Ознакомление с окружающим миром и экология Предшкольная группа
Ознакомление с окружающим миром и экология
Предшкольная группа
Воспитатель:
Рыбинцева О. Н.
Цель:
дать представление о почве, как о компоненте природы;
познакомить с представителями почвенной фауны на примере крота;
дать представление об особенностях внешнего строения и поведения, о его приспособленности к подземному образу жизни;
подчеркнуть значимость подземных жителей;
дать представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений, животных, птиц
научить детей правильно выкладывать цепь питания,
объяснить, что в природе все взаимосвязано;
воспитывать любовь к природе.
Словарная работа: почва, чернозем, кочки, кротовины.Предварительная работа: Рассматривание картин, знакомство с внешним видом крота, чтение произведений о кроте.
Подготовка к занятию: игрушка Боровичок, подарок от Боровичка (мешочек с землей), конверт с загадками, картина «Семья кротов», схема подземных ходов крота, банка с водой для эксперимента с почвой, картинки (березовый лист, паук, стрекоза, лягушка, крот, лиса, сова) для выстраивания цепи питания, магнитофон.
Ход занятия:
1. Мотивационно-побудительный этап:
— Ребята, к нам в гости пришел Старичок-Боровичок. Он принес в подарок нам мешочек земли, по-казахски земля — жер. Эта земля волшебная, с лесной тропинки. О ком же пойдет речь?
2. Организационно-поисковый этап:
Давайте рассмотрим картину. («Семья кротов»)
Крот по-казахски киртышлан, земля-жер.
Вопросы:
какие животные изображены на картине?
где живет семья кротов?
как она оказалась на поверхности земли?
что делают кротиха и кротенок?
кого они нашли?
что делают кроты под землей?
чем они питаются?
что это такое? (кучи земли)
откуда они появились? Их называют КРОТОВИНАМИ.
как выглядят кроты?
особенности шубки крота?
как устроены лапы крота?
Рассматривание картины «Семья кротов»
— Ребята, а хотите попасть в подземное царство? Посмотреть, как живет крот? Боровичок приготовил для вас загадки о подземных жителях. Отгадаете, отправимся в путешествие.
1 Царства темного жильцыПолзут в разные концы,Неустанно влагу пьют,Всем растеньям жизнь дают.(корни)
2 В одежде богатой,Да сам слеповатый,Живет без оконца,Не видывал солнца.(крот)
3.Каждый год осенью с деревьев опадает много листьев,А куда они потом исчезают?Кто помогает таким волшебным превращениям?(дождевые черви)
— Вход в подземное царство открыт! Закройте глаза, начинаем телепортацию!
Релаксация (спокойная музыка).
Дети открывают глаза и видят схему подземных ходов крота
Рассказ воспитателя о кроте:
Крот — насекомоядное животное, в огороде он поедает личинок, жуков, которых мы считаем «вредными», но в природе нет «вредных» и «полезных». Каждый живой организм выполняет свою роль, в том числе и крота.
Одна из главных забот крота — добывание корма. Крот должен съесть за день столько, сколько весит он сам целиком. Сюрпризом для крота являются мышиная норка с мышатами, ящерки, жаба, зарывающаяся в землю от врагов.
Но каким же образом крот узнает, в каком направлении следует рыть ему подземный коридор? Ведь крот — полуслепой, а запахи под землей не распространяются. У него очень хорошо развит СЛУХ.
Кроту остается только пустить в ход лапы, похожие на когтистые лопаты. Как же протекает жизнь крота под землей?
Довольно глубоко, на метр под поверхностью земли, находится его главная квартира, от которой в разных направлениях отходят коридоры для постоянного пользования, есть ВЫХОД наружу на взгорках — КРОТОВИНЫ. коридоры достигают 40-60 метров, он чуть шире самого крота. Три раза — утром, в полдень и вечером пробегает крот, прислушиваясь, не раздается ли шум? Наевшись, отправляется домой.
Зимой крот не перестает охотиться, в отличие от ежа, который впадает в спячку. Охота идет на большой глубине, куда, спасаясь от холода, перемещаются насекомые и черви. Кроты могут переплывать небольшие речки.
Если крот голоден 14-16 часов — он погибает. Живут кроты 4-5 лет.
Гнездовая камера (квартира) располагается на глубине 1,5-2 метра, в защищенном месте- между корнями деревьев и кустарников, под пнями, постройками.
Кроты — неуживчивые, драчливые, поэтому они одиночки.
Рассказ воспитателя о подземной «квартире» крота.
Физминутка— Чем же дышат кроты под землей? Как воздух проникает под землю?
Правильно, через кротовины. А еще воздух содержится между частицами почвы. Не верите? Давайте проверим.
Эксперимент с почвой:
В банку с водой опускаем комочек почвы. Он сразу не тонет. Почему? При помощи палочки опускаем на дно. Из комка выходят «шарики» . что это за шарики? Это ВОЗДУХ.
— Какую же пользу приносят кроты? — ответы детей.
Истребляют вредных насекомых, разрыхляют почву, обогащают удобрением. Почва становится лучше, избыток влаги глубоко проникает в почву по кротовинам. Но если крот завелся в огороде — это плохо. Почему?
Повреждают корни растений, они гибнут. Уничтожают полезных для почвы дождевых червей.
Как бороться? Поместить рядом с кротовиной нарезанный лук, чеснок. Кроты не любят этого запаха, уходят сами.
Эксперимент с почвой
— Ребята, давайте выстроим цепь питания.
Выстраивание цепи питания
Ответы детей, выстраивание цепи питания.
3. Рефлексивно-коррегирующий этап:
— Вот и закончилось наше путешествие в подземное царство. Пора возвращаться в группу. Закройте глаза.
Звучит музыка.
— Вот мы и дома! Расскажите, что нового и интересного вы узнали о подземном царстве, о жизни крота?
Ответы детей.
Отмечаю активных ребят.
Благодарим Боровичка за интересное путешествие.