Изучение английского языка как второго иностранного
Изучение английского языка как второго иностранного.
Степанова ЛЮ
Необходимость обучения.
Во многих российских школах, где второклассников делят на группы для изучения иностранных языков, большинство детей и родителей, как правило, предпочитает английский, группы же немецкого приходится комплектовать принудительно. Новые образовательные стандарты не регламентируют возможность выбора иностранного языка. Детей чаще стремятся определить в группу английского языка, а немецкий воспринимают как «наказание». Чем объяснить остроту проблемы?- Тем, что английский - не просто иностранный язык, а язык международного общения. Владение им - условие успешности выпускника российской школы. Согласно исследованию те, кто владеет английским, в среднем зарабатывают на 20% больше.Проблемы же выбора между английским, немецким быть не должно. В школах нужно вводить два обязательных языка: английский и по выбору ученика, исходя из возможностей школы. Английский можно брать и в качестве второго языка и выучить его на таком уровне, чтобы можно было им пользоваться как рабочим.Единственное, чего делать не стоит, - это изучать два языка параллельно со второго класса. Дети еще малы, языковые нормы у них не устоялись - они будут «тащить» немецкие слова в английский и наоборот. Схема, при которой дети сначала учат один язык, а потом, опираясь на него, второй разумнее.2 принципы и этапы обучения
Все согласны: учить надо коммуникативным способом, с использованием компьютерных технологийНеобходимо изучать глобальный английский, чтобы понимать самые разные его варианты - не только английский или американский, но и, например, индийцев, жителей тихоокеанского региона. Для обучения устной речи можно выбрать общеевропейский, английский или американский вариант, но учащиеся должны знать: одно и то же слово в разных англоговорящих странах смысл может иметь совершенно различный...
Поэтому основными слагаемыми эффективной методики обучения второму иностранному языку в средней школе является следующие:− учет в обучении сходств и различий языков
− опора на лингвистический опыт учащихся.
Для более успешного изучения второго иностранного языка нужна специальная программа и специальные учебники, рассчитанные на более активное усвоение учащимися языкового и речевого материала,
Коммуникативная компетенция становится ключевым понятием в формулировке целей обучения как первому, так и второму иностранному языку, что подразумевает формирование у учащихся способностей, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в овладеваемой ими коммуникативной деятельности.
Выделяется, обычно, три этапа обучения:
начальный, который приходится на 5-6 классы
основной, его продолжительность составляет три года ( 7-9 классы)
заключительный ( завершающий), соответствует 10-11 классам
Этапизация процесса обучения второму иностранному языку носит существенный характер, поскольку каждый из этапов имеет свою спецификацию в целях, в содержании, в методике обучения, обусловленную возрастными и психологическими особенностями обучаемых.
Надо отметить, что за последнее десятилетие подростки развиваются полноценнее и быстрее как в физиологическом, так и психологическом плане. У современных детей в значительной мере увеличились возможности интеллекта. Память, мышление и другие психические функции подростков очень «повзрослели». Восприятие становится более целенаправленным, организованным и планомерным. Внимание – произвольным и избирательным. Запоминание связано с осмыслением и анализом. Мышление становится более самостоятельным, творческим, активным и критичным.Все это помогает делать умственную деятельность подростков более устойчивой и эффективной.По этой причине имитативно-интуитивные приемы, тренировочные виды упражнений (хоровые, групповые, индивидуальные) на уровне бессознательных повторов, характерных для начального этапа обучения первому иностранному языку, уступают место аналитическим формам работы, заданиям и упражнениям, направленных на обобщение, систематизацию, сравнение языковых фактов английского языка с французским.
Сопоставительный анализ изучаемых языков на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях, сравнение языковых явлений дают богатый материал для лингвистических открытий. Собственно метод лингвистических открытий становится ведущим в обучении второму ИЯ на начальном этапе, его можно сравнить с методом научного познания.
Для старшего школьного возраста наряду с физической зрелостью характерно интенсивное развитие личности, которое обусловлено изменением характера деятельности учащихся. Ученые отмечают развитие теоретического мышления и активное формирование навыков самообучения. Что касается интересов, то они устремлены к определенной отрасли знания или деятельности, что приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности
На наш взгляд также весьма продуктивно регулярно использовать:
видеокурсы на занятиях английского языка (учебные видео, художественные и документальные фильмы, мультфильмы, видеозаписи телепередач, музыкальные видеоклипы, реклама, видео экскурсии по различным странам и городам, музеям мира, различные компьютерные программы с видеорядом…)
музыку ( классическую, джаз, рок, народную музыку, эстрадную музыку, музыку и песни из кинофильмов, мультфильмов, музыкальные видеоклипы, информацию из мира музыкальной индустрии, музыку рекламных роликов и т.д.)
пословицы и поговорки ( сюжеты народных сказок различных стран мира, басни, крылатые выражения, афоризмы)
изобразительную наглядность ( изображения отдельных людей, сказочных персонажей и животных, отдельных тематических предметов, мест, бытовые и жанровые сценки, жизненные ситуации, фотографии, рисунки, карты, схемы, знаки, символы и т.д.)
различные игры ( языковые игры – грамматические, лексические, фонетические, аудитивные, речевые, игры типа «лото», творческие игры, игры-головоломки, ролевые игры и т.д.)Таким образом, мы полагаем, что успешное обучение и овладение второму иностранному языку зависит:
не только и даже не столько от усвоения материала учебного пособия, сколько от степени погружения в язык (участие в школьных, районных, городских, всероссийских, международных проектах, конкурсах, олимпиадах, поездках и т.д.);
насколько забыт факт, что он является вторым иностранным языком;
насколько учащиеся проявляют заинтересованность к изучаемому языку, невзирая на нехватку языковых средств;
насколько сильна их личная мотивация.
3 Выводы
Из вышесказанного следует, что целесообразно:
- приобрести централизованно учебники для второго иностранного
-оборудовать кабинет иностранного языка
-поэтапно изучать второй иностранный с целью повышения имиджа образовательного учреждения
-организовать группы обучающихся одного образовательного уровня
Рекомендуемые сайты, которые помогут совершенствовать знания, тренируя навыки и умения в изучении английского языка как второго языка:
eslgo.com. – материалы для изучения английского языка как второго;
esl.about.com. – замечательный ресурс, охватывающий все уровни владения английским языком как вторым иностранным языком;
eslpod. com. - представлены материалы для практики восприятия устной речи
puzzle – english.ruteacherphil.com