. Самостоятельное индивидуальное выполнение действий.
Ход урока
Самоопределение к деятельности.
(на доске запись) Ты + книга + радость + труд + творчество = чтение
Девиз:
В литературном чтении слайд 1
Проявляй терпение.
К тому умение придет всегда
Кто в каждое дело вкладывает много труда.
Выделите ключевое слово сегодняшнего урока. (Ключевые слова фиксируются на доске СКАЗКА)
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит.
Сказка – умница и прелесть,
Ей по всюду путь открыт.
II. Актуализация знаний.
Учитель:
-В селе Мирное, где живут наши Маша и Миша растет столетний дуб. В праздники все обязательно к нему идут. Праздник это особое время – обычно не работают и не учатся. В праздники вспоминают все самое ценное.
- А что самое ценное? – спросила Маша.
- Это семья друзья, наше прошлое, наши обычаи и наш дуб, - ответил Кот.
Люди с древних времен относились к деревьям с уважением. Считали их своими предками
и родней.
Учитель:
-А кого еще из мира природы люди с древних времен считали своими предками и почему?
1 задание: Найдите недостающие фрагменты в названиях сказок (коллективная работа)
- ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК. (петушок)
- ИЗБУШКА. (заюшкина)
- СЕСТРИЧКА И ВОЛК, (лисичка)
- И ЛИСА. (волк)
-Кого же из мира природы люди считали своими предками? ( животных)
-Это второе наше ключевое слово. Соедините ключевые слова ( сказки о животных) слайд 2,3
(На доске фиксируются слова СКАЗКА О ЖИВОТНЫХ) слайд 4,5
- А теперь внимательно посмотрите на два слайда, соедините с записью на доске и назовите тему урока.
(На доске СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА « ПЕТУШОК – ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК»)
- В сказках разных народов разные животные бывают главными героями. Кто же главный герой в русских сказках о животных?
Создаем « Базу данных» (групповая работа)
герой
характер
(в течение урока заполняем таблицу)
III. Изучение новой темы.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ СУПЕРЧИТАТЕЛЯ «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ» (словарная работа) слайд 6,7
Тотем - у первобытных народов: обожествляемое животное (иногда явление природы, растение, предмет), считающееся предком рода.
Докучный – наводящий скуку, надоедливый, навязчивый.
Домовничать – находиться дома для присмотра за хозяйством во время отсутствия других.
Герб – эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
Гусли – старинный струнный музыкальный инструмент.
«Знаки выразительного чтения» (групповая работа)
В группах вспоминают роль знаков при чтении и объясняют каждый знак
. длинная остановка
, - короткая остановка
? читаю с вопросом
! читаю громко
Чтение по цепочке (каждый ученик читает)
Метод «Веера» (интрига, деятельность, разная точка зрения, продукт) Командно-групповая работа
На листочках написаны слова, обозначающие характер животных.
Задача команды - по данному признаку определить героя, нарисовать его портрет и написать еще одну характеристику. Назвать самую удачную работу.
1 команда – слабый (петушок, беззащитный)
2 команда – хитрый (лиса, разбойник)
3 группа – умный (кот, дрозд, сильный)
(каждая команда выполняет задания)
А) Определите сколько героев – животных в сказке. (4)
Б) Эта сказка напоминает тебе сказку – цепочку или докучную сказку. Докажи.
- Из этой сказки легко сделать докучную сказку! – сказал Миша. Ты тоже так думаешь?
На доске заполняется таблица (слайд 8)
герой
характер
Петушок
Лиса
Кот
Дрозд
Слабый (сильный)
Хитрая
Умный, трудолюбивый
Сильный
Волк
Хищный, опасный, несчастный, уставший
Заяц
Беззащитный
Медведь
Добрый, неуклюжий
- Учитывая характер наших героев, попробуем прочитать по ролям и сыграть эту роль
-А как можно изобразить, что герой наш слабый, хитрый, умный, сильный?
-Песню Лисы и Петушка прочитает Ильяр.
1 ученик - петушок
2 ученик – лиса
3 ученик – кот
4 ученик – дрозд
ВЫВОД: Кто из героев вам понравился? Чем? Как поступили кот и дрозд?
Можно ли их назвать настоящими друзьями?
А можно ли их назвать ГЛАВНЫМИ героями этой сказки? (в таблице выделяем подчеркиваем)
Что бы вы посоветовали петушку?
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ – УМНЫЙ, СИЛЬНЫЙ, ЗАЩИТНИК, ТРУДОЛЮБИВЫЙ.
IV. Первичное применение знаний.
Самостоятельная работа.
Работа по хрестоматии страницы 5-14.
Определите по содержанию учебника название сказки, которая относится к нашей теме (Лисичка – сестричка и волк)
V. Включение в систему знаний и повторений.
Командно-групповая работа.
Задание – прочитайте названия сказок о животных и по выделенным буквам определите, какой народ сочинил эти сказки
Лиса и журавль. Как лиса училась летать. Лиса и заяц. Старик и волк. Лиса и рак. Овца, лиса и волк. Звери в яме. (Русская)
Три голубя. Медведь-рыбак. Портной, медведь и бесенок. Лиса и журавль. Курица, мышка и тетерев. Лиса и волк. Глупый волк. Сова и воробей. Лиса, которая строила курятник. (Татарская)
Синица и журавль. Девочка и белка. Муха и пчела. Петух с лисой. Белка и орех. Лиса и петух. Собака и человек. Дом кота. Медвежья свадьба. Заяц и кот.
VI. Подведение итогов.
Разные народы создавали сказки о животных, главными героями бывают разные животные, но в сказках о животных чаще всего побеждает герой- благородный, добрый, отзывчивый. Они учат верно понимать жизнь, людские нравы, так как сказки хотя и говорят о животных, но имеют ввиду людей.
В настоящее время в г. Ижевске существуют памятники и скульптуры, посвященные животным – это памятник собаке- космонавту Звездочке, скульптуры «Лосенок», «Коза», «Крокодил», «Волк». Их появление связано с ключевыми историческими событиями истории города, с улучшением эмоционального настроя у жителей города. Необычные скульптуры делают город уютнее и дружелюбнее, создают неповторимый облик городу.
VI. Рефлексия деятельности. Самооценка.
«Сказочное превращение»
-Представьте себе, что вы герой сказки. Поделитесь тем, что вы узнали о себе и чем запомнился урок.
А кто желает – запишите на листочках зеленым цветом того, кто из героев вам понравился, красным- за кого беспокоились, черным- кто не понравился.
-Какую бы ты себе поставил оценку. (самооценка)
-Подумай и поделись в чем тебе удалось сегодня разобраться. (саморегуляция)
Сказка – умница и прелесть,
С нами рядышком живет,
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова,
Добрый злого победил!
Чтобы добрый злого
Стать хорошим убедил!
VI. Информация о домашнем задании
По выбору – выразительно прочитать сказку «Петушок- Золотой гребешок»
- вспомнить и рассказать родителям любую сказку
- нарисовать своего героя – животного
ЫђЗаголовок 1ЫђЗаголовок 2ЫђЗаголовок 3ЫђЗаголовок 4ЫђЗаголовок 5ЫђЗаголовок 6ЫђЗаголовок 7ЫђЗаголовок 8ЫђЗаголовок 915