Урок в 3 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья Окружающий природный мир 
Окружающий природный мир. 3Д (ОР) класс
Урок — экскурсия направлен на углубление и расширение представлений о сезонных изменениях в природе. Коррекцию зрительного восприятия через наблюдение за природой, а также воспитание умения вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывает бережное отношение к животным. 
Цели: Углубить и расширить представления о сезонных изменениях в природе. Коррекция зрительного восприятия через наблюдение за природой. Воспитывать умение вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывать бережное отношение к животным. 
Ход урока: 
Орг. момент:
 - Здравствуйте, ребята!
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. 
Предварительная беседа в классе:
 - Мы продолжаем изучать сезонные изменения в природе. Скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).
 - Какое время года сейчас? (Осень). 
- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь) - А что происходит с деревьями, травой, цветами? (Деревья сбрасывают листву, трава и цветы увядают)
- Как ведут себя осенью животные, птицы, насекомые? (Делают запасы пищи, утепляют жилища и т.д.) 
- Молодцы! 
И что бы нам поближе познакомиться с осенней природой, мы с вами проведем наш урок в парке. Итак, мы отправляемся на экскурсию.
 - На улице вы должны будете соблюдать некоторые правила поведения:
 Не отходить далеко от группы; 
Не сорить; 
Внимательно слушать учителя;
 При переходе через дорогу остановиться, посмотреть сначала налево, потом на право, и убедившись, что дорога свободна, переходить. 
Экскурсия: - Итак, ребята, вот мы и пришли в парк. 
Что мы видим вокруг? (Деревья, клумбы, газоны и т.д.). 
- А может кто – нибудь знает названия деревьев, которые здесь растут? (Береза, тополь, клен, осина).
- Ребята! Скажите, что изменилось в парке по сравнению с летом? (Листья на деревьях пожелтели и осыпались, трава завяла, цветы тоже и т.д.)
 - А как вы думаете, зачем осенью деревья сбрасывают свои листья? (Так они готовятся к зиме)
 - А почему именно так? Деревья берут вещества, необходимые для жизни из земли. Осенью их становится меньше. И чтобы не тратить лишние вещества на свои «наряды», деревья их сбрасывают. Но не все деревья такие. Хвойные деревья стоят зелеными круглый год, потому что вместо листьев у них иголочки – хвоя. В ней за лето накапливается достаточно питательных веществ для того, чтобы дерево оставалось зеленым и зимой.
 - А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите? (Шум дороги, шаги прохожих и т.д.) 
- А слышите ли вы птиц? (Нет) 
- А почему? (Они улетели в теплые края) 
- А почему осенью птицы улетают? (Становится холодно.  Мало корма) - А каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточки, грачи и т.д.) 
- Правильно. А какие птицы зимуют у нас? (Снегири, синицы, голуби и т.д.)
 - Хорошо. Как мы с вами уже сказали, в холодное время в лесу становится меньше корма, поэтому птиц нужно подкармливать.
 - А теперь еще раз оглянитесь вокруг, прислушайтесь, глубоко вдохните
 - Каким стал воздух с приходом осени? (Более холодным).
 - Нравится вам осенняя природа? 
 - А какое время года вам нравится больше? 
- Почему? 
- Что вы чувствуете? Может кто – то вспомнил какую – нибудь песню или стихотворение?
 Наблюдение: - А сейчас, ребята, пронаблюдайте за небом. Посмотрите внимательно, какое оно? (Голубое, чистое, безоблачное) 
Ребята, а солнце светит так же ярко и греет, как и летом? (Нет. Светит не так ярко и не греет.) Практическая работа:
 - А теперь в своих тетрадях зарисуйте что – нибудь из того, что вы видите, что вам больше всего понравилось.
 - А сейчас выполните еще одно задание. Каждый из вас должен собрать листья, веточки, травинки. Но не берите все подряд, выбирайте более красивые.
 - Теперь, ребята, все подходим ко мне. Вам понравился наш сегодняшний урок?
 - Итак, листочки, которые мы собрали, не выбрасывайте, берите их с собой. Возвращаемся в класс. 
Игра: - А сейчас давайте немножко поиграем. Разделитесь на две команды. Теперь каждая команда по очереди будет называть признаки осени. Кто больше назовет, тот и победил.
 Обобщающая беседа в классе:
 - Давайте вспомним по порядку, что нового вы сегодня узнали об осени.
 - Что происходит с природой осенью? (Воздух становится холоднее, птицы улетают в теплые края, деревья сбрасывают листву)
 - А почему они это делают? (Потому что становится мало веществ, необходимых для жизни.) 
- А все деревья так делают? (Нет. Хвойные деревья остаются зелеными круглый год) - А почему? (Потому что вместо листьев у них хвоя, в которой находится необходимое количество питательных веществ). 
Домашнее задание: 
- Дома вы должны будете составить осенний букет из листьев, которые вы собрали сегодня. Завтра мы устроим конкурс на самый лучший осенний букет.