Использование мультимедийных презентаций на уроках иностранного языка


Использование мультимедийных презентаций на уроках иностранного языка
Как показывает практика, интерес к иностранному языку у учащихся снижается с годами изучения. На начальном этапе основой мотивации является новизна предмета. На средней и старшей ступени необходим поиск дополнительных форм мотивации.
Для успешного формирования мотивации учителями иностранных языков используется ряд различных форм и методов мотивации.
Это осуществляется за счет привлечения дополнительных материалов из журналов “Juma”, “Schrumdirum”, “Deutschland”, “Deutsch perfekt”, использования аудиокассет, видеофильмов, материалов Internet, страноведческих материалов различных изданий, переписки учащихся и учителя с носителями языка.
Проблему поддержания интереса можно решить, применяя активные формы работы, нестандартные уроки, современные образовательные технологии. Используя элементы различных технологий, отдаю предпочтение игровому обучению, проектной методике, технологии сотрудничества и ИКТ.
Использование мультимедийных средств обучения дает учителю огромные возможности для повышения эффективности урока. Использование ИКТ при обучении иностранным языкам может способствовать главному: повышать мотивацию к изучению предмета, следовательно, нацеливать учеников на качественное владение иностранным языком.
ИКТ также помогают ученикам развивать самоконтроль и чувство ответственности за выполненную работу, расширять возможности общения, стимулировать их к самостоятельному поиску дополнительной информации, создавать возможности творческого саморазвития личности.
Компьютерные технологии позволяют рациональнее организовать работу на уроке. Наглядность, подготовленная на электронных носителях, способствует экономии учебного времени, помогает продемонстрировать тематические картинки, видеосюжеты, делает урок насыщенным, интересным. Причем смена наглядности может происходить автоматически, что позволяет и учителю, и обучающимся сосредоточиться на учебном материале.
Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров (слайдов), подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.
Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе.
Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами.
Если вы перестараетесь, то снизите эффективность презентации в целом.
Необходимо найти баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами. Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно для обучающих презентаций.
Этапы подготовки:
составление сценария реализации;
разработка дизайна презентации;
подготовка медиафрагментов(тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов);
подготовка музыкального сопровождения;
тестирование-проверка.
Разработка сценария мультимедийной презентации.
При создании схемы сценария и составлении текстового сопровождения к мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими принципами:
презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной;
продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 20-30 минут;
для демонстрации нужно подготовить примерно 15-25 слайдов.
Главный принцип: Нужно уметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых.
Просто скопировать информацию с других носителей и разместить её в презентации уже недостаточно.
Не рекомендуется использовать более 3 различных размеров шрифта в основном тексте страницы (главный заголовок, подзаголовок, содержание).
Привлечь внимание пользователя или подчеркнуть важность элемента можно с помощью использования подчеркнутого, полужирного или курсивного текста, но использовать эту возможность следует осторожно.
Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель.
Она может применяться при изучении нового материала, закреплении новой темы, систематизации и контроле данного учебного материала.
В разработанной мною презентации урока в 10 классе на тему «Экологические проблемы» сначала рассказывается о том, как прекрасна наша планета Земля, что ей угрожает, затем предлагается учащимся назвать экологические проблемы современности. Систематизация знаний и частичный контроль ЗУН по теме проводится с помощью следующих лексико-грамматических упражнений:
Зачеркни слово, неподходящее к логическому ряду.
Соотнеси существительное с подходящим по смыслу глаголом.
Заполни пропуски нужными глаголами.
Назови причину и следствие проблемы.
Распредели выражения за и против природы.
Сделай вывод, что должны сделать люди, чтобы спасти нашу Землю.
Учащиеся читают, вставляя пропущенные слова; заполняют таблицы, называя причины и последствия глобальных экологических проблем, высказывают предположения по решению этих проблем. Работа ведется по группам в состязательной форме. Контроль всех видов деятельности отражается на экране.
Учащиеся работают активно на протяжении всего урока. Высокая работоспособность обеспечивается за счет смены видов деятельности, использования групповой формы работы и правильного выбора формы урока, т.е. урока-презентации.
По сценарию урока в 11 классе «Немецкие и австрийские композиторы» в начале идет актуализация пройденного материала. Коротко повторяется биография Баха, Бетховена, Шуберта и Шумана, прослушиваются отрывки их музыкальных произведений. Затем проводится контроль ЗУН по теме. Для этого мною составлена игра по типу телевизионных передач.
См. http://festival.1september.ru/articles/566799/
Например, выбираем Шуберта, количество баллов 1. Гиперссылка 1. Открывается вопрос. Называется ответ. Затем на экране появляется правильный ответ и т.д. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество баллов.
В данных уроках благодаря правильно подобранному материалу и использованию его с помощью компьютерной программы Power Point мотивирован каждый этап урока.
Интересен урок-игра в 6 классе «Кто хочет стать миллионером». Урок способствует систематизации знаний учащихся о Германии и России, развитию познавательного интереса межпредметных связей, интеллектуальных способностей, инициативы.
Учащиеся заранее поделены на 4 команды. Каждая команда выбирает игрока.
Четыре игрока садятся за стол. Ведущий проводит игру. Помощник раздает фишки за каждый правильный ответ. На экране слайды с вопросами и вариантами ответов. Каждый игрок по очереди отвечает на вопрос, используя две подсказки «Помощь зала» и «50х50». Время для ответа – 10 секунд.
Проводится викторина.
См. http://festival.1september.ru/articles/590126/
В конце игры путем подсчета фишек определяется победитель и три призера, которым вручаются сертификаты соответственно на 1 000 000 рублей, 500 000 рублей, 300 000 рублей и 100 000 рублей.
Мультимедийные презентации применяют также и мои ученики при защите проектов на уроках и внеклассных мероприятиях, а также на научно-практических школьных и городских конференциях.
Такие презентации открывают большие возможности для межкультурной коммуникации.Учащиеся становятся более открытыми, адаптированными к современным условиям, способными вести диалог, решать проблемы.
В результате использования современных методов мотивации, в том числе мультимедийных презентаций, у моих обучающихся наблюдается позитивная динамика качества знаний по результатам контрольных работ от 70% до 75%, а успеваемость стабильна.
Использование компьютерных технологий – требование времени.
Не думаю, что целесообразно использовать мультимедийные презентации на каждом уроке, но считаю, что они вносят в урок некоторое разнообразие, повышают его эффективность и мотивацию к изучению иностранного языка.
Впереди разные уроки и внеклассные мероприятия. Хочется, чтобы с них ребята уходили окрыленными, соприкоснувшись с иной культурой, позитивно-настроенными от совместной работы. Надеюсь, что интерес к предмету, достигаемый с помощью применения ИКТ-технологий способствует этому.
Литература
Ачкасов М.Н. Мотивация в обучении//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2007-2008.- http//festival.1 september.ruКойфман Ф.М. Активизация познавательной деятельности на уроках иностранного языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2007-2008.-http//festival.1 september.ruОкунева О.Ю., Васильева Л.А. Роль мотивации: Ученье - свет, а не ученье – тьма .- http://fio.novgorod.ru/projects/project2007/roles.htm
Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроке иностранного языка - потребность времени //Иностранные языки в школе.-2005.-№5.-С.57-60
Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования)/О.Г. Смолянинова. - Красноярск, КрГУ, 2003.
Соломахина И.А. Мультимедийные средства в обучении иностранным языкам //Школьные технологии.-2004.-№5.-С.198-202