Советы родителям будущих первоклассников о готовности ребёнка к школе
Советы родителями будущих первоклассников
о готовности ребёнка к школе
Белокудрина Ольга Николаевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 76» Ленинского района города Саратова
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России, не является исключением и наша школа, перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Переход на новые стандарты – это веление времени, т.к. ничто не стоит на месте, а развивается, развивается и образование. Если раньше главной целью образования являлась передача суммы предметных знаний, и неважно было, воспользуется этими знаниями ребенок в дальнейшей жизни или нет, то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности.
Главное направление новых стандартов – формирование умения учиться.
Отличительная особенность нового стандарта – его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащихся.
Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Проблема готовности ребенка к школе всегда актуальна. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в класс не готовыми к обучению в школе.
В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?
Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач
Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Ведь многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе – научить читать, писать, считать. Хотя, не зная современных школьных требований, родители рискуют научить ребёнка так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать. Конечно, научить ребёнка читать и считать можно, но, прежде всего надо, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.
Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие родители понимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.
При подготовке к школе родителям следует научить ребенка и аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Большая проблема с развитием речи: у детей бедный словарный запас, ответы односложные.
Надо больше общаться с детьми, постоянно разговаривать на всякие темы: по дороге в садик, по дороге домой, дома. А то сейчас многие дети часами сидят перед телевизором, перед компьютером, а ответить на простейший вопрос о временах года не могут, не знают название месяцев, дней недели.
У детей ограниченный кругозор. В связи с этим хочу сказать, дети плохо знают детские художественные произведения. (Только «Репка», «Колобок», не знают «Муху-Цокотуху», «Мойдодыр», сказки Пушкина.) Надо знакомить детей с художественными произведениями, в ходе этого он научится внимательно слушать.
Еще важно воспитать в ребенке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий.
Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие условия жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.
МАТЕМАТИКА
Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птички, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.
ЧТЕНИЕ
К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
ОБЩИЙ КРУГОЗОР
Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.
В Федеральных Государственных требованиях( ФГТ) впервые предоставлен нам социальный портрет выпускника детского сада, а следовательно и будущего первоклассника. Давайте познакомимся.
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни
Любознательный, активный. Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Овладевший умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.
Какие же компоненты включает в себя «готовность к школе»?
Готовность к школе
Психологическая готовность
Физическая готовность
Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства:
обстоятельства, повлиявшие на развитие ребенка (тяжелые роды, травмы, длительные заболевания);
темп развития (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить и т.п.);
группа здоровья.
4 основных компонента:
интеллектуальная готовность
мотивационная готовность
волевая готовность
коммуникативная готовность
Интеллектуальная готовность – это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных процессов (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление) и школьно-значимых психофизиологических функций (фонематический слух, артикуляционный аппарат, мелкие мышцы рук).Эти функции развиваются у ребенка с рождения. Достаточная степень зрелости этих функций к моменту начала школьного обучения обеспечивает успешный старт учебной деятельности в школе.
К 6-7 годам ребенок должен знать (кругозор ребенка): свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; название месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов; различать домашних и диких животных и т.п. Школьное обучение предъявляет высокие требования к вниманию ребенка. Он не только должен сосредоточиться на объяснения учителя, но и удерживать свое внимание в течение всего урока! Хорошее внимание – важнейшее условие успешного школьного обучения!
В 6-7 лет ребенок должен уметь: выполнять задание не отвлекаясь около 15 минут; находить 5-6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8-10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точность узор или движение.
Успехи будущего первоклассника во многом зависят от его памяти! Память маленького ребенка непроизвольна (запоминает то, что было интересно и запомнилось). С поступлением в школу приходит время произвольной памяти (запоминать не то, что интересно, а то что нужно, да еще столько, сколько нужно).
В 6-7 лет ребенок должен уметь: запоминать 8-10 картинок; пересказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
В 6-7 лет ребенок должен уметь: определять последовательность событий, складывать разрезанную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
В 6-7 лет ребенок должен уметь: свободно владеть карандашом или кистью при разных предметах приемах рисования; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, рас положение частей.
Тонкая моторика – это разнообразные движения, в которых участвуют мелкие мышцы руки. Только при хорошем развитии кисти рук ребенок будет писать красиво и легко. Развитию тонкой моторики способствует лепка и рисование.
К 6-7 годам речь ребенка должна быть связной и логичной, с богатым словарным запасом. Дошкольник должен правильно слышать звуки и правильно их произносить. Развитие устной речи – основное условие успешного овладения письмом и чтением.
В 6-7 лет ребенок должен правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по серии сюжетных картинок, из личного опыта, не менее чем из 6-7 предложений; делить слова на слоги.
Волевая готовность к школе – способность доводить начатое до конца, преодолевать трудности.
Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Школа должна быть привлекательна своей главной деятельностью – школьной (познавательный интерес).
Коммуникативная готовность – умение ребенка подчинять свое поведение законам детской группы и нормам поведения, установленным в классе. Коммуникативные навыки и культура поведения закладывается в семье, где царит взаимоуважение. Родители в воспитании ребенка должны придерживаться одной линии воспитания. Будущий первоклассник должен понимать что можно делать, а что нельзя. В целях развития коммуникативных навыков следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности.
Осталось совсем немного времени до того волнующего дня, когда Вы станете родителями первоклашки. Ваш малыш отправится в свой самый ПЕРВЫЙ КЛАСС! Впереди не только радости, но и серьезные проблемы и испытания, для преодоления которых Вам потребуется немало сил и душевных и физических. Но пусть сейчас ничто не омрачает праздника Вашего ребенка. Будьте СЧАСТЛИВЫ, будьте ТЕРПЕЛИВЫ и УВЕРЕНЫ в том, что Ваш малыш ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, УМНЫЙ, КРАСИВЫЙ, а главное ЛЮБИМЫЙ!
Успехов Вам и Вашему ПЕРВОКЛАШКЕ!
Общие рекомендации по подготовке ребёнка к школьному обучению
Каждый день читайте ребёнку и обсуждайте прочитанное.
Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.
Увеличивайте словарный запас ребёнка.
Регулярно водите ребёнка в библиотеку.
Составляйте вместе с ребёнком рассказы по картинкам. Сначала начните вы, затем попросите малыша продолжить рассказ. Можете прочитать короткие рассказы, и каждый раз просите пересказать его. Обратите внимание на то, пересказал ли вам ребёнок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается.
Учите с ребёнком стихотворения наизусть.
В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Обратите внимание на то, знает ли малыш названия предметов.
Знакомьте ребёнка со счётом, последовательностью чисел.
Учите ребёнка сравнивать, находить общее и различное в предметах: «Что на этой картине по-другому?», «Что изменилось?», «Чем эти корзинки похожи?» и т.д.
Поощряйте игры с другими детьми, играйте вместе с ребенком в разные игры.