Конспект урока по литературному чтению на тему В.Ю.Драгунский. Тайное становится явным (2 класс)
Тема: В.Ю. Драгунский. «Тайное становится явным». (второй урок)
Задачи урока:
-Познакомить учащихся с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»; произвести анализ данного произведения; восстановить последовательность событий в рассказе.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным»;
-характеризовать героев произведения;
-восстанавливать текст на основе цитатного и картинного плана.
Метапредметные:
-анализировать произведение;
-составление плана и пересказ.
Личностные:
-проявлять интерес к чтению;
-понимать важную роль юмора, хорошей шутки в жизни человека.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», авт.Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 2 класс, мультимедийный проектор, презентация, аудиозаписи, выставка книг В.Драгунского.
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности (слайд 1)
-Наступила весна. Светит солнышко. Оно дарит нам свет и тепло. Передадим частичку нашего тепла друг другу.
Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать, И урок наш начинать.
-Хорошего настроениявам, дети и уважаемые гости на урок литературного чтения.II. Постановка темы и цели урока
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведением Драгунского «Тайное становится явным» и будем учиться анализировать и пересказывать текст, используя картинный и цитатный план к нему (слайд 2) и эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Сервантеса «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой» (слайд3)
III.Речевая разминка
- Прочитайте медленно вслух;
- Прочитайте с утвердительной интонацией;
- Прочитайте вопросительно;
- Прочитайте только до запятой, используя логическое ударение на каждое слово;
- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (обсуждение высказывания)
(Опыт масла с водой)
IV. Актуализация необходимых знаний (слайд 4)
- Вспомните, какой раздел мы изучаем?
- Произведения, каких авторов мы уже читали? Какими были их произведения?
-Соотнеси картинку с автором (слайд 5)
- Скажите, что пишет Виктор Драгунский стихи, сказки или рассказы?
- Верно рассказы и все они разные (слайд 6)
V. Мотивация познавательной деятельности
- Чем занимался в юности? (Он организовывал небольшие группы. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки.)
-Что придумывал Виктор? (придумывал весёлый и умный текст для клоунов, сценки, песни)
-Сколько лет было Драгунскому, когда вышли его книжки??
(В. Драгунскому было почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей.)
Итог: Драгунский родился в Нью-Иорке, а когда ему было 12 лет, семья переехала в Москву. Он рано начал работать. В 16 лет он уже работал токарем, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке. Но больше всего на свете Виктора манил театр, цирк. Ему больше всего хотелось быть клоуном. Он автор серии произведений «Денискины рассказы». Главным героем всех историй является мальчуган по имени Дениска. Сына Драгунского тоже зовут Дениской.
VI. Организация познавательной деятельности
1.Словарная работа
- «Тайное становиться явным» (слайд 7)
-Как вы поняли, о чем рассказ с таким названием?
-Словарная работа (слайд 8)
Давайте разберём некоторые слова, которые встретились в этом рассказе.
Прочитайте первое выражение “Грановитая палата”
-Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.
- Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным.
-Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.
- Следующее слово клевета – что оно обозначает?
-Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
-Подберите синонимы к этому слову.
-Какие слова мы называем синонимами? (Ложь, враньё, выдумка, наговор)
-И последнее слово язвительный – что это значит? (Злобно-насмешливый, стремящийся досадить)
-Подберём синонимы: злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.
-Некоторые слова могли вызвать у вас трудности при чтении. Давайтепрочитаем их сначала по слогам, затем целыми словами.
рас-кром-сал – раскромсал
ми-ли-ци-о-нер – милиционер
пре-дос-тав-ля-ет - предоставляет
ин-тел-ли-гент-ный – интеллигентный
му-со-ро-про-во-дом - мусоропроводом
фо-то-гра-фи-ро-вать-ся фотографироваться
Пришло время поработать над этотим замечательным рассказом.
VII. Закрепление нового материала
1. Вторичное восприятие – чтение по частям
-Прослушивание аудиозаписи (читает Денис Драгунский)
1 часть до слов: «Сначала я съел яйц».
-«Что это значит, мама: "Тайное становится явным"?»
-Как бы вы ответили на этот вопрос?
-Почему автор начинает рассказ с этого эпизода, а не с того, как Дениска сел завтракать?
Хорошо читающие ученики
2 часть до слов: «А я остался с кашей наедине».
– Как Дениска относится к завтраку? Как вы об этом узнали?
- « Белок раскромсал», как понимаете это выражение?
- Попробуйте заменить синонимом. Что меняется? Почему же Драгунский выбирает именно этот глагол?
- Какое событие послужило завязкой части? (Мама пообещала Дениске взять его в Кремль, если он съест всю кашу.)
- Почему именно в Кремль пообещала пойти мама? Для Дениски это важно? Что помогло Вам понять, что Кремль для Дениски - ценность? Зачитайте. (слайд 9)
3 часть до слов: «В это время вошла мама».
- Что говорит нампредложение, в котором автор пишет: « А я остался с кашей наедине».
- С кем обычно можно остаться наедине? (с человеком).
-Почему же Дениска так говорит о каше? (Она – враг, никто не может ему помочь, ее нужно одолеть, победить, уничтожить. Вот он и пытается.)
- Можно ли убрать это предложение? Какова его роль в тексте? (усиливает комичность ситуации)
- Как же получилось, что он выбросил кашу в окно?
-Задумал ли он это с самого начала?
- Что испытывал Дениска, когда выплеснул кашу на улицу? Как говорит об этом автор? (И я, наверное, потерял сознание).
-У вас была такая ситуация, когда вам казалось, что вы теряете сознание?
-Что вы чувствовали в этот момент?
-От чего у Дениски возникло такое состояние? (от жуткого вкуса каши).
- хрен – растение с корнем, содержащим едкое эфирное масло, корень этого растения употребляют как острую приправу к пище. (Слайд 10)
- «Глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание».
- Почему Дениска так поступил с кашей? О чём он думал в этот момент? (как быстрее от неё избавится).
- Он хорошо подумал прежде, чем это сделать? Почему? (ему плохо, когда такое состояние, мы не контролируем свои поступки).
-Это важно? Почему это важно? (если бы подумал, не поступил бы так).
Физминутка. (дети жестами и мимикой изображают процесс «усовершенствования» каши и «выбрасывают» в воображаемое окно).
4 часть до конца.
- Что испытала мама, увидев, пустую тарелку?
- Почему Дениска не рассказал маме правду? Он – лжец? (он не успел опомниться, всё произошло очень быстро).
- Как вы это узнали? ( «В ту же минуту дверь открылась»).
- О чём подумал Дениска, увидев пострадавшего?
-Как вы об этом узнали?
- Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается?
- А кто ещё смеялся с нами? Дениска? Мама? Милиционер? Пострадавший? Кто создал эту комическую ситуацию? (автор)
- Зачем автор смеётся сам и даёт нам возможность смеяться, когда другим не смешно? Какова роль смеха в этом рассказе? (посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте. Никому не нравится когда над ним смеются.)
-Хорошо ли Дениска знал свою маму?
-Какие слова это доказывают? (глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась)
- Почему мама не ругала сына?
Что Дениска сказал маме? Прочитайте.
Почему она так долго на него смотрела?
Какие чувства она испытывала?
Понял ли он мамины слова? Почему вы так считаете?
2. Практическая работа ( работа в парах), составление плана
Давайте составим цитатный план этого рассказа. У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста.
- Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку.
- Как вы думаете получится ли у нас пересказ, глядя на план? ( Нет, нет начала.)
-Что должно быть, по вашему мнению, изображено на первой картинке? Выберите цитату.
VIII. Итог урока:
- Почему тайное стало явным?
Домашнее задание: с. 159-165 прочитать, пересказ
Заключение:Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:
«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский».
- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.
Тест
1. Что Дениска не хотел есть на завтрак?
а) яйцо
б) бутерброд
в) кашу
г) арбуз
2.Что мама сказала Дениске, услышав, что он не хочет есть кашу?
а) ужасный ребенок
б) вылитый Кощей
в) костлявый
г) тощий
3. Куда Дениска выбросил кашу, когда добавил в нее хрен?
а) в окно
б) в коридор
в) в мусорный бак
г) в раковину
4. На кого была вылита каша?
а) на милиционера
б) на собаку
в) на прохожего
г) на женщину
5. Какие слова сказал Дениска маме, чтобы она поняла его раскаяние?
а) я больше не буду
б) извини меня
в) я не буду
г) тайное становится явным
План
1Денис думает над словами мамы.
2.Завтрак
3.Предложение мамы
4.Мучение с кашей и избавление от нее
5.Возмущенный милиционер
6.Пострадавший дяденька
7Рассерженная мама 8.Урок на всю жизнь
15