Конспект урока по русскому языку на тему Сложные предложения. Основные виды сложных предложений. (8 класс)
Тема: Сложные предложения. Основные виды сложных предложений.Цель урока: изучить виды сложных предложений, средства связи между частями сложных предложений.
Задачи: Обучающая, развивающая, воспитывающая, практическая.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.Методы обучения:
• по источнику знаний: словесный, наглядный;
• по уровню познавательной активности: частично-поисковый;
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Ход урока:
Орг.момент.
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Вступительное слово учителя.
В русском языке часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем более сложные мысли.
Сложными называются предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно.
В сложном предложении две и более грамматические основы:
Молодой месяц низко висел над лесом, нежный его свет блестел в дождевых каплях.
Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А.С.Пушкин)
Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
Ср.: 1. Шел мелкий дождь, и дул легкий ветер. 2. Я увидела, что зима прошла.– (союз.пред)
3. Взошло солнце, запели птицы – (сложное бессоюзное предложение).
Если части сложного предложения соединяются между собой с помощью интонации и союзов или союзных слов (относительных местоимений и наречий), то это союзные предложения.
Природа не спала, и ночь нельзя было назвать тихой. (А.П.Чехов)
Она продиктовала повару Хритону письмо, которое в тот же день отослали на почту.
Если части сложного предложения соединяются между собой только с помощью интонации, то это бессоюзные предложения:
Застучали колёса, на переходе мелькнул зеленый огонь, будка вынырнула из темноты и опять пропала. (А.Серафимович).
Союзные предложения, в свою очередь, делятся на две группы:
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Сложносочиненными называются такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами, например:
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Тютчев)
Сложноподчиненными называются такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, например:
Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин) (союз когда)
Я тем завидую, кто жизнь провел в бою. (С.Есенин) (указательное местоимение тот (тем) и относительное местоимение кто)
Запомните: Есть сложные предложения, состоящие из трёх и более частей, в которых один части соединяются интонационно, а другие – сочинительными союзами, например:
Барка тихо покачивалась на игравшей воде, где-то поскрипывало дерево жалобным звуком, дождь мягко сыпался на палубу, и плескались волны о борта. (М.Горький)
Закрепление нового материала.
Исходя из вышеизложенного, предлагаю в тетрадях (один у доски) изобразить схематическую таблицу сложного предложения.
10039358890000010420349175750048329858890000037718995251450066103512058650016802101339215001842135165735Сложное предложение
00Сложное предложение
5562601141095союзное
00союзное
43281601150620бессоюзное
00бессоюзное
2174875304165сложноподчинённые
сложноподчинённые
left88900сложносочинённые
сложносочинённые
Ответьте на вопросы:
На какие две группы делятся сложные предложения?
Какие бывают союзные предложения?
Что вы можете сказать о сложносочинённых предложениях?
Что вы помните о сочинительных союзах?
Чем отличаются сложносочинённые предложения от сложноподчиненных?
Каким образом соединяются части сложноподчиненных предложений?
В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?
Практическое выполнение упражнений (запись предложений под диктовку у доски и в тетрадях). Выделить грамматическую основу; определить вид сложного предложения; как соединены его части.
Он говорил проще всех, и его слова сильно трогали сердце.
Когда капитан остановил пароход, все стали проситься погулять.
Солнца ещё не было, но дождь перестал.
То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы теплая рука.
Вдруг лес кончился, и тропа оборвалась.
После долгих блужданий мы вышли к озеру, которое поблескивало среди камышей.
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Как вы думаете, какие сложные предложения встречаются в русском языке чаще - союзные или бессоюзные?
Союзные сложные предложения встречаются в русском языке чаще, чем бессоюзные.
Оценки за урок.
Д/задание § 3, упр. №17