Представление инновационного педагогического опыта учителя мокшанского языка и литературы МБОУ Левженская СОШ Учватовой Н.Я.


Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя мокшанского языка и литературы МБОУ «Левженская СОШ»
Учватовой Натальи Яковлевны
Тема опыта: «Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках мордовского( мокшанского) языка и литературы».
Условия возникновения, становления опыта.
Педагогический опыт «Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках мордовского( мокшанского) языка и литературы» реализуется мною в условиях МБОУ «Левженская средняя общеобразовательная школа» Рузаевского муниципального района РМ.
Анализ социального заказа МБОУ «Левженская средняя общеобразовательная школа» дает возможность выделить одну из главных задач обучения школьников – знания и умения выпускника школы должны не только соответствовать требованиям образования, но дать возможность успешно продолжить свое образование и в вузах Республики Мордовия и России.
Одним из важнейших условий успешного поступления в вузы выпускников, в том числе и нашей школы, является хороший результат устного и письменного экзамена по мордовскому языку и литературе. Именно поэтому одним из условий становления моего педагогического опыта является использование активных методов обучения как средства развития познавательных и творческих способностей учащихся.
Актуальность опыта.
Проблема, над которой я работаю, актуальна. Она звучит так: «Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках мордовского (мокшанского) языка и литературы».
Время требует очень серьезного подхода и отношения к названной проблеме. Каждый народ на Земле имеет свой язык, свои корни и традиции. Свой вклад и легенды внес в общечеловеческую культуру и мордовский народ. Неважно, велик этот вклад или мал, важно то, что он неповторим. Свой язык, культура, история, обычаи и у мордовского народа. Мы знаем, что было время, когда мы, мордва, стеснялись своего родного языка. И что получилось? В результате, стали исчезать многие добрые национальные традиции, игры, хороводы., мордовские песни ,стали забывать свой родной язык . Дети перестали знать великих деятелей культуры своего народа, не было чувства гордости за свой этнос. Но каждому известна истина: язык- душа народа. И я думаю, с этим надо согласиться. Без языка нации не существует. Язык- это, во-первых, культура и традиции, во-вторых, образ жизни, уникальный в своей национальной неповторимости. Большое внимание в настоящее время отводится изучению мордовских языков. Сколько сил, сколько энергии нужно приложить нам учителям, чтобы научить учащегося чувствовать красоту родного языка, выражать мысли, чувства на своем языке, знать культуру, обычаи, историю своего народа В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает, уже недостаточно только усвоения определенной суммы знаний. Во всем педагогическом сообществе осознана необходимость привития интереса у учащихся к родному языку и литературе и умения самостоятельно пополнять свои знания. Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками родного (мокшанского) языка и литературы играет развитие у учащихся интереса к предмету, то есть повышение познавательной активности, творческого мышления. Опираясь на интерес, проявляемый детьми к урокам мордовского языка и литературы , я добиваюсь лучших результатов обучения за более короткое время.
Одним из путей активизации познавательной деятельности школьника, развития его интеллектуального потенциала являются новые системы, технологии и методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Активные методы обучения влекут за собой изменение взглядов на роль ученика в процессе обучения: теперь он уже не «объект», а «субъект» образования, обладающий уникальной индивидуальностью. Задача учителя – оказать ему педагогическую поддержку в стремлении к самореализации, самоактуализации и другим внутренним механизмам, способствующим индивидуальному саморазвитию. Активные формы обучения ориентируют учителя на гуманистический подход, вернее, на гуманистическую парадигму образования, цель которой – ценностное отношение к ребенку и детству как особенному периоду в жизни человека, так как в этот период интенсивно (при педагогической поддержке) развиваются интеллектуальный потенциал, творческие способности и познавательные интересы.
Концептуальность
В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики.
Новизна опыта выражается в том, что создана единая система использования активных форм и система практических действий учителя по развитию познавательных и творческих способностей учащихся.
Дидактическая игра, сущность которой – моделирование, имитация, - один из активных методов обучения, применяемых на уроках мордовского(мокшанского) языка и литературы. Основной мотив игры - не результат, а процесс, в котором учащиеся передвигаются от усвоения фактов языка к их связям, объяснению языковых явлений. На своих уроках использую элементы игры. Правильный подбор игр по различным аспектам программы, неограниченные возможности создания игровых ситуаций на занятиях способствуют постижению школьниками тех или иных языковых явлений. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями конкретного урока. Игры-упражнения позволяют сделать трудную работу более эффектной и интересной. Например:
« Кие сяда курок? (Налхксема)
Ведущайсь мярьги сёрмадомс 10-15 вал (существительнайхть), конатнень эса буквада сяда лама звукнень коряс или, меколанкт, звукта сяда лама букватнень коряс. Сяськи ся, кие сяда курок кочкай валхт.
Эряви сёрмадомс тифтень вал (существительнай) алфавитста эрь буквать мархта. ъ, ы, ь букватне молест валть кучкаса.
Ведущайсь мярьги эрь налхксити сёрмадомс столбиконяс алфавитста кой-мзяра буква, путнемок синь инголест и мельгаст кафтонь точка. Задачась сянь эса, штоба точкатнень полафтомс букваса и получамс валхт (существительнайхть), конатнень кучкаса алфавитонь сембе букватне.
Кроме этого, учащиеся выполняют такие задания: разрабатывают
наглядные пособия, таблицы, схемы, опорные конспекты; готовят карточки для самодиктантов, создают кроссворды по темам, составляют викторины по жизни и творчеству писателей, поэтов.
На уроках литературы также можно провести различные виды работы, которые позволяют развивать познавательную активность учащихся. Например:
1)Мокшень содаф писательть Л. Макуловонь «Кранч» повестец васенда лемтьфоль «Шамафкс». Мезень колга корхтайхть ня кафта лепне? Азость синь значенияснон.
2) Кие сяда лац? (налхксема)
Ведущайсь сёрмады доскати омоформат кафтонь-кафтонь: шить-шить, валда – валда, шобдава-шобдава, веть-веть, каоасть-карасть, кодак-кодак, шуфта-шуфта, шары-шары, тов-тов, матф-матф, кулят-кулят, пуромсь-пуромсь.
Налхксихнень задачасна сянь эса, штоба ладяф рингста максф валхнень мархта арьсемс нюрьхкяня предложеният. Эрь правильнай примерть инкса сёрмадови вкя бал. Сяськи ся, кие кочкай сяда лама балл.
Кепотькс: шить-шить.
Шить сюролданза налхкихть вальмаса.
Шить минь якаме кинос.
Загадкат-шуткат.
Кодама штась аф солай?
Кодама сокат аф кильнихть?
Кодама сатт аф озафнихть?
Кодама пуромсь аф пупай?
Мезьса можна арнемс фкя вастса?
Мезе можна лаксефтемс узерьфтома?
Кодама кядьге аф пяшкотькшневи?
Кодама шарф къргаса аф канневи?
Кодама кундама кядьса аф кунцеви?
С самого первого урока я стараюсь показать учащимся богатство, красоту и певучесть своего родного мордовского языка. Называем певцов Земли Мордовской: Н. Эркая, М. Безбородова, С. Кинякина, И. Кудашкина, Н. Циликина, Ю. Кузнецова, Н. Голенкова и Н. Учватова . С 5-ого по 7-ой класс на уроках мордовской литературы изучается тема «Фольклор». Очень интересно учащимся, когда я рассказываю о мордовском фольклоре. Обращая внимания на то, что такие песни, сказки, поговорки, пословицы подарил нам мордовский народ, и наше мокшанское село Левжа тоже внесло свой вклад в обогащение обрядов и традиций фольклора мордовского народа. Село наше было богато скрипачами-самородками (братья Рузмановы), певуньями-сказительницами (Антонова Агриппина, Учватова Ольга, Канаева Анна и др..), гармонистами-виртуозами (Рузманов Пётр Николаевич-автор Левженских наигрышей «Левжиень кштимась»). При изучении поэзии И. Девина, С. Кинякина, И. Кудашкина мы обращаемся к русской литературе, творчеству таких великих поэтов, как: Ф. Тютчев, А. Фет, С. Есенин. Сколько вдохновенных строк они посвятили красоте родной земли. И каждый их стих-песня. Ведь многие стихи этих поэтов положены на музыку. И на уроках, и на внеклассных мероприятиях мы ведём беседы о мордовских композиторах, художниках, певцах. Слушаем песни в исполнении М. Н. Антоновой, Н. Марковой, А. Куликовой и др.. Учащиеся нашей школы с интересом и желанием изучают свой родной язык, историю: прошлое и настоящее своего народа, родного края, его культуру и обычаи. Активизировать интерес и развивать творческие способности можно и за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному добыванию знаний учащимися, что придает школьникам уверенность в своих силах, дает возможность почувствовать радость победы; оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм работы; взаимо – и самообучения учащихся. При такой системе работы у учащихся развивается интерес к предмету, к работе с дополнительными источниками информации, умение ставить цель, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Учащиеся готовят рефераты, доклады, презентации по темам. Приемлемыми в своей работе считаю лекции, дискуссии, семинары.
Теоретическая основа опыта
Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова и др., хотя систематические основы активных методов обучения стали широко разрабатываться только во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы М.М.Бирштейн, Т.П.Тимофеевского, И.М.Сыроежина, С.Р.Гидрович, В.И.Рабальского, Р.Ф.Жукова, В.Н.Буркова, Б.Н.Христенко, А.М.Смолкина, А.А.Вербицкого, В.М.Ефимова, В.Ф.Комарова и т.д.
Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей моей работы можно назвать идею личностно – ориентированного подхода с целью максимально выявить и развить индивидуальные творческие способности учащихся. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. А также использовать активные формы обучения (игры, лекции, семинары и т.д) для творческого мышления, для воспитания общечеловеческих ценностей. Все это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основе принципов сотрудничества, взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения.
Оптимальность и эффективность средств
Важнейшим этапом моего исследования послужило постановка цели к каждому практическому занятию с учениками, каждому уроку. А как организовать деятельность учащихся на уроке в соответствии с обозначенными целями и задачами? Какие педагогические приемы и методы следует отобрать к каждому учебному занятию, чтобы образовательный процесс получился оптимальным?
Готовясь к уроку, прежде всего я формулирую его учебно-воспитательную цель, учитываю при этом успехи и пробелы в знаниях учащихся, уровень их умственного развития, познавательные интересы, степень активности в усвоении материала, отношение к предмету, наличие волевых качеств характера, необходимых в учебной работе, темпы процесса развития. Я считаю, что именно этим обеспечивается единство и взаимосвязь образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Задания подбираю с учетом личных и социальных потребностей, использую разнообразные виды и формы совместной деятельности учеников, учителя. Применяю современные педагогические технологии, ИКТ.
Результативность опыта
Применение данного опыта позволяет развивать творческие способности учащихся. Подготовка и проведение таких уроков помогли мне создать в общении с детьми атмосферу сотрудничества. Дети с увлечением включаются в работу на уроке, что помогает раскрывать их интеллектуальный потенциал.
Если вначале дети не умеют наблюдать, сравнивать, обобщать, не увлечены изучением мордовского языка и литературы, не имеют желания получить дополнительную информацию, то постепенно происходят изменения в лучшую сторону. Это проявилось в активной подготовке заданий творческого характера, в улучшении качества сочинений учащихся за счет увеличения элементов самостоятельности, в качестве и количестве вопросов во время уроков. Учащиеся стали активно включаться в подготовку выступлений, которые требуют изучения дополнительной литературы, появился интерес к выполнению нестандартных задании. Дети лучше рассуждают, доказывают, усваивают все произносимые термины. Ученики в большей мере чувствуют красоту мордовского (мокша ) слова. Их речь становится живой, непринужденной, эмоциональной. Они умеют строить логически последовательный текст, приводят аргументы, опираясь на художественный текст.
Применение опыта способствует положительной динамике учебных и творческих достижений учащихся. Мои ученики успешно сдают экзамены по мордовскому языку в форме устного экзамена, принимают активное участие в муниципальных и республиканских конкурсах творческих работ, предметных олимпиадах и поступают в ВУЗ-ы Мордовии на филологический факультет по профилю «Мордовская филология» и «Финно-угорская филология».
Тиражирование
На сегодняшний день мною создана база данных для проведения уроков с использованием активных методов обучения, с применением ИКТ. Применение презентации позволяет очень эффективно проводить уроки для учителей школы, муниципального методического объединения .учителей родного языка и литературы Рузаевского района Республики Мордовия ,учителей филологов, проходящих курсы в МРИО .