Технологическая карта урока по математике Сложение и вычитание десятичных дробей(5 класс)
Учитель математики Гладких Т.Г.
Учебник: Виленкин Н.Я.Математика 5 класс 2012 год
Класс: 5
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема урока: сложение и вычитание десятичных дробей
Цели урока:
- дидактические
обеспечить осознанное усвоение учащимися правила сложения и вычитания десятичных дробей;
активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;
проверить уровень сформированности знаний и умений по данной теме
-развивающие
развитие алгоритмического мышления, познавательного интереса;
формирование вычислительных навыков и математической речи;
умение анализировать и сравнивать, проводить аналогию;
умение выдвигать гипотезу и проводить логические рассуждения;
умение работать с книгой и компьютером, выделять необходимую информацию и применение на практике.
развитие любознательности и интереса к предмету,
-воспитательные
расширение кругозора,
воспитание уважения друг к другу, взаимопонимания, толерантности;
воспитание самостоятельности и уверенности в своих силах,
умение планировать и оценивать деятельность, развивать навыки самооценки.
Планируемые результаты
-предметные: уметь складывать и вычитать десятичные дроби, знать алгоритм действия с десятичными дробями, уметь применять выработанный алгоритм на практике
-метапредметные :
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Познавательные:
формировать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; научить правильно записывать выражения, содержащие сложение и вычитание; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание десятичных дробей; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные:
воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
-личностные: получить возможность контролировать процесс учебной и математической деятельности, способствовать эмоциональному восприятию материала, развивать активность и находчивость при решении математических задач
Карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Мотивация к
учебной деятельности
(2 мин)
Цель:
Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности Учитель приветствует учащихся, мобилизует внимание
Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)
Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности
(- надо!)
- устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)
– Французский писатель Анатоль Франц однажды заметил «Учить можно только весело, чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем «поглощать знания» с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшем.
Учение о дробях всегда считалось трудным. Растущая потребность в упрощении вычислений и действий над дробями способствовали введению дробей, которые называются … (десятичными).
– Чему мы уже научились в работе с десятичными дробями? (читать и записывать их, отмечать на координатном луче, сравнивать).
На слайде карточки с числами и буквами
-Что вы видите? (десятичные дроби и буквы)
-Расположите дроби в порядке возрастания и расшифруйте запись
Что вы получили
-Прочитайте, какая фраза у вас получилась
(В добрый путь)
0,012-Д; 0,1-Р; 0,3-Й; 0,01-В; 0,13-Ы; 3,001-Ь;
1,1-У; 0,03-О; 2-Т; 1,09-П; 0,045-Б
-Молодцы, путь к новым знаниям – это добрый путь
-_Сегодня на уроке вы будете «открывать» для себя новое знание. С чего вы начнете свой путь к успеху? (С повторения)
- Как вы обычно это делаете?
Сначала повторяем то, что нам понадобится для изучения нового. Затем пробуем выполнить задание, чтобы понять, чего мы еще не знаем. Потом сами ищем новый способ, составляем правило или алгоритм
Включаются в учебную деятельность
Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание
Отвечают на вопросы
Через беседу и выполнение заданий определяют, что уже известно по теме урока
Показывают результат работы, при необходимости корректируют ошибки
Самоопределение к деятельности – (Л);
-смыслообразование (Л);
- целеполагание - (П);
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К);-,
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности(5-7 мин.)
Цель:
Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий
Цели:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, свойство десятичной дроби;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть десятичные дроби.
Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление)
– А начнём мы как всегда с устной работы. Для того чтобы узнать что-то новое, необходимо…(повторить уже изученный материал).
На слайде карточки с числами:
389;. 0,24; 2,9; 2761; 2,15; 0,7
-Разбейте числа на две группы. Какие группы получились? (десятичные дроби и натуральные числа)
- Выполните сложение натуральных чисел
- Сравните: а)0,24 и 0,7; б)2,15 и 2,9
-Выполните сложение:0,24+2,2
- Выполните вычитание: 2,15 – 0,7
-Покажите полученные результаты
Некоторые из листов с разными решениями учитель закрепляет на доске
- Правильные ответы получились лишь у некоторых. Почему многие допустили ошибки?
( не известны правила сложения и вычитания десятичных дробей)
- Значит, что вам надо сделать?- Надо подумать.Воспроизводят и фиксируют ЗУНы достаточные для построения нового способа действий.
Актуализирует нового пробного учебного действия
(надо, хочу, могу)
Выполняют задания
Пробуют сложить и вычесть дроби, работая в парах с соседом по парте, записывая решения и ответы на листах, заранее разложенных на столах. Записи выполняются фломастерами, лежащими на столах
Поднимают листы с ответами
Отвечают на вопросы Мыслительные операции(обобщ, анализ, синтез, сравнение)-П;
-Извлечение необходимой инф. из текста – П;
Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др)-П;
-осознанное и произвольное речевые высказывание – П;
- выполнение пробного задания – Р;
-фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии - Р;
-волевая саморегуляция в затруднении – Р;
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К;
-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К
- познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятия;
- регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
- коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
3.Постановка учебной задачи.(3-4 мин)
Цель:
Постановка цели учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации Учитель выступает в роли организатора.
После ответов детей уточняет цель и тему урока
и предоставляет инд.задания на применение нового знания?
- Чем отличаются действия с натуральными числами от действий с десятичными дробями?( в десятичной записи числа есть запятая, отделяющая целую часть от дробной)
-Как вы пробовали выполнить сложение и вычитание десятичных дробей?
-Почему возникли затруднения и разные способы вычислений? (не знают, как правильно складывать и вычитать десятичные дроби)
-Какова же цель урока?
(научиться складывать и вычитать десятичные дроби и построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей)
-Уточним тему урока
(Сложение и вычитание десятичных дробей)
На доске записывается тема урока
Реконструируют свои действия при выполнении пробного задания
Например: 1. Я записал дроби так, чтобы последние (первые) цифры оказались друг под другом. Потом выполнил действия 2.Я сложил(вычел) дроби, записывая запятую под запятой
Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения(чему учиться)
Предлагают и согласовывают тему урока
Пытаются выполнить самостоятельно инд-ные задания на применение нового знания запланированные для изучения на данном уроке.
Затруднения фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия.? -Самоопределение – Л;
- смыслообразование –Л;
-мыслительные операции –П;
-самостоятельное выделение и формирование цели-П;
-поиск и выделение необходимой информ.-и-П.
4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)
Цель:
Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.
организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения Учитель выступает в роли организатора.
Фиксирует новый способ действия(алгоритм) на доске
Следит за хронометрией урока.
-Запишите тему урока в тетради.
-Составим план действий
Что делаем сначала? Как поступим дальше? и т.п. В результате может появиться план действий
1)Выполнить действия с дробями
2) Проанализировать результат
3)Сформулировать вывод
4)Оформить алгоритм
Групповая работа
Два стола соединены так, что можно работать по четыре человека
Правила работы в группе
В группе должен быть организатор обсуждения
Каждый может высказать свою версию решения
Один говорит, остальные слушают
Каждая версия обсуждается в группе
В группе согласуется общее решение
Представитель группы защищает решение перед классом
Каждая группа получает текст для составления алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. На работу отводится 3 мин.
Текст.
1.Десятичные дроби записывают так, чтобы запятая была под запятой.
2. Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой
3. Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях
4. Выполнить сложение(вычитание) не обращая внимание на запятую
-Составьте алгоритм сложения(вычитания) дробей
-Где можно проверить правильность своих выводов? ( в учебнике)
-Откройте учебник и прочитайте правило. Сравните с вашим результатом
На основе выбранного учащимися метода они выдвигают гипотезы, используя схемы, муляжи, чертежи и др. применяя новый способ действий к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения
По окончании работы каждая группа представляет свою работу, озвучивая свои действия, обосновывая их
смыслообразование –Л;
-мыслительные операции –П;
выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;
-поиск и выделение необходимой информации;
Установление причинно – следств. связи -П;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности .-Р;
-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач-К;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;
-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К.
5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
Организовать усвоение учащимися новый способ действия Учитель выступает в роли организатора.
Обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании учащимися вслух.
- Что теперь вам надо сделать?- Потренироваться в решении примеров на новый способ действий.Решают (в группах, фронтально, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действий. При этом проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма (определение, свойства) Извлечение из предметного текста необходимой информации - П;
- Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.) -П;
-осознанное и произвольное речевые высказывание – П;
Построение логической цепи рассуждений и доказательств +КУУД 4 этапа
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.
Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. Организует самостоятельную работу на новый способ действия (формы любые).Организует самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения(индивидуальная коррекционная деятельность) Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Уч-ся фиксируют положительные результаты своих дествий (знаково: +,- и др.).Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;
7.Включение в систему знаний и повторения
Цель:
Включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов Организует выполнение заданий в которых новый способ действий связан с ранее изученными.
Организует тренинг ЗУНов раннее сформированных доведением их до автоматизма. Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р,+ КУУД 1-4 этапов+ постановка вопросов К + все ЛУУД с 1по 4 этапы.
8.Рефлексия деятельности
Цель:
Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий Организует рефлексию ( по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества.
Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали? Соотносят цель и результат учебной деятельности
Фиксируют степень соответствия.
Намечают цели дальнейшей деятельности. Рефлексия способов и условий действий – П;
-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;
-самооценка на основе критерий успешности-Л;
- адекватное понимание успешности или неуспешности;
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;
- планирование успешного сострудничества - К
- следование моральным нормам и этическим требованиям - Л