Советы по изучению английского языка как второго иностранного
Советы по изучению английского языка как второго иностранного.
О том, что человек, знающий несколько языков, имеет возможность более полно познать мир, ознакомиться в подлиннике с творениями мастеров словесности, не говоря уже о не менее великом чуде – возможности непосредственного общения с собеседником, открывающей новые, неизведанные горизонты, - почти все осведомлены. История, религия, философия, культура – понятия, немыслимые без владения несколькими языками. Так почему бы не обогатить знаниями наших детей, знаниями, которые становятся все более необходимыми с течением времени. Истории известно огромное количество примеров, когда знание иностранного языка спасало жизни людей. В иных условиях и несколько слов чужого языка могут стать золотым ключиком.
Английский язык в нашей школе в качестве второго, где изучается французский, был выбран не случайно: во-первых, просто не было учителя с другим языком, во-вторых, как первый по популярности, в-третьих, как более легкий по сравнению с французским с точки зрения грамматики. Что облегчает работу по обучению второму иностранному языку вообще? У учащихся уже сформированы общеучебные умения, а именно:
- работать в разных режимах (индивидуально, в парах, в группах)
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, аргументировать
- распознавать, дифференцировать языковые явления и слова (артикли, имена собственные, структуру предложения, глагол-связку)
- планировать высказывание, понимать иностранную речь на слух, общаться с одним или несколькими собеседниками
- пользоваться словарем, применять интуицию, догадку, манипулировать словообразовательными признаками
и многое другое.
Все эти умения и навыки уже привиты учителем французского языка. Нужно только умело использовать эти умения.
Объем курса второго иностранного языка компенсируется значительным лингвистическим опытом учащихся, приобретенным при изучении родного и первого иностранного языков. Этот фактор является существенным в методике обучения, так как по сути именно опыт учащегося определяет особенности обучения второму иностранному языку. Этот опыт характеризуется синтезом знаний, умений и навыков, полученных ранее, и оказывает положительное влияние на усвоение второго иностранного языка. На методику преподавания второго языка оказывает значительное влияние сходство и различие между ними. Так, преподавание английского на базе французского отличается, на наш взгляд, от обучения на базе другого первого иностранного языка. 30% слов английского языка французского происхождения. Больше только немецкого происхождения (50%). Это так называемые прозрачные языки. Существенным в методике преподавания второго иностранного языка является учет психологических особенностей учащихся. Считается, что после языкового взрыва, приходящегося на возраст от 2 до 5 лет, что-то внутри нас закрывается. Как будто внутренние способности, которые в эти годы лепились, как пластилин, позже затвердевают, как мрамор. Отсюда следует, что до 5-6 лет ребенок должен освоить азы какого-то языка. Американские ученые разработали около 1200 программ, по которым дети этого возраста овладевают 2-3 иностранными языками.
Существует мнение, что явственно ощущаемый порог около 5-6 лет означает скорее не захлопывающуюся навсегда дверь, но временное отвлечение на какие-то более важные задачи, потом языковой расцвет может возвращаться, и не раз. Так показало обстоятельное обследование того, как изучают иностранные языки более ј миллиона школьников разных стран, проведенное ЮНЕСКО. Выяснилось, что пик приходится на 12-15-летний возраст: подросток, впервые взявшийся за язык в эти годы, имеет шансы обогнать даже того, кто начал учебу на 8 лет раньше него. Считается, что весьма перспективен возраст 27-30 лет, далее 45-48. Впрочем, если это и так, речь идет только о периодах наибольшего благоприятствования, а ведь мы говорим о языке на всю жизнь. Поэтому для начала занятий подходит любое время, главное пустить в ход те способности, которые у каждого сформированы родной речью и первым иностранным языком. Обучение английскому языку, как второму, в нашей школе начинается в раннем подростковом возрасте – 11 лет, с 5 класса. Трудно ли учить языки? Вот слова Е. Чернявского, освоившего около 40 языков: «Каждый новый язык гораздо легче предыдущего. Если принять сумму усилий при изучении первого языка за условную единицу, то на второй потребуется уже половина усилий». С одной поправкой: мы не говорим о письменности. Например, персидская вязь создает дополнительные трудности. Да что там персы! Иногда удивляешься, что за орфографию придумали себе те же англичане и французы.
Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата делают умственную деятельность более устойчивой и эффективной, приближая ее в этом отношении к деятельности взрослого. По этой причине имитативно-интуитивные приемы в обучении 2-му иностранному языку уступают место аналитическим формам работы, обобщению, систематизации, сравнению языковых фактов.
Сложность выбора учебных пособий состоит в том, что до сих пор не существует учебника английского языка с грифом «2-й иностранный язык» и созданного для учащихся 11-12лет.
При обучении второму иностранному языку очень важно использование современных образовательных технологий. При этом уменьшается доля репродуктивной деятельности в учебном процессе, что можно рассматривать как ключевой момент в обучении иностранным языкам вообще. К таким технологиям можно отнести, например:
- проблемное обучение
- коллективное обучение
- исследовательские методы
- технологию деловых, ролевых и других видов игр
- обучение в сотрудничестве
- проектные методы обучения
- технологию дебатов
- технологию дистанционного обучения
Примерно две недели восьмиклассники занимались долгосрочным проектом, посвященному Евросоюзу. Эта работа стала решающим фактором в выборе нами темы для открытого урока, который будет проведен сегодня.
По нашему мнению, успешное овладение вторым иностранным языком зависит от того, насколько забыт тот факт, что он второй, что, невзирая на все трудности и, не обращая внимания на нехватку языковых средств, учащиеся барахтаются и выплывают. В сущности, все современные методы достаточно эффективны. Но гораздо важнее то, что сию минуту по любому методу ничего не получится. Поэтому второе – это терпение. И когда достигнут самый маленький успех – не нужно медлить. Нужно читать, слушать, говорить, не откладывая до лучших времен.
Мотивированные учащиеся принимают участие в разного рода мероприятиях, проводимых в школе: олимпиады по английскому языку, дни английского языка, выпускают стенные газеты. Победители школьных олимпиад выходят на городской уровень. Внутришкольные конкурсы: на лучшее сочинение, поздравление, постановку, песню на английском языке являются дополнительной мотивацией для более старательного изучения языка. Традиционным стало проведение концертов «World Hits», фрагменты вы сегодня увидите. В них принимают участие и дети, поющие песни на втором иностранном. В прошлом году, например, выполнила МАНовскую работу на французском языке учащаяся, Зубехина Лера, у которой этот язык второй иностранный.
При обучении второму иностранному языку обязательно следует привлекать учащихся к получению языкового образования за рамками урока, и это не только мотивированные к изучению языка дети, многие учасники таких занятий – ученики весьма средние, но играя в театре, читая стихи, исполняя песни, они совершенствуют навыки владения языком.
Хотите ли вы учить иностранные языки? Если да – то в вашем распоряжении около пяти тисяч языков, каждый из которых достоин внимания. «Сколько языков ты знаешь – столько раз ты человек» - или, в более точном переводе, «Сколько языков ты знаешь – стольких человек ты стоишь» (Quot linguas calles, tot hominess vales) – гласит известный афоризм, приписываемый императору Священной Римской империи Карлу V (XVI век).
15