Программа дополнительных платных услуг по подготовке к ГИА по информатике 
Дополнительная общеобразовательная 
 программа «Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по информатике»
для обучающихся 9 – 11 классов
Срок реализации 1 год
Пояснительная записка
Возрастающая роль информационных технологий в жизни современного общества определяет особое положение предмета «Информатика» в общей системе школьного образования. С одной стороны, информатика должна подготовить человека к решению практических задач в условиях информационного общества, т. е. научить пользоваться средствами компьютерной техники и технологии,  с другой стороны, она обеспечивает важнейший компонент фундаментального образования. Вместе с другими предметами естественно-научного и технического циклов информатика создает основу для формирования способностей к аналитическому, формально-логическому мышлению. Поиск разумного баланса между этими двумя системами целей - основной вопрос любой учебной программы и методики преподавания курса.
В настоящее время большинство вузов предъявляет к бывшим абитуриентам достаточно высокие (и часто весьма специфические) требования к знаниям и умениям, необходимым для обучения естественнонаучным и техническим специальностям. При этом традиционные образовательные стандарты и методы обучения информатике мало способствуют формированию этих навыков и умений.
Решить эту проблему может дополнительное образование, где более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Программа ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего и среднего образования.
Структура программы представляет собой пять логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Нормативные правовые основания разработки программы
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»; 
          2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам». Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 ноября 2013 г. Регистрационный № 30468.(ст75;17;13;34;79).
     
     1.1. Цель.  Систематизация знаний, умений и навыков по курсу информатики и ИКТ,  подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации.
Задачи.
образовательные:
-систематизировать и расширить знания обучающихся по всем разделам, которые составляют формат ОГЭ и  ЕГЭ по информатике;
-выработать стратегию подготовки к сдаче ГИА по информатике;
-сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету и назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, практическое задание);
-сформировать у обучающихся навыки по работе с тестовыми заданиями и заданиями с кратким ответом;
1.1.2. развивающие: 
-развивать навыки по ориентированию в типах экзаменационных заданий, в особенностях их выполнения;
-сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
-развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
1.1.3. воспитательные: 
 -содействовать формированию у детей  способности принятия решения в определенных ситуациях;
-мотивировать интерес учащихся к обучению, активизировать их самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
-воспитывать культуру работы в коллективе; умения планировать;
-  воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда. 
1.2. Формы реализации программы. 
Организационные:
- возраст обучающихся – 9 – 11 классы; 
- количество в группе – от 8 до 15 человек; 
- количество часов в неделю – 2 часа;
- количество часов в год – 60 часов.
  Программа рассчитана на 1 год обучения.
Методические:
- теоретические занятия; 
- практические занятия;
- групповые;
- индивидуальные. 
                 
Учебно-тематический план
№
п/п Название темы Всего часов 9 класс 10 класс 11 класс
1 Информация и информационные процессы 10 3 7 2 Системы счисления 6 2 4 3 Логика 9 2 7 4 Пользовательский курс 14 7 7
5 Алгоритмизация и основы программирования 21 6 2 13
ВСЕГО 60 20 20 20
Содержание программы
Информация и информационные процессы (10 часов)
Кодирование и декодирование данных. Кодирование, комбинаторика. Вычисление количества информации. 
Кодирование текстовой информации. Кодирование графической информации. Кодирование звуковой информации. 
Скорость передачи информации. 
Системы счисления (6 часов)
Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. 
Машинные системы счисления.
Логика (9 часов) 
Логические выражения и функции. Составление таблицы истинности логической функции. Проверка истинности логического выражения. Логические уравнения.
Пользовательский курс (14 часов)
Информационные модели. Анализ информационных моделей.
Базы данных. Проверка условия. Сортировка и поиск в базах данных. 
Файловая система. 
Адресация в электронных таблицах. Диаграммы в электронных таблицах. 
Адресация в Интернете. Составление адреса URL из частей. Поисковые запросы в Интернете. Сложные запросы для поисковых систем. 
Поиск путей в графе. Кратчайший путь в графе. Количество путей в графе.
Алгоритмизация и основы программирования (21 час)
Выполнение и анализ простых алгоритмов.  HYPERLINK "http://kpolyakov.spb.ru/school/ogetest/a6.htm" Выполнение алгоритмов для исполнителей. Составление программ для исполнителя. Выполнение и анализ алгоритма для автомата.
Оператор присваивания. Рекурсивные алгоритмы.
Программы с условными операторами и циклами. Программы с циклами и подпрограммами. 
Обработка массивов.
Обработка символьных строк и последовательностей.
Поиск ошибок в программе со сложным условием.
Перебор вариантов, динамическое программирование.
Теория игр.
II. Планируемые результаты реализации программы
1.3.Планируемый  результат.
В результате прохождения данного курса обучающийся должен
знать/понимать:
способы кодирования и декодирования информации;
подходы к измерению информации, алфавитный и вероятностный подход;
способы кодирование текстовой, графической и звуковой информации;
основные понятия систем счисления, алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;
основные понятия, операции и законы алгебры логики;
основные алгоритмические конструкции;
основные принципы объектно-ориентированного программирования;
типы и организацию баз данных, методы поиска и сортировки данных;
принципы организации информации на внешних носителях: файл, каталог (папка), файловая структура;
принципы создания адреса в сети Интернет;
уметь:
определять количество информации;
находить скорость передачи информации;
переводить числа из одной системы счисления в другую;
вычислять значение логического выражения, преобразовывать сложные высказывания;
представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности;
составлять оптимальный алгоритм решения задачи, выбирая для реализации соответствующие алгоритмические конструкции;
определять минимальный объем переменных, необходимых для решения поставленной задачи и описывать их в программе;
разрабатывать алгоритм и анализировать его;
использовать в программах процедуры и функции пользователя;
выполнять сортировку массивов;
осуществлять поиск, отбор и анализ информации в базах данных;
анализировать информационные модели; 
осуществлять запросы в поисковых системах, упорядочивать их;
использовать теорию графов при решении задач на поиск оптимального пути.
Формы и методы контроля  достижения планируемых  результатов
№
п/п Название темы Методы контроля
1 Информация и информационные процессы Устный опрос, 
дидактический тест
2 Системы счисления Устный опрос, 
дидактический тест
3 Логика Устный опрос, 
дидактический тест
4 Пользовательский курс Практическая работа, дидактический тест
5 Алгоритмизация и основы программирования Практическая работа, дидактический тест
Критерии оценки достижения результатов
- Диагностические работы по информатике в формате ОГЭ и ЕГЭ.
III. Методическое обеспечение программы
        Важнейшим требованием к организации занятий по данной программе является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их возрастных и умственных способностей. 
Методическое обеспечение образовательной программы 
«Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по информатике»
№
п/п Разделы/
темы
программы Формы
Занятий Приемы и методы организации
учебно-воспитательного
процесса Дидактический
материал, техническоеоснащение занятий Форма 
подведения 
итогов
1 Информация и информационные процессы Лекция, практикум Словесные методы: объяснение, 
обсуждения. Наглядные 
методы: использование 
наглядных материалов.
Методы мониторинга и контроля: опрос, контрольные задания Материалы КИМов, презентация, ноутбук,  проектор Дидактические тесты
2 Системы счисления Лекция, практикум  Волевые методы: 
информирование о результатах 
обучения, самооценка деятельности.
Словесные методы: объяснение, обсуждения.
Наглядные методы: использование наглядных материалов.
Методы мониторинга и контроля: опрос,  проверочные
задания Материалы КИМов, презентация, ноутбук,  проектор Дидактические тесты
3 Логика Лекция, практикум Волевые методы: информирование о результатах обучения,
самооценка деятельности.
Словесные методы:
объяснение, обсуждение. 
Наглядные методы: использование наглядных материалов.
Методы мониторинга и контроля: опрос, проверочные задания Материалы КИМов, презентация, ноутбук,  проектор Дидактические тесты
4 Пользовательский курс Лекция, практикум, практическая работа Волевые методы: информирование о результатах обучения
 деятельности.
Словесные методы: объяснение, беседа, обсуждения.
Наглядные методы: демонстрация работы
преподавателем, использование наглядного материала.
Практические методы: практические работы.
Методы мониторинга и контроля: задания для практической работы, опрос, проверочные задания Материалы КИМов, презентация, ноутбук,  проектор, задания для практических работ, компьютер Дидактические тесты, практические работы
5 Алгоритмизация и основы программирования Лекция, практикум, практическая работа
Волевые методы: информирование о результатах обучения
 деятельности.
Словесные методы: объяснение, беседа, обсуждения.
Наглядные методы: демонстрация работы
преподавателем, использование наглядного материала.
Практические методы: практические работы.
Методы мониторинга и контроля: задания для практической работы, опрос, проверочные задания Материалы КИМов, презентация, ноутбук,  проектор, задания для практических работ, компьютер Дидактические тесты, практическиеработыIV.  Список литературы и материально – техническая база  программы       
Список литературы 
Залогова Л.А.. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А.Залогова, М.А.Плаксин,  С.В.Русаков и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 1., М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Зорина Е. М. ГИА 2013. Информатика: тематические тренировочные задания: 9 класс / Е. М. Зорина, М. В. Зорин. — М. : Эксмо, 2012. 
Информатика. 9-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/авт.-сост.: О.В. Ярцева, Е.Н. Цикина. - Ярославль: Академия развития, 2010.
Кириенко Д.П.. ГИА-2012: Экзамен в новой форме: Информатика 9-й класс/авт.-сост. Д.П. Кириенко, П.О. Осипов, А.В. Чернов. - М.:АСТ: Астрель, 2012.
Ушаков Д.М,, Юркова Т.А. Паскаль для школьников,2-е изд. СПб.: Питер, 2011.
Самылкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Ярцева О.В. Информатика: 115 тестовых заданий для подготовки к ГИА: 9-й кл./авт.-сост.: О.В. Ярцева, Е.Н. Цикина.- М.:АСТ: Астрель, 2010.
Список интернет-ресурсовАвторская презентация УМК Угриновича Н. Д. (113 Мб, с видео и звуком). URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/IIKT8-11_2009.zip 
http://www.klyaksa.net 
http://www.uroki.nethttp://www.edu.rin.ruhttp://www.scholl-collection.ruТаблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (профильный уровень). URL: 
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11p.docЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2015 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2015, материалы для подготовки к ЕГЭ. URL: http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htmЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2015 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2015, материалы для подготовки к ЕГЭ. URL: http://inf.reshuege.ruМатериально – техническая база программыТехнические средства обучения
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Рабочее место учителя (ноутбук, мышь).
Проектор.
Многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс).
Локальная вычислительная сеть с доступом в Интернет.
Программные средства
Операционная система WindowsXP, Windows 7.
Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
Офисное приложение Microsoft Office 2007 (2010), включающее электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
Система программирования Pascal ABC.
Система программирования КуМир (Комплект Учебных МИРов).