Урок музыки в 3 классе по теме: Образы М. П. Мусоргского в сюите Картинки с выставки
Открытый урок 3 класс
Тема « Образы М П Мусоргского в сюите «Картинки с выставки»
Цель:Развитие эмоций,фантазий ,воображений учащихся при сравнении восприятии музыкальных образов.
Задачи:1 Научить детей чувствовать музыкальность, поэтичность образов, закрепление понятий темп, динамика,характер образ .
2 Развивать образное и музыкальное мышление, чувство ритма,
творческие способности, эмоциональную отзывчивость на музыку
3 Воспитывать интерес и уважение к творчеству русских музыкантов,
повышать уровень музыкальной культуры.
ТИП урока –«Урок обоощения»(комбинированный)
Методы: Наглядный, игровой,практический ,словесный ,сравнения.
Технология:»Здоровьесберегающая»
ХОД УРОКА
Дети заходят в муз зал под музыку «Прогулка « М П Мусоргского
Уч-ль: Здравствуйте ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости .Давайте им подарим наше весёлое шуточное музыкальное приветствие (поют)
«Ты шагай та шагай
С нами песню запевай -2 раза
Поздоровайся ладошкой
Поздоровайся и ножкой
Плечиком и локотком
И конечно язычком
Здраавсвууйте!»
Уч-ль: Как мы спели слово «здравствуйте»?
Дети:»(на распев)
Уч-ль: споём с ритмическими хлопками
Дети :(хлопают и поют) «Здрав-ствуй-те!»
Уч-ль: Спасибо ,хорошо. Ребята вы зашли в муз зал под спокойную и красивую музыку а вот какое настроение вызвала у вас эта музыка ?Дети: Спокойное приподнятое –музыка как бы зовёт в путь
( в театр или на выставку)
Уч-ль: Верно под неё хорошо прогуливаться и если бы вы были автором
этой музыки как бы вы её назвали?
Дети: Наверное «Прогулка»
Уч-ль : Музыка действительно так и называется «Прогулка»
Эта музыка действительно зовёт в путь на выставку где есть что посмотреть и поразмышлятьнад увиденным
Вы видите зал украшен вашими рисунками - как можно назвать такое оформление зала ?Дети: Выставка рисунков (это было вашим дом заданием и вы хорошо с этим справились)
Уч-ль : Такое оформление как то связано с нашей темой урока?
Дети(отвечают)
Уч-ль: Мы будем говорить об образах Мусоргского в сюите «Картинки с выставки» А что означает термин « образ»?
Дети: Это вид-облик сказочных героев или героических
Уч-ль : Где их можно встретить ?Дети (в сказках-легендах-живописи)
Уч-ль: А как вы понимаете музыкальный образ?
Дети: Композиторы создают муз образы муз звуками муз ин-тамиУч-ль: Используют композиторы средства муз выразительности–какие?
Дети: Динамику ритм темп регистр
Уч-ль: А что такое сюита?
Дети : Ряд муз пьес разных по характеру
Уч-ль:– Да -но объединых единым замыслом
И мелодия «Прогулки» как бы связывает все остальные пьесы междусобой Мусогский назвал это интермедией т е промежуточная
Уч-ль : Сколько всего пьес в сюите?
Дети: 10 пьес–он выбрал те которые ему понравились больше всех
Уч–ль Послушайте такую загадку
«Взял художник
На работу кисти, краски ,и мольберт
Он и фрукты и природу нарисует и …(портрет)
Уч-ль: Да-муз пьеса «Прогулка» нам рисует портрет человека
Но кто это? И что он делает? ( СЛАЙД)
Дети: Мусоргский изображает в пьесе самого себя –он прогуливается по выставке картин художника В Гартмана
Уч-ль: Молодцы! Скажите пожалуйста когда и почему была организована такая выставка картин и кому посвящена?
(СЛАЙД)
Дети: Выставка картин была организована в 1874 г и посвящена близкому другу Мусоргского –художнику и архитектору Виктору ГартмонуУч-ль: Каким человеком он был ? Дети: Он был всегда весёлым, живым,выдумщиком ,фантазёром .
Уч-ль: Давайте сейчас вспомним и прослушаем ещё раз некоторые пьесы из сюитыи посмотрим картинки художника (СЛАЙД )
Слушание фрагмента Мусоргский назвал скерцино - маленькое скерцо (сравните: шутка - шуточка). На рисунке Гартмана изображены будущие «звезды балета» - ученики балетной школы. Они пытаются «летать» - танцевать, но до «звезд» им еще далеко.. В музыке изображены быстрые, но неуклюжие движения птенцов - прыжки, бег, их нежный щебет. Отсюда необычно высокий, «птичий» регистр звучания (вся пьеса записана в скрипичном ключе).
Это скерцо - единственная в своем роде пьеса, в которой каждый такт украшен форшлагами и трелями. Вся пьеса от первой до последней ноты «щебечет» очень тихо и нежно (рр, ррр).
Уч:ль- Молодцы спасибо. Ребята скажите все ли могут услышать в музыке образы бабы яги или птенчиков ? И что для этого нужно?
Дети:Учиться слушать музыку и слышать ёё
Уч:ль –конечно –и сейчас я предлагаю поиграть в» Ритмический паровозик» –учим наши ушки слушать внимательно музыкальные паузы и где надо остановиться
Игра –видео «Ритмический паровозик» ( СЛАЙД)
Уч:ль: Молодцы ну а теперь следующий фрагмент и картинка (музыка Гном) (СЛАЙД)
Уч:ль –Узнали произведение?
Дети:Этопьеса «Гном»
Уч:ль- Кто такие гномы?
Дети отвечают
Уч:ль-Что вы услышали в пьесе? какая была музыка?
Дети:Музыка быстрая спотыкающая тревожная громкая а потом слышна грусть как будто гномик жалуется –как ему плохо
Уч:ль-Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого смешного, уродливого человека. Мусоргский как волшебник оживляет фигурку, Для воплощения фантастического портрета в музыке композитор выбирает музыкальные краски с удивительной точностью. Кажется, что гном затаился и осторожно перебегает с места на место. Он топчется на месте, спотыкается, его маленькие кривые ножки заплетаются. Он то чего -то боится, то начинает охать, стонать, жаловаться, то опять бежит без оглядки.Этот образ рисует и изломанная мелодия, которая ассоциируется с быстрыми, угловатыми движениями,. Гном кажется злым, жалким, испуганным, обиженным. Это подчёркивает холодная мрачная тональность минор. Но вместе с тем это сказочный, фантастический образ.
Средняя часть пьесы более трагическая. Она выражает чувства гнома, даёт его характеристику. Гном как вы останавливается и начинает размышлять. И вот наступают минуты полного отчаяния. плача, страдания, горя.. Уч:ль-А теперь посмотрим на картинку Гартмана –как он изобразил гномика
Дети—Это всего лишь ёлочная игрушка «гномик с уродливыми маленькими ножками»—щипчики для орехов
Уч:ль-Совпали ли образы Гартмана и Мусоргского и почему?
Дети отвечают
Уч:ль В пьесе Мусоргского образ пугливого обиженного существа Но я хочу чтобы наш гномик верил в добро ведь его на земле больше— бедный маленький гном пройдёт свой путь «по лесным кочкам и трущобам» и выйдет туда, где сияет солнце и ждёт его счастье
и у нас есть весёлая песенка про кого?
Дети-Про гномика!
Уч:ль –сделаем разминочку танцевальную и дыхательные упражнения а потом споём нашу песенку
Танцевальная разминка–танцуют все-звучит музыка и видео (СЛАЙД)
Уч:ль –Сейчас берём мыльные пузыки и делаем шарики дуем легко и красиво-под музыку –кто лучше?(у всех мыльные пузыри—дети выполняют упражнения )
Уч:ль –Ну а теперь наша распевочка –звукоряд в припеве показываем ручными знаками
Распевочка» ДО Ре МИ»(поют по рядам)
Уч:ль Давайте песенку украсим муз инструментами на вступление и где ещё можно?) дети отвечают
Песня «Гномик» с колокольчиками и металлофоном-куплетная форма
Ребята наш урок подходит к концу –что же мы сегодня интересного узнали про образы Мусоргского в сюите
Дети-образы бывают разные и у Мусоргского они немножко другие чем у Гартмана и сама пьеса» Прогулка» связывает все другие пьесы и называется интермедией
Уч:ль –К какому жанру относится сюита «Картинки с выставки»?
Дети-к инструментальному
Уч:ль –Ребята скажите мне ещё а вот чтобы быть всегда в хорошем настроении –петь играть веселиться –что надо для этого ?
Дети-Быть здоровыми- не болеть!
Уч:ль-Давайте вместе скажем—Я здоровым быть хочу
Хохочу и хохочу
Ни одной минуточки
Не могу без шуточки
Уч:Ль –ну что посмеёмся?(в записи-смех)
Песенка «Всё отлично»Уч:ль- Ребята вы сегодня все молодцы и ставлю вам сегодня всем отлично! Спасибо!(уходят под музыку)