Урок литературного чтения на тему: Внеклассное чтение Драгунский Он живой и светится
Урок: литературное чтение
Дата: 11.02
Класс 2 «Г»
Учитель: Проскурякова В.Е.
ТЕМА УРОКА: Внеклассное чтение Драгунский «Он живой и светится»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-рассуждение с элементами творчества
ТДЦ:
Образовательная познакомить учащихся с биографией и творчеством В. Драгунского, познакомиться с его рассказом «Он живой и светится»; учить выделять идею произведения; закреплять умения отвечать на вопросы по тексту; продолжить осмысление проблемы дружбы: возможность дружеских отношений между разными людьми.
Развивающая умение анализировать поступки героев, расширять и обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного выразительного чтения.
Воспитательная Воспитывать чувство товарищества, воспитание самостоятельности, честности, порядочности, бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет В. Ю. Драгунского, карточки со словами, иллюстрации к произведению, раздаточный материал
Этап урока
Содержание учебного материала
Методы обучения
Форма организации познавательной деятельности
Примечание
Этап орг.момента
Орг.момент. Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята, встали, подравнялись.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Урок литературного чтения
Об.ил
кол
Этап введения в тему и цель урока
Введение в тему урока
Знакомство с автором произведения
- Ребята, обратите, внимание на доску, перед вами зашифрована фамилия автора с которым сегодня мы познакомимся, догадайтесь, как расставить эти буквы в данное слово, чтобы получилась фамилия писателя, с произведением которого мы сегодня познакомимся.
На доске карточка Дргнскй (а,у,и)
-Кто догадается, поднимет руку.
-Пожалуйста, вставить первую пропущенную букву, вторую, третью
-Прочитаем хором, что получилось.
Дети читают «Драгунский»
-Молодцы! Сегодня мы познакомимся с произведением Виктора Юзефовича Драгунского.
(На доске открывается запись Драгунский Виктор Юзефович, 1913 – 1972гг).
-Ребята, кто уже знаком с творчеством этого писателя?
-О писателе Викторе Драгунском вам расскажет Бостанов Даниель
(Ученик рассказывает о биографии В. Драгунского)
Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.
Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.
Анализ биографии:
- Сколько лет было Драгунскому, когда он пошёл работать? (16)
- Кем стал Драгунский ? (актёром)
- Какая книга принесла Драгунскому заслуженную славу? («Денискины рассказы»)
-молодцы!
пробл
фр
Этап постановки темы и цели урока
- Узнайте животное, о котором идёт речь в одном из рассказов Драгунского:
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовется?
Золотистый... (светлячок).
- Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд на одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.
- Ребята, я думаю и у Вас и у наших гостей сейчас в голове такой вопрос, а кто же зажигает этот таинственный фонарик?
- А вот кто это делает нам расскажет Артюх Эльдар.
Сообщение о светлячках
Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.
Постановка темы и цели урока
- итак, ребята, о ком сегодня мы будем читать рассказ? (о светлячках)
- А кто автор нашего рассказа? (В.Ю. Драгунский)
- Правильно, наш рассказ называется «Он Живой и светится»
- Какие цели мы с вами поставим? Зачем нам нужно читать данный рассказ? (познакомиться с рассказом « Он живой и светится», жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского)
- Молодцы!
Этап физминутки
Этап первичного закрепления
Физминутка
- Наши нежные цветки
Распускают лепестки. (подтягиваемся)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (машем руками)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки. (руки в замок)
Тихо засыпают,
Головой качают. (качаем головой)
А когда наступит ночь
Светлячок нам рад помочь! (разводим руками)
Этап первичного закрепления
- Итак, сейчас преступаем к чтению рассказа. Открываем стр. 128. Я начну читать, а вы продолжите.
- Перед чтением я задам Вам вопрос, а ответить на него попрошу вас после того, как мы прочитаем наш рассказ.
Вопрос: можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними.
Чтение рассказа (прием учитель-ученик)
Словарная работа
- Ребята, такие интересны слова, вот что они обозначают:
Брынза – соленый сыр из овечьего молока
Гватемала – название государства в Центральной Америке и название города, столицы Гватемалы
Барбадос – название государства в Восточной Индии, название острова
Анализ рассказа
- Кто является главными действующими лицами рассказа?
- От чьего лица ведётся повествование?
- Ребята, расскажите о чувствах мальчика, который сидел во дворе и ждал маму. (было уже темно, а мама долго не приходила. Мальчик сидел один во дворе, потому что все уже ушли по домам. Ему было очень плохо одному и хотелось есть)
- А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие)
- Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.
(На доске выбирают карточки с чертами характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал)
- Кто подошел к Дениске? (Мишка)
- О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)
- А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)
- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)
- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)
- Подумайте, какие качества характерны для Мишки? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)
- Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость»)
- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?
- На что поменял Денис самосвал? (на светлячка)
- Расскажите, почему мальчик поменял игрушечный самосвал на светлячка?
- Понятен ли вам поступок мальчика?
- А вы бы поменяли дорогой самосвал на светлячка?
- Прочитайте разговор мальчиков. Попробуйте интонацией передать чувства мальчиков.
- Ответьте на вопрос который я задала вам перед чтением.
Вопрос: можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними.
- Почему?
- кто еще является главным героем данного рассказа? (мама)
- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)
- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества)
Элемент ФГ
ФГ
- Ребята, давайте подумаем, знал ли Денис, что делать, если мама задержалась на работе? (Нет)
- А если бы вы попали в подобную ситуацию, что бы вы делали? (ответы детей)
- Сейчас, я вам предлагаю составить памятку «Правила поведения, когда нет мамы дома»
ПАМЯТКА «Когда мама задержалась на работе»
Позвонить на сотовый телефон
Быть дома и никуда не уходить
Ситуация: Если вы гуляли, а мама ушла. Квартира закрыта. Ваши действия?!
- пойти к соседям
4. Связаться с родственниками
- Молодцы!
пробл
кол
Этап закрепления
Закрепление новой темы
- А сейчас вам предстоит групповая работа. По своим рядам пройдите к конторкам. Вы видите листочек с вопросами в тестовой форме. Работая вместе дружно, советуясь, вспомните содержание рассказа и выберите правильные ответы на вопросы. Правильный вариант ответа отметьте плюсом.
Карточка с вопросами.
О чём думал мальчик, когда ждал маму?
А) где мама могла задержаться
Б) чем ему заняться
В) куда пропал его друг
О чём стал просить пришедший во двор друг Мишка у Дениски?
А) дать повозить самосвал по двору
Б) дать самосвал домой
В) дать немного поиграть
Почему Дениска отказал другу?
А) это была самая любимая игрушка
Б) мама не разрешала давать свои игрушки
В) это был подарок папы
Как Мишка всё-таки получил самосвал?
А) отобрал
Б) выменял
В) уговорил
Проверка проводится коллективно.
репр
груп
Селькова, Поделов карточка
Этап подведения итогов
Рефлексия
- Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос (Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?)
- А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)
- Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)
- Можно ли отдавать свои вещи без разрешения родителей? (нет)
- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.
Подведение итогов урока
- С каким автором мы сегодня познакомились? (Драгунским)
- Как называется произведение, которое мы прочитали? («Он живой и светится»)
- В начале урока мы с вами поставили цель, какую? (познакомится с произведением Драгунского)
- Выполнили ли мы данную цель. (да)
- Что нужно делать, когда нет мамы дома? (правила)
репр
фр
Этап подведения итогов
Д/з: придумать продолжение рассказа и нарисовать рисунок к своему продолжению
Выставление оценок
Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515