Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим, математике и развитию речи на тему Что такое семья? (средняя группа)


Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим, математики и развитию речи. (средняя группа)
Подготовила воспитатель Плотникова С.В. г. Симферополь.
Тема «Что такое семья?».
Цель: Познавательное развитие. Развивать воображение, память, внимание. Формировать у детей первичные представления о гендерных и возрастных отличиях, семью, обязанности членов семьи (заботиться друг о друге, уважать и любить родных, помогать им).
Социально-моральное развитие. Развивать умения действовать в коллективе. Формировать умения отличать мужские и женские черты. Формировать социальную компетентность детей. Воспитывать уважение, любовь к родным. Ознакомить с правилами взаимоотношений между членами семьи.
Эмоционально-ценностное развитие. Способствовать развитию психических процессов. Вызывать позитивные эмоции. Воспитывать доброжелательность, взаимоуважение.
Речевое развитие. Развивать умения детей высказывать свои мысли, чувства, объединять речь с соответствующими движениями. Упражнять в правильном произношении. Связная речь: формировать умения детей составлять вместе с воспитателем описывающие предложения о своих родных. Звуковая культура: формировать умения эмоционально, с интонационной выразительностью декламировать текст фольклорных форм. Словарь: побуждать детей употреблять слова в ласкательной форме, на обозначение черт характера, поведения.
Физическое развитие: развивать мелкую моторику рук, координацию.
Оборудование: цифры, предметные картинки, счётные палочки, иллюстрации с предметами на обобщение, игрушки зайчик и мишка.

Ход занятия.
Ребята, мы сегодня собрались здесь, чтобы поиграть, поразмышлять, позаниматься. (из-за ширмы появляются ушки зайчика и медвежонка).
Чьи это уши? Выглядывают зверушки, рассказывают о том, что они потерялись.
Дети, где живут зайка и медвежонок? Как же им помочь?
Если потерялись дети, куда мы можем обратиться? (милиция)
Какой номер телефона нужно набрать? (102)
Пока милиция разыскивает маму зайки и мишки, давайте их пригласим к нам на занятие. С помощью волшебных слов превратим их в ребят-зверят.
Ребята, скажите, кто самые родные для вас люди?
Как их всех вместе назвать? (семья).
Стихотворение «Что такое семья?»
Воспитатель: Что такое семья?
Дети: Папа, мама и я
И сестрёнка моя –
Вот и вся у нас семья…
Воспитатель: Ну а как же бабушки?
Ну а как же дедушки?
Что такое семья?
Дети: Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина,
Дедушки: Егор, Василий,
И сестрёнка моя –
Вот и вся у нас семья.
Воспитатель: Ну а как же дяди?
Ну а как же тёти?
Что такое семья?
Дети: Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина,
Дедушки: Егор, Василий,
Тётя Аня, тётя Таня,
Дядя Вова, дядя Ваня,
И сестрёнка моя –
Вот и вся у нас семья…
Воспитатель: А братишек и сестрёнок
Всех двоюродных назвать?
Дети: Так до вечера считать.
Дети, семья нужна каждому человеку. Тяжело жить одному. Люди не имеющие семью очень одиноки и несчастны.
А вы знаете пословицы и поговорки про семью?
Своя семья – самые верные друзья.
Вся семья вместе и душа на месте.
Дружная семья горы свернёт.
Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
Стихотворение «Хорошо поётся хором»
Воспитатель: Хорошо поётся хором,
В нашем хоре – вся семья.
Дети (продолжают) Папа с дедушкой Егором,
Мама, бабушка и я.
Дядя Ваня с барабаном,
Кошка с Барсиком котом.
И котёнок под диваном
Дирижирует хвостом.
Дидактическая игра «Кто, что делает? »
- Бабушка – печёт пироги, вяжет носки, ухаживает за внуками.
- Мама – готовит обед, стирает, гладит, ходит в магазин, воспитывает детей.
- Папа – ремонтирует, ездит на машине, зарабатывает деньги, помогает маме
- Дедушка – работает на даче, помогает папе, бабушке.
- Сестра – помогает маме, бабушке по хозяйству, играет с малышом.
- Брат – помогает папе, дедушке, выносит мусор.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Сын – сынок – сыночек.
Дочь – дочка – доченька.
Брат – братик.
Сестра – сестричка – сестрёнка.
Мама – мамочка – мамуля.
Папа – папочка – папуля.
Бабушка – бабуля – бабуленька.
Дедушка – дедуля – дедуленька.
Дидактическая игра «Поймай в слове первый звук».
Рассматривание картинок «Обобщение».
Психогимнастика «Котята»
Предлагаю подумать, как вы поступите в различных ситуациях.
Будьте внимательны:
плохое настроение Мама заболела (надо вызвать врача).
У папы (надо его развеселить)
Бабушка устала и легла отдохнуть (надо играть тихо и не шуметь).
Маленькая сестричка плачет, а мама занята (надо успокоить и поиграть с ней).
Дедушка ремонтирует машину (можно подносить инструменты).
Работа за столами.
1.Выложить числовой ряд.
2.Счёт прямой и обратный.
3.Разложить картинки под цифрами и назвать что и какой по счёту.
4.Выкладывание геометрических фигур из счётных палочек.
Физминутка «Помощница»
Маму я свою люблю
И всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
И ковёр похлопаю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу
И ни разу, и ни разу,
Ни словечка не скажу, тссс…
Вот видите Мишка и Зайчишка, как наши дети любят своих родных. Они слушаются маму и папу и из дома не убегают. Я думаю, что и вы после нашего занятия не будете огорчать своих родных.
Ребенок читает стихотворение.
Больше всего на свете
Хочу, чтобы сегодня папа
Чуть-чуть пораньше пришёл,
И чтоб нарядилась мама
И улыбнулась всем,
И чтобы меня похвалили
За то, что молчу и ем.
Больше всего на свете
Хотелось бы так пожить!
И чтобы хватило времени
Со всеми поговорить…
Мамы детей в масках медвежонка и зайчика зовут их. Вот и нашлись ваши мамы.
Воспитатель: Ребята, я вижу, что все вы очень любите свою семью. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья. А если в семье все заботятся друг о друге, любят и гордятся друг другом, то в такой семье будет что? Как вы думаете?
Дети: Будет мир, дружба и любовь.
Вот и наше занятие подошло к концу. Любите дети свою семью, а родители, любите своих детей, они этого заслуживают.