Рабочая программа по ФГОС математика 3 класс
Рабочая программа
по учебному предмету
«математика»
3 класс
2016 -2017 год
Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Ф.И.О. педагога, составившего рабочую учебную программу: Чемлякова Наталья Анатольевна
СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
2.Содержание учебного предмета, курса
3.Тематическое планирование с указанием количество часов, отводимых на освоение каждой темы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интереса к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результатыРЕГУЛЯТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Обучающийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Обучающийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Обучающийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Обучающийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Обучающийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Обучающийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Обучающийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними.
Обучающийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Обучающийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действий, геометрических фигурах.Содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
№ Название темы Кол-во
часов
1 Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание 9
2 Числа от 1 до 100.Табличное умножение и деление. 55
3 Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. 29
4 Числа от 1 до 1000. Нумерация 13
5 Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. 12
6 Приёмы письменных вычислений 13
Итого: 136
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век).Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия.
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления).
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях.
Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙b, c : 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d(d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар. Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата). Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм. Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/пТема урока Кол-во часов на изучение Дата проведения
По плану Фактически
I четверть 33ч. Числа от 1 до 100.
Сложение и вычитание 9ч. Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания 1 01.09 Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания 1 05.09 Выражения с переменной 1 06.09 Решения уравнений 1 07.09 Решения уравнений 1 08.09 Решения уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами 1 12.09 Странички для любознательных1 13.09 Контрольная работа по теме «Повторение: сложение и вычитание 1 14.09 Анализ контрольной работы. Табличное умножение и деление. 1 15.09 Числа от 1 до 100.
Табличное умножение и деление. 55ч. Связь умножения и сложения 1 19.09 Чётные и нечётные числа 1 20.09 Таблица умножения и деления с числом 3 1 21.09 Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость» 1 22.09 Решение задач с понятиями «масса» и «количество» 1 26.09 Порядок выполнения действий 1 27.09 Порядок выполнения действий 1 28.09 Порядок выполнения действий 1 29.09 Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились 1 03.10 Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3» 1 04.10 Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4 1 05.10 Знакомство с задачами на увеличение числа в несколько раз. 1 06.10 Задачи на увеличение числа в несколько раз 1 10.10 Задачи на уменьшение числа в несколько раз 1 11.10 Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз 1 12.10 Решение задач 1 13.10 Таблица умножения и деления с числом 5 1 17.10 Задачи на кратное сравнение 1 18.10 Задачи на кратное сравнение 1 19.10 Контрольная работа за 1 четверть 1 20.10 Анализ контрольной работы 1 24.10 Решение задач 1 25.10 Таблица умножения и деления с числом 6 1 26.10 Решение задач 1 27.10 II четверть 31 ч. Решение задач 1 07.11 Решение задач 1 08.11 Таблица умножения и деления с числом 7 1 09.11 Странички для любознательных. Наши проекты 1 10.11 Что узнали. Чему научились 1 14.11 Площадь. Сравнение площадей фигур 1 15.11 Площадь. Сравнение площадей фигур 1 16.11 Квадратный сантиметр 1 17.11 Площадь прямоугольника 1 21.11 Таблица умножения и деления с числом 8 1 22.11 Закрепление изученного1 23.11 Решение задач 1 24.11 Таблица умножения и деления с числом 9 1 28.11 Квадратный дециметр 1 29.11 Таблица умножения. Закрепление 1 30.11 Закрепление изученного1 01.12 Квадратный метр 1 05.12 Закрепление изученного1 06.12 Странички для любознательных1 07.12 Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного. 1 08.12 Таблица умножения. Закрепление изученного. 1 12.12 Умножение на 1 1 13.12 Умножение на 0 1 14.12 Умножение и деление на 1,0. Деление нуля на число 1 15.12 Закрепление изученного1 19.12 Доли 1 20.12 Окружность. Круг 1 21.12 Диаметр круга. Решение задач 1 22.12 Единицы времени 1 26.12 Контрольная работа за первое полугодие 1 27.12 Анализ контрольной работы. Странички для любознательных1 28.12 III четверть 41ч. Числа от 1 до 100.
Внетабличное умножение и деление. 29ч. Умножение и деление круглых чисел 1 12.01 Деление вида 80 : 20 1 16.01 Умножение суммы на число 1 17.01 Умножение суммы на число 1 18.01 Умножение двузначного числа на однозначное 1 19.01 Умножение двузначного числа на однозначное 1 23.01 Закрепление изученного1 24.01 Деление суммы на число 1 25.01 Деление суммы на число 1 26.01 Деление двузначного числа на однозначное 1 30.01 Делимое. Делитель 1 31.01 Проверка деления 1 01.02 Случаи деления вида 87 : 29 1 02.02 Проверка умножения 1 06.02 Решение уравнений 1 07.02 Решение уравнений 1 08.02 Закрепление изученного. Решение уравнений 1 09.02 Закрепление изученного. Решение уравнений 1 13.02 Контрольная работа по теме «Решение уравнений» 1 14.02 Анализ контрольной работы. Деление с остатком 1 15.02 Деление с остатком 1 16.02 Деление с остатком 1 20.02 Деление с остатком 1 21.02 Решение задач на деление с остатком 1 22.02 Случаи деления с остатком 1 25.02 Проверка деления с остатком 1 27.02 Что узнали. Чему научились. Закрепление пройденного1 28.02 Наши проекты 1 01.03 Контрольная работа по теме «Деление с остатком» 1 02.03 Числа от 1 до 1000. Нумерация 13ч. Анализ контрольной работы. Тысяча 1 06.03 Образование и название трёхзначных чисел 1 07.03 Запись трёхзначных чисел 1 09.03 Письменная нумерация в пределах 1000 1 13.03 Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз 1 14.03 Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых 1 15.03 Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений 1 16.03 Сравнение трёхзначных чисел 1 20.03 Письменная нумерация в пределах 1000. 1 21.03 Контрольная работа за 3 четверть 1 22.03 Анализ контрольной работы. Закрепление изученного1 23.03 IV четверть. 31ч. Закрепление изученного1 03.04 Единицы массы. Грамм 1 04.04 Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. 12ч. Закрепление изученного. Приёмы устных вычислений 1 05.04 Приёмы устных вычислений вида 450 + 30, 620 - 200 1 06.04 Приёмы устных вычислений вида 470 + 80, 560 - 90 1 10.04 Приёмы устных вычислений вида 260 + 310, 670 - 140 1 11.04 Приёмы устных вычислений вида 1 12.04 Алгоритм сложения трёхзначных чисел 1 13.04 Алгоритм вычитания трёхзначных чисел 1 17.04 Виды треугольников 1 18.04 Закрепление изученного1 19.04 Что узнали. Чему научились 1 20.04 Закрепление изученного1 24.04 Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание 1 25.04 Числа от1 до 1000. Умножение и деление. 5ч Анализ контрольной работы. Приёмы устных вычислений 1 26.04 Приёмы устных вычислений 1 27.04 Приёмы устных вычислений 1 29.04 Виды треугольников 1 02.05 Закрепление изученного. Математическая игра. 1 03.05 Приёмы письменных вычислений 13ч. Приёмы письменного умножения в пределах 1000 1 04.05 Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное1 06.05 Закрепление изученного1 10.05 Закрепление изученного1 11.05 Приёмы письменного деления в пределах 1000 1 13.05 Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное1 15.05 Знакомство с калькулятором 1 16.05 Проверка деления 1 17.05 Закрепление изученного1 18.05 Итоговая контрольная работа 1 22.05 Работа над ошибками. Закрепление изученного. Математическая игра 1 23.05 Закрепление изученного1 24.05 Обобщающий урок Игра «По океану математики» 1 25.04