Дидактические функции мультимедийных презентаций
Дидактические функции мультимедийных презентаций
Тимофеева Антонина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы.
ГБОУ СОШ "ОЦ" пос. Серноводск
Информатизация образования в первую очередь должна способствовать решению педагогических проблем. Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями. Если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала.
Основной проблемой в использовании компьютерных программ для меня, как учителя, является трудность их адаптации к конкретным методикам, учебникам, урокам. Приходится подстраиваться под компьютерную программу, а не наоборот. Эти проблемы решаются, если учитель имеет в своем распоряжении открытые программно-инструментальные среды для подготовки учебных заданий. Наиболее доступным средством для создания собственных обучающих продуктов является программа Power Point (Пауэр Пойнт) для подготовки презентаций. При тщательной подготовке можно превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание.
Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Она обеспечивает учителю возможность для:
информационной поддержки;
иллюстрирования;
экономии времени и материальных средств;
использования разнообразных упражнений;
построения канвы урока;
расширения образовательного пространства урока.
Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:
концентрация внимания;
включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;
повышение интереса к изучению предмета;
возрастание мотивации к учебе.
Главными достоинствами использования обучающих презентаций в учебном процессе являются интерактивность, повышенная эффективность восприятия, возможность тиражирования и распространения. Используя различные виды упражнений, анимацию при создании слайдов, можно сделать презентации интерактивными, т.е. способствующими включению учащихся в диалог друг с другом, учителем, компьютером. Красочное оформление, игровые моменты, элементы мультипликации способствуют быстрому запоминанию и стимулируют детей к активной работе на уроке. Для работы с учащимися, начиная с 6 класса, я использую на уроках русского языка презентации, подготовленные специально для включения учащихся в различные виды речевой деятельности, направленные на отработку грамматических и лексических навыков. (Приложение 1).
На уроках литературы при изучении творчества писателя или поэта презентация с красочными портретами, иллюстрациями, репродукциями картин помогает более доходчиво донести до учащихся учебный материал. Презентация незаменима и в тех случаях, когда по изучаемой теме в кабинете нет нужной наглядности (портретов, иллюстраций и др.), кроме рисунков небольшого размера из книг. Рисунки и фотографии сканируются и затем переносятся на слайд. (Приложение 2).
Таким образом, презентации помогают качественному усвоению программного материала, способствуют превращению урока в интерактивное действие, повышению интереса к предмету. От учителя зависит организовать учебный процесс с помощью презентаций таким образом, чтобы практически все учащиеся оказались вовлеченными в процесс познания.
15