Урок окружающего мира для 2 класса Строение Земли
Урок окружающего мира во 2 «Б» классе (СРО Л.В. Занкова)
Тема «Строение Земли»
учитель высшей категории МБОУ «Лицей № 3»
Винокурова Наталья Ивановна
г. Старый Оскол
Белгородской области
Цель:
формировать у учеников стойкий учебно-познавательный интерес к новому материалу на основе представлений о строении Земли.
Задачи:
- познакомить учащихся со строением Земли, дать представление о слоях и оболочках Земли;
- создавать у учеников целостное представление о взаимодействии оболочек Земли друг с другом, о значении каждой оболочки для жизни на Земле.
Планируемые результаты:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир»; формировать представления о красоте нашей планеты и бережном отношении к объектам окружающего мира Земли; (личностные УУД)
учить принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками; (регулятивные УУД)
учитьпользоваться схемами, приведенными в учебнике; самостоятельно осуществлять поиск информации в учебнике в соответствии с учебной задачей; производить сравнение, классификацию по заданным критериям; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; (познавательные УУД)
формировать умение договариваться, приходить к общему решению (при групповой и парной работе), формулировать собственные мнение и позицию, учить умению принимать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнера высказывания; использовать в общении правила вежливости; (коммуникативные УУД)
Оборудование:мультимедийный проектор,модель строения Земли; мультимедийная презентация (слайды);
учебник «Окружающий мир 2 класс» (авторы Н.Я. Дмитриева А.Н. Казаков, 2012) и рабочая тетрадь (авторы Н.Я. Дмитриева А.Н. Казаков, 2014),
раздаточный материал для работы в группе и паре (пластилин, карточки с названием слоев и оболочек Земли),
жетоны-флажки (выдаются группе за верный ответ).
Тип урока – урок открытия новых знаний с элементами интеграции.
Форы работы – групповая , парная, индивидуальная, фронтальная
Применяемые технологии – ТРКМ ( технология развития критического мышления ), развивающего обучения, информационно-коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1
Организационный момент Продолжаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке присутствуют гости, которым мы покажем, как мы умеем думать на уроке, рассуждать, смекать, анализировать и разгадывать секреты.
Вы готовы? Готовы к началу урока.
2
Актуализация опорных знаний
,
Дома вы искали информацию о слове земля. (Земля, земля)
Что же вам удалось выяснить?
СЛАЙД №1
Где вы искали информацию?
В словаре Ожегова вы сможете узнать еще 4 значения слова земля.
- Объясните разницу выражений "Мы живем на Земле. Мы копаем землю
Как может быть связано это слово и наш урок?
Верно, мы будем продолжать изучать нашу Землю, но прежде
Давайте проверим ваши знания о Земле?(В е ш а ю т а б л и ч к у ЗНАЕМ, ВО ВРЕМЯ ОБСУЖДЕНИЯПРОЛИСТЫВАЮ СЛАЙДЫ№2 и №3, а ВО ВРЕМЯ РАССКАЗА СЛАЙД №4)
Игра «Доскажи словечко»
1 группа - 1. Наша Земля по счёту-… планета Солнечной системы.
2.При вращении Земли вокруг Солнца происходит …
3. Земля вращается вокруг оси за…
2 группа - 1 .Земля имеет форму….
2. При вращении Земли вокруг оси происходит….
3.Есть ли жизнь на Марсе? Почему?
3 группа - 1.Спутник Земли- …
2. Земля вращается вокруг Солнца за….
3.Только на нашей планете есть…
4 группа –
1.Покажите, как вращается Земля.
2. Расскажите, какая она из космоса.
3.Что находится на Земле кроме воды?
МАТЕРИКИ- СУША,ГОРЫ, НИЗМЕННОСТИ,ЖИВОТНЫЕ ,РЫБЫ
ВОЗДУХ, РАСТЕНИЯ… -Имя собственное, обозначает название нашей планеты. Наверное, это связано с темой нашего урока.
Земля - третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси.
Земля - суша в противоположность водному или воздушному пространству.
Земля - почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.
-В Интернете, в словаре, в учебнике, спрашивали у взрослых.
Групповая работа.
3
Открытие нового материала
А. Слои Земли
Б. Оболочки Земли (В е ш а ю т а б л и ч к у ХОЧУ УЗНАТЬ)
Действительно нашу Землю всё это окружает и, поэтому, ученые на нашей планете выделяют несколько оболочек.
СЛАЙД № 5
Что общего в названиях? Часть «сфера» переводится как «шар».
Какие это слова? Сложные.
Что особенного в таких словах? Соединительная гласная О или Е.
Два корня.
Атмосфе́ра (пар + шар) — газовая оболочка (геосфера), окружающая планету Земля.
Воздушная оболочка Земли - это ее удивительная голубая рубашка. В такой рубашке наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода. Кроме того, воздушная оболочка, защищает Землю от космических "снарядов", метеоритов. Также эта оболочка защищает нас от космических лучей - невидимок, следит за климатом на нашей планете.
Биосфе́ра (жизнь + сфера, шар) — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли.
Гидросфе́ра (вода + шар) — это водная оболочка Земли.
Все воды Земли составляют водную оболочку, или ГИДРОСФЕРУ.
Если всю воду океанов, рек, озер равномерно распределить по земной поверхности, то образуется слой почти в 3 км глубиной.
Всё,что окружает Землю, мы вспомнили. Какие оболочки находятся над ней и на ней узнали.
Чего мы ещё не знаем о Земле?
СЛАЙД №6
Даю вам ещё одну подсказку.
Картина К.Брюллова«Последний день Помпеи»
На какую тему мы поведем разговор на уроке дальше? Что будем изучать?
Верно, теперь мы отправляемся в путешествие к центру Земли.
Давайте попробуем смоделировать внутреннее строение Земли.
Работаем быстро ,качественно по алгоритму.
Как вы понимаете словосочетание - «строение Земли»?
Теперь у вас по полушарию.
Рассмотрите, что же находится внутри нашей Земли?
Теперь прочитайте об этом в учебнике с.75 , первый абзац и заполните схему в дневнике путешественников.СЛАЙД №7
Какие слова выделены особым шрифтом, прочитайте их .С чем сравнивают Землю в тексте? СЛАЙД №8
Что находится внутри яйца? А внутри Земли? (Предлагается рассмотреть модель Земли , её внутреннее строение. Сравнивается с их моделью и с яйцом)В каком состоянии находится ядро?
Ядро – до сих пор загадка для ученых, но они высчитали, что температура там + 4000-5000оС.
Температура там + 2000оС.Слово «мантия» с латыни переводится как «покрывало». Прочитайте, что в учебнике ещё сказано о мантии.
Что покрывает яйцо?
А Землю? (карточка «земная кора»).
У чего есть кора?
Какая она, зачем нужна?
А какова роль земной коры?
Земная кора и верхняя часть мантии называется - ЛИТОСФЕРОЙ. Это слово греческого происхождения, означающее каменный шар, каменная оболочка. Ее толщина от 50 до 200км.
Какое интересное сравнение узнали? Предположения учеников
Работа в парах.
Моделируют Землю.
Предположения учеников
Заполняют схему в дневнике путешественников.
Желток-ядро
Белок - мантия
Скорлупа-земная кора
Записывают в дневники путешественников и выделяют корни и соединительную гласную
4.ЛИТОСФЕРА
физпаузаЕсли в моем высказывании речь идет о ядре Земли, вы поднимаете руку. Если о мантии, то обе руки. Если о земной коре, то вы прыгаете:
- верхний слой ЗемлиПРЫГАЮТ
- находится в центре ЗемлиПОДЪЁМ РУКИ
- подобна скорлупе яйцаПРЫГАЮТ
- переводится как «покрывало»ПОДЪЁМ 2-х РУК
- находится в раскаленном видеПОДЪЁМ РУКИ
- состояние вещества там вязкое и пластичное ПОДЪЁМ 2-хРУК
- находится в твердом состоянии ПРЫГАЮТИсторическая справка
А как же людям удалось составить представление о строении Земли?
Наши далекие предки не имели необходимого оборудования, не владели методами научного исследования. Они опирались только на наблюдения и высказывали некоторые верные предположения о строении Земли. Подземный огонь, внутренние взрывы, которые можно было наблюдать во время извержения вулканов и землетрясений, послужили основой для предположения о том, что внутри Земли находится огненно-жидкое вещество. В наши дни ценную информацию о строении Земли человечество получает путем бурения сверхглубоких скважин, а также специальным сейсмическим методом. Высказывают предположения
Первичное закрепление
4
Закрепление изученного. Работа с раздаточным материалом Определить оболочку Земли и её значение НАЗВАНИЯ НА ДОСКЕ, СОГЛАСНО ЦВЕТАКаждой группе надо найти «лишнее» слово в списке из 4-х слов (1 группа- биосфера, литосфера, география, атмосфера2 группа – ядро, мантия, земная кора, Солнце
3 группа – вода, змея, ученик, цветы
4 группа – астрономия, биосфера, экология, география
Тестовая работа. Выбрать букву правильного ответа:
1) Атмосфера – это… К. оболочка жизни Л. водная оболочка
М. воздушная оболочка
2) Земная кора … Е. твёрдая Ё. вязкая Ж. мягкая
3) В центре Земли находится… А. мантия Я. ядро О. земная кора
4) Все живые организмы относятся … З. к биосфере
И. к гидросфере Й. к атмосфере
5) Гидросфера – это… К. воздушная оболочка Л. водная оболочка
М. оболочка жизни
Из выбранных букв ответов ( М, Е, Я, З, Л) решить анаграмму (ЗЕМЛЯ). Групповая работа
- Представители группы высказывает мнение группы, аргументирует ответ.
- Парная работа, проверка фронтальная
5
Итог урока, домашнее задание
Ребята, наше путешествие к центру Земли заканчивается. На протяжении всего урока вы работали старательно, дружно, помогали друг другу. Давайте подведем итог.
Домашнее задание:
- с. 74-76, по желанию выполнить творческое задание: по теме урока составить задания (ребусы, загадки, группировки слов и т.д.) , на следующий урок предложить их одноклассникам. - Ученики высказывают свое мнение, используя опору
узнал
Я научился
повторил
6
Рефлексия - Наша Земля очень красивая. Что же мы, её жители, должны делать, чтобы сохранить все сокровища нашей планеты?
СЛАЙД №9 Иллюстрация и стихотворению вашей одноклассницы Маши Чуйковой «Наши детские мечты».Как нужно относиться к нашей Земле, чтобы она нас радовала своей красотой и щедростью?
- Посовещайтесь и оцените работу своей группы.
- Ребята, спасибо за урок. Как вы думаете, почему Земля нарисована в платочке?
Предположения учеников.
- Надо беречь и охранять литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу.
.