План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Рассказывание по картинке «Ежи»
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области – Детский сад «Солнышко» с. Борское
«Коммуникативная деятельность дошкольников с учётом
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
на тему:
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
«Рассказывание по картинке «Ежи»
Выполнила:
Маликова Елена Андреевна
педагог-психолог
детского сада «Солнышко» с. Борское.
Самара, 2015г.
Тема «Рассказывание по картинке «Ежи»
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Задачи:
Формировать умение составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о жизни диких животных (ежей); (речевое развитие);
Активизировать в речи детей сложноподчинённые предложения; (речевое развитие);
Воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках; (речевое развитие);
Закрепить правильное произношение звуков ч и щ; (речевое развитие);
Учить правильно произносить звуки ч и щ в слова;.(речевое развитие);
Расширять представления о диких животных (ежах); (познавательное развитие);
7. Развивать умение высказывать и отстаивать свое мнение; (социально-коммуникативное развитие);
8. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.(социально-коммуникативное развитие);
9. Развивать умение рисовать карандашами, передавая характерные особенности предметов; (художественно-эстетическое развитие);
10. Удовлетворить потребность детей в двигательной активности (физическое развитие);
11. Побуждать детей к положительной оценке окружающих. (социально-коммуникативное развитие).
Методы и приемы:
- практические: игровая ситуация, физкультминутка «Ёжики»;
- наглядные: продуктивная деятельность детей;
- словесные:беседа-диалог, составление рассказа.
Материалы и оборудование: картина «Ежи», предметы и игрушки: иголка, мяч, ключ, ручка, щётка, щипцы; мешочек или большая салфетка.Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Игровые упражнения, двигательные паузы, физминутки.
Игровая Игровые ситуации.
Коммуникативная Беседы, речевые ситуации, составление рассказов, отгадывание загадок, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы.
Изобразительная Рисование картинки «Ёжик».
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Воспитатель загадывает детям загадку о еже:
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Н.Артюхова) Дети отгадывают Отгадывают загадки, понимая образный смысл выражений
2. Воспитатель предлагает обосновать отгадку. Дети обосновывают Умеют обосновывать отгадку
Выставляет картину «Ежи», предлагает ответить на вопросы:
-Кто нарисован на этой картинке?
-Что делает Ежиха? Ежата?
-Что едят ежи?
-Зачем нужны ежу иголки?
-Какими словами можно сказать о еже? Какой он? С чем можно сравнить ежа? Дети отвечают на вопросы Отвечают на поставленные вопросы, используя сложноподчинённые предложения
3. Воспитатель даёт задание придумать рассказ по этой картине, используя в нем слова, которые только что говорились о еже. Напоминает эти слова (колючий, недотрога, и т.д.)
Дети составляют рассказы по картине (3-4 рассказа) Составляют рассказ по картине, используя имеющиеся знания о жизни диких животных (ежах)
4.
Педагог предлагает детям оценить прослушанные рассказы по вопросам:
- Чей рассказ вам понравился? Чем?
-Интересный получился рассказ? Какие слова в этом рассказе понравились?
-Как начинался и как закончился рассказ?
После высказываний детей педагог подводит итог (рассказ интересный, короткий, законченный) Дети высказывают свои мнения, делятся впечатлениями
Дети слушают педагога Высказывают своё мнение;
Отвечают на поставленные вопросы;
Положительно оценивают ответы друг друга.
5. Воспитатель предлагает составить коллективный рассказ по картинке. Вызывает троих детей, предлагает им договориться: кто будет начинать, кто продолжать и кто заканчивать.
Дети выполняют задание, отвечают как им было интереснее рассказывать: вместе или по одному. Составляют рассказ по картине, используя сложноподчиненные предложения;
Умеют договариваться между собой
6. Физкультминутка «Ежики» Под цветком ежиха — мать принялась ежат купать.Кап-кап, капает роса на мордашки, на глаза.Не поймёт ежиха-мать, как им спинки отмывать.И ежата день, другой ходят с грязною спиной!Хоть сиди и месяц жди, чтоб закапали дожди.Радуйтесь, что вы, ребята, не колючие ежата!Отправляемся снова в дорогу.
Дети двигаются, изображая ежиков Координируют движения с речью
7. Воспитатель предлагает послушать стихотворение Б.Заходера «Ёжик»
Что ж ты ёж такой колючий?
Это я на всякий случаи.
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
Воспитатель обращается к детям:
-Чем покрыто тело ежа? (Иголками). Дети слушают стихотворение
Дети отвечают на вопрос Внимательно слушают
Умеют правильно отвечать на поставленные вопросы
8. Воспитатель ещё раз читает загадку Н. Артюховой.
Спрашивает детей почему сказано, что ёж недотрога? (Потому, что он весь в иголках, до него нельзя дотронуться, он колючий; можно уколоться, его нельзя взять голыми руками). Дети слушают загадку, отвечают на вопрос педагога).Отвечают на вопросы, отстаивая своё мнение
9. Воспитатель загадывает ещё одну загадку: мелодичка- невеличка тоненька да бела весь мир одела. (Иголка).
-Про что эта загадка?
-Чем похожи иголка ежа и вот эта иголка? (Показывает иголку для шитья.) Дети отгадывают загадку
Отвечают на вопросы Отгадывают загадку, понимая смысл образных выражений
10. Воспитатель предлагает детям прослушать звуки, которые он называет: Щ и Ч.
-Какой звук вы услышали сначала? А какой потом?
-Я сейчас буду произносить то звук Щ, то звук Ч. Когда услышите звук Ч, поднимите руки вверх, когда звук Щ – спрячьте руки за спину.
Дети слушают звуки
Отвечают на вопросы (ответы хоровые и индивидуальные)
Дети выполняют задание согласно инструкции Правильно произносят звуки Щ и Ч
11. Воспитатель раскладывает на столе игрушки и предметы. Показывает детям клещи и щипцы, затем убирает предметы и игрушки в мешочек.
-Сейчас вам надо будет узнать на ощупь, какой предмет вы нашли, и громко назвать его (четко проговаривая звуки), а потом достать и показать всем детям (вызывает желающих) Дети рассматривают игрушки и предметы
Выполняют задание согласно заданной инструкции Правильно произносят звуки Щ и Ч с словах
Воспитатель предлагает детям нарисовать ёжика, похожего как на картинке. Дети рисуют Рисуют карандашами, передавая характерные особенности предметов
Итоговое мероприятие: выставка рисунков на тему «Ёжик».