Конспект урока по теме Наш помощник – толковый словарь (5 класс)
Тема: Наш помощник – толковый словарь.
Цели деятельности учителя
Ознакомить с понятием лексическое значение слова, с толковыми словарями; сформировать навык толкования лексическое значение слова с помощью толкового словаря
Тип урока Развитие речи
Планируемые образовательные результаты Предметные: знать определение понятия лексическое значение слова; уметь составить словарную статью на самостоятельно выбранное слово в соответствии с образцом; пользоваться толковым словарём.
Метапредметные: вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения; работать в группе, договариваться о совместной деятельности, стараться слушать и слышать друг друга.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы обучения Проблемный, исследовательский, метод «кейсов»
Формы организации познавательной деятельности Фронтальная, групповая работа, индивидуальная
Средства обучения Раздаточный материал, пакеты (кейсы) с заданием для работы в группах: текст, задание к тексту, памятка, инструкция; «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, орфографический словарь, словарь синонимов, словарь фразеологизмов, мультимедийная презентацияТехнологическая карта (сценарий) урока
Этапы урока Деятельность учителя
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня у нас урок развития речи, поэтому мы работаем в тетрадях для развития речи и пользуемся учебником «Русская речь».
- Откройте тетради, запишите дату.
II. Формулирование темы урока (целеполагание и построение плана деятельности) На слайде презентации высказывание И. И. Срезневского о словарях: «Словарь отечественного языка есть одна из самых необходимых настольных книг для всякого образованного человека…»
Изма́ил Ива́нович Срезне́вский - русский филолог-славист (изучающий материальную и духовную культуру славянских народов)
- А как вы относитесь к этому высказыванию?
- А давайте-ка посмотрим мультфильм
Просмотр мультфильма «Лунтик» серия «Вафельница»
- Ребята, а почему так важно понимать значение слов?
- А как же узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова?
- А какая настольная книга помогла бы нашим героям не попасть в глупую ситуацию? (словарь)
- Как называется такой словарь? (толковый словарь)
- Попробуйте предположить, чем же является для нас толковый словарь? (нашим помощником…) - А почему?
- Запишем тему урока: Наш помощник – толковый словарь.
- А какую же цель мы перед собой поставим?
(научиться пользоваться толковым словарём; находить лексическое значение слова с помощью толкового словаря)
- Для того чтобы достичь своей цели, мы должны выстроить план, по которому будем работать.
- Кто попробует «собрать» план урока ? 1. Вспомнить структуру толкового словаря.
2. Применить полученную информацию для выполнения заданий.
3. Ознакомить с результатами своей работы.
4. Подвести итоги учебной деятельности.
III. Открытие нового знания, применение новой информации. 1. Предлагаю вам внимательно посмотреть на выставку словарей. Ваша задача: запомнить информацию о толковом словаре (индивид. сообщение)
– Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. Существуют языковые (лингвистические), орфографические, толковые, фразеологические, иностранные словари, словари антонимов, синонимов и др. В словарях отражается словарное богатство языка.
– В толковом словаре мы можем выяснить лексическое значение неизвестных нам слов.
– Но, кроме того, что в таких словарях разъясняется значение слов, по нему можно проверить и написание слов, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова. В статьях словаря особым шрифтом – курсивом – даются примеры употребления данного слова. Заглавные слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке.
Работа по слайдам.
Строение словарной статьи:
1) заголовочное слово;
2) грамматические пометы;
3) толкование лексического значения;
4) пример употребления слова в речи;
5) стилистические пометы.
- Эти словари могут быть вашими друзьями и помощниками.
2. – Приступим к практической части нашего урока. Вы работаете в группах, поэтому вспомним правила работы в группе:
- Слушаем
- Слышим
- Обсуждаем
- Оцениваем
Вам предстоит определить значение выделенных слов и подготовить мини-доклад «Чем нам помог наш словарь» по предложенной инструкции. При выполнении задания можно пользоваться памяткой « Как пользоваться толковым словарем»
«Кейс» для группы № 1,2,3,4
Текст
Стояла жара. Мы шли сосновыми лесами по еле заметным стёжкам. Собаки бежали рядом.
Эти края мы полюбили давно, и никакой силой нельзя было вырвать из сердца эту любовь. Пахло сосновой корой, земляникой и донником. Над ажурными верхушками сосен неподвижно висел ястреб. Лес был накален от зноя.
Мы отдыхали в густых чащах осин и берез. Там дышали запахом травы и корней. Скоро нами овладела дремота, словно ворожея наколдовала. К вечеру мы вышли к озеру. Вода его блестела, как зеркало. На небе сверкали звезды. Такая красота брала за душу, очаровывала. Стало прохладно, пришлось надеть свитер.
Задание
Определите значение выделенных слов.
Памятка « Как пользоваться толковым словарем»
1. Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).
2. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе поиск нужного слова.
3. Иногда слово имеет не одно, а несколько значений, и все они приводятся в словаре. Прочитай их внимательно, чтобы определить, в каком значении употреблено непонятное тебе слово (в данном контексте).
4. Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.
Инструкция к мини-докладу «Чем нам помог наш словарь»
Постройте ваш доклад, опираясь на шаблон:
1.Словарь, с которым мы работали, называется ______________________ .
2.Он помог нам выполнить наше задание: ___________________________ .
3.Работать со словарем было ______________________________________ .
4.Выполняя задание, мы узнали, что _________________________________ .3.Отчет групп о работе со словарем.
- Оцените себя по шкале термометра.
IV. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
1. Работа по учебнику:
Устно:
- Откройте учебник на стр. 137, упр. 219.
Письменно:
- упр. 220, пользуясь таблицей, составьте толкование слова маслёнок либо подберёзовик. Выполните морфемный разбор этого слова.
- Обратимся к теоретическим сведениям. Что значит истолковать лексическое значение слова?
- Оцените работу соседних групп по шкале термометра (парно, параллельно).
Творческое задание:
- Ребята, ознакомьтесь с содержанием словарной статьи упр. 224.
- А теперь попробуйте сами составить словарную статью о каком-либо слове, обозначающем время года. Давайте чётко проговорим, какой результат должен получиться.
- Оцените работу соседних групп по шкале термометра (перекрёстно).
- Посмотрите на наш план урока, всё ли мы с вами сделали?
(нет, осталось подвести итог, рефлексия)
V. Рефлексия учебной деятельности Заключительная беседа по вопросам:
– Полезен ли был урок?
– Чему научились?
– Пригодятся ли вам полученные знания?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
Если урок понравился, то дорисуйте ваш смайлик с улыбающимся лицом, нет - сделайте его с грустным лицом.
– Спасибо за урок.