Интегрированный урок рисования и музыки на тему В мире музыки
Предмет: Интегрированный ИЗО, музыка, УМК «Гармония»
Место и роль урока в изучаемой теме: В мире музыки.
Формируемые умения: Познавательные:
Составляют речевые высказывания;
используют знания о выразительных особенностях в музыке, колорите, композиции, цветовых отношениях;
сравнивают по заданным критериям; устанавливают аналогии.
Регулятивные:
Определяют цель и проблему в учебной деятельности;
принимают учебную задачу.
Различают художественные средства и их возможности;
Оценивают свою работу, осознают правила контроля.
Коммуникативные:
Излагают своё мнение;
делают вывод.
Контролируют свои эмоции;
понимают позицию другого;
аргументировано оценивают свою работу;.Личностные: Проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции.
Дидактические средства:
Для учителя: мультимедиа.
Для обучающегося: альбом, краски.
Название этапа Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Мотивация учебной деятельности (самоопределение к учебной деятельности)
Цель: Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности Орг.момент
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
Ученики проверяют всё ли у них на месте, готовятся внимательно слушать учителя.
Регулятивные: волевая саморегуляцияПостановка цели и задач урока. ЗвучиЗвучит «Вальс снежинок» М. Минкова, из к/ф «Тайна Снежной Королевы».
Слай((Слайд 1)
Учит Ребята, сегодня при сильном порыве ветра в наше окно залетело письмо, адресованное нашему классу. Интересно, от кого оно и зачем? А вам интересно? Тогда вскрываем?
2 щ
В кон В конверте загадка:
«Белб Белым - бела и холодна,
Когда Когда одна – едва видна.
И от И от подруг, летящих мимо,
В пут В пути совсем неотличима».
- Ребята, что это может быть? Вы догадались?
- О чём мы будем говорить на уроке? Вступают в диалог, сотрудничество с учителем
Отгадывают загадку
(Снежинка)
Коммуникативные:
Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора .Регулятивные: Определяют цель и проблему в учебной деятельности. Принимают учебную задачу.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: Актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов. Организация учащихся на исследование проблемной ситуации
Певческая установка
Слайд 2
Видеоролик «Метель» Г. Свиридов
Учитель музыки:
- Ребята, слышите? Что это такое? Что происходит? О чём нам хочет рассказать музыка? Как называется танец снежинок?
Такое впечатление, что музыка нас с вами куда-то зовёт, приглашает. Может быть, в гости? Путешествие? В дальнее странствие?
Вы готовы отправиться вслед за снежинками? Тогда в путь. Но дорога нам предстоит извилистая, сложная, иногда широкая, а иногда наоборот, узкая, через сугробы , сквозь метель и вьюгу.
Что нам необходимо взять с собой в дорогу, чтобы легче было преодолевать все препятствия?
Исполнение песни М. Миняшиной «Снежный вальс»
Выражают свое эмоциональное отношение к музыкальным образам: (началась метель, завьюжиловетер подхватил снежинки и закружил в вихре танца «вальс»)
Песня «Снежный вальс»
Проявляют эмоциональную отзывчивость , личностное отношение при исполнении песни. Исполнение легким и полётным звуком, без форсирования, вырабатывая певческий выдох. Регулятивные: Определяют
цель и проблему в учебнойдеятельности;
принимают учебную задачу. учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, составление речевого высказывание
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
инициативное сотрудничество с учителем, коллективное исполнение песни с элементами импровизации
Продолжение работы по теме урока.
Цель: совершенствование у детей основных видов речевой деятельности. Рассматривание. Развитие связной речи.
Слайд 3
Замок «открывается» и мы оказываемся в «Музее снежинок».
Учитель: Ребята, так вот куда нас привела музыка и снежинки! Мы оказались с вами в необычном месте – «Музее снежинок».
(Работа с презентацией)
Посмотрите, как их много (рассматривание). Ребята, что можно сказать о снежинках, какие они? А самое главное, эти снежинки не тают, и мы можем любоваться ими бесконечно. А настоящие снежинки, которые слетают на нас с неба какие, из чего же они состоят? Правильно вы говорите, и знаете что интересно – настоящие снежинки на 95% состоят из воздуха и только лишь маленькие 5% из воды. Вот поэтому они так медленно, красиво опускаются на землю, деревья, на нас с вами. Многие учёные посвящают всю свою жизнь изучению снежинок. Они рассматривают их в микроскоп, фотографируют, изучают их строение, форму, рисунок, размеры.
Слайд 4
И вот что удивительно, самая известная крупная снежинка в мире, которая встречалась учёным, была размером 38 мм (показать образец). Учёными доказано, что каждая снежинка неповторима, уникальна. Мы не встретим никогда двух одинаковых снежинок в природе.
Слайд 5
- Давайте ещё раз полюбуемся снежинками в музее.
Изящные, узорчатые, необычные и т.дИз снега, воды, воздуха. Регулятивные:
Различают художественные средства и их возможности;
работают по плану, сверяясь с целью.
Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, , составление речевого высказывание
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других и музыку
Физ. минутка.
Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся Слайд 6.
Как приятно смотреть на падающие снежинки! Каждая из них словно свой танец исполняет, кружась в воздухе. Вот и я предлагаю вам на время превратиться в снежинок.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
Физминутка. По ходу стихотворения уч-ся выполняют движения Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Учитель: Кружатся пушистые снежинки и бесшумно ложатся на землю. Вам нравится наблюдать за полетом снежинок? Многие люди наблюдали за снежинками. Были среди них поэты, художники, и композиторы. Каждый из них на основе наблюдений создал свои произведения, посвященные снежинкам.
Одним из таких поэтов, который посвятил свои стихи СНЕЖИНКЕ, был
Слайд 7.
Константин Дмитриевич Бальмонт:
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную -
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Летит пушистая
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
-С каким чувством поэт говорит о снежинке?
-Чем восхищается автор?
-Куда стремиться снежинка?
- Какие чувства выразил поэт по отношению к снежинке?
- Найдите эти слова среди данных.
Слайд 8.
РАВНОДУШИЕ ВОСХИЩЕНИЕ ЛЮБОВЬ РАДОСТЬ РАЗОЧАРОВАНИЕ УДИВЛЕНИЕ ЖАЛОСТЬ ВОСТОРГ - Объясните свой выбор.
- Какие слова лишние?
- Какие приёмы применяет автор в этом стихотворении? (олицетворение, сравнение)
Примеры: смелая, проносится, просится
Звезда, пушистая.
Рассказ «Самая красивая музыка» А.Лопатина
(Андрей Побелайтис «Вальс майских снежинок»)
Учитель музыки: - Итак, снежинки могут быть и героями музыкального произведения, например музыкальной сказки. У Петра Ильича Чайковского есть балет по сказке известного немецкого писателя Гофмана «Щелкунчик».
Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» рассказывает о событиях новогодней ночи. Маша и Щелкунчик победили мышиного короля и отправляются сначала в сладкое царство.
Перед ними еловый лес. Лесная поляна. Тишина. Лес спит. Но вот снежинки потихоньку спускаются с ветвей и начинают танцевать. И все меняется: лес, поляна, луна, наблюдающие за снежинками.
Слайд 9
Видео фрагмент . П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев».
- Вам понравилась музыка? Какое настроение она у вас создала? Какая была музыка по характеру?
- В каком регистре написана музыка? Почему?
- События происходят в ночном лесу. Таинственный лунный свет меняет все вокруг. Каким вы видите снег? Лес под лунным светом? Деревья? Ночное небо?
- Опишите снежинки. Каковы они? Как движутся в морозном воздухе?
- Какова композиция данного произведения? Насколько частей можно его разделить?
-Как изменяется темп музыки? Как вы думаете, с чем связаны эти изменения?
Анализируют стихотворение
С любовью, нежностью.
Смелостью, упорством.
К земле.
ВОСХИЩЕНИЕ ЛЮБОВЬ РАДОСТЬ
УДИВЛЕНИЕ ВОСТОРГ
Она такая маленькая преодолевает огромное расстояние… Она кружится в вальсе…Не боится сильного ветра… Она такая красивая…Жалко, что она так быстро тает.
РАВНОДУШИЕ
РАЗОЧАРОВАНИЕ
ЖАЛОСТЬ
олицетворение, сравнение
смелая, проносится, просится
Звезда, пушистая.
Слушают рассказ.
Слушают и смотрят
Отвечают на вопросы Музыка таинственная, сказочная, в высоком регистре, т.к. снежинки маленькие, пушистые и лёгкие. Сначала музыка. спокойная, тихая, лёгкая, изящная, хрустальная, нежная, а потом постепенно становиться всё быстрее, громче, взволнованнее, напористее. Начинается сильный снегопад. в конце ветер успокаивается, снежинки мягко, плавно ложатся на землю.
В свете луны снежинки белые, искристые, блестящие, серебристые
Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, , составление речевого высказывание сравнивают по заданным критериям; устанавливают аналогии.
Коммуникативные: участие в коллективной, совместной деятельности с учителем и сверстникамиумение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других и музыку
Познавательные: Знать, что природа является источниками вдохновения для поэтов, писателей, композиторов. Умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения материала
Личностные: самоопределение
Предметные:
Услышать кульминация произведения, изменения темпа, регистр, мелодию танцевального характера
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии фрагмента балета
Познавательные: анализировать информацию
замечать изменения, происходящие с музыкой,
аргументировать свою точку зрения Воспринимать на слух музыкальное произведение.
Давать образную характеристику прослушанного произведения.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: самостоя-
тельно выполнить задание, провести самопроверку, корректировка возможных ошибок. Работа в парах Учитель:
Сегодня мы будем создавать свою снежинку.
Слайд 10
Посмотрите, как снежинки изображают такие же ребята, как и вы.
Слайд 11.
Итак, мы приступаем к созданию своей неповторимой снежинки, которая будет состоять из основных 6 лучиков – «воздушных змеев» (рисунок 1). Давайте вспомним, что мы знаем о снежинках: цвет, краски снежинок
форма снежинок
действия снежинок.
1.Выбор цвета.: снежинка , падая на руку, холодит, следовательно она холодная, а холодные цвета какие?
2. При помощи тонкой кисти обводим контур снежинки (можно внутреннюю часть также закрасить), затем другим цветом (белым) прорисовываем каждый лучик. Обратите внимание что все лучики одинаковой длины. Они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. Если мы сложим снежинку пополам, то противоположные лучики должны совпасть.
Нарисуйте снежинки. Но не просто нарисуйте, а в окружении слов-ассоциаций, которые помогут вам выразить свое отношение к ним.
Во время работы фоном звучит нежная, зимняя музыка (А. Варламов «Вальс снежинок»Белые, 6-гранник, падают, кружатся
Холодные.
Голубой, фиолетовый с белым.
Познавательные: умение контролировать и оценивать результаты действий.
Выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант . используют знания о выразительных особенностях в живописи, колорите, композиции, цветовых отношениях;
Регулятивные:
Планируют деятельность в учебной ситуации;
Коммуникативные:
Научатся выполнять эскизы и простейшие геометрические композиции, кистевые упражнения по плоскости.
Умение использовать выбранные варианты декора для конкре-тной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции.
Рефлексия учебной деятельности.
Цель: самооценка учениками собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников во время урока. Учитель: Какие получились снежинки? Сколько лучиков у ваших снежинок?
Учитель музыки:
Муз. руководитель: Какие чудесные, неповторимые у вас получились снежинки. Я предлагаю вам их оживить.
Белые, узорные,
Звёздочки-малютки!
На ладошку приземлитесь,
В снежном вальсе закружитесь!
«Вальс» Г. Свиридова из «Метели» (танец импровизация).
Учитель: Ну что ж, мы, как и хотели, пополнили с вами «Музей снежинок» новыми экспонатами.
- Какие высказывания вы составили?
- Чему вы сегодня научились?
-Удовлетворены вы сегодняшней работой?
Лёгкие, воздушные, красивые, разнообразные
(6)
Снежинки – это хорошее настроение.Снежинки - это падающие звездочки.Снежинки - это возможность подарить улыбку.Снежинки – это светлая радость.Снежинки - это красота, ни с чем несравнимая.Снежинки – это цветок с шестью лепестками.
Рисовать снежинки. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Анализ дельты «УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку
Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с товарищем.
Регулятивные: Оценивают свою работу, осознают правила контроля.