Социальное проектирование в системе духовно-нравственного воспитания МБОУ города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №2»
Социальное проектирование в системе духовно-нравственного воспитания МБОУ города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №2»
Ю.Ю.Авраменко,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г. Мценска «Средняя школа № 2»
В современной теории и практике воспитательной работы существует много технологий, отличающихся друг от друга целями, областями применения, прогнозируемыми результатами. Наиболее продуктивными и для нашей школы стали социальные технологии. Отмечу, что в МБОУ г. Мценска «Средняя школа №2» воспитательный процесс является инклюзивным, так как есть дети, обучающиеся по адаптированной основной образовательной программе для детей с ЗПР, умственной отсталостью, а также воспитанники Мценского детского дома.
В результате проведенных социологических исследований мы выяснили, что нашу школу нельзя назвать многоконфессиональной. Основная часть семей относит себя к православию или вообще не исповедует никакой религии. У нас не обучаются представители ислама и буддизма, нет представителей католицизма, поэтому нравственных ценности и ориентиры были выделены в православной культуре. Мы убеждены, что отношение к человеку в обществе определяется не принадлежностью к какой-либо расе и конфессии, а нравственным характером поведения, уважением к другим людям, их культуре и традициям.
Не менее важной проблемой мы считаем воспитание значимости семьи и семейных ценностей. Развитое представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей способствует достойной жизни человека, семьи, общества. Из проведенного в школе мониторинга и данных социологов из Санкт-Петербурга под руководством Ольги Сачавы, кандидата филологических наук, магистранта программы «Управление образованием» Высшей школы экономики, мы выяснили, что успешность ребенка в жизни напрямую зависит от общения и эмоционального состояния семьи. На сегодняшний день 9,3% обучающихся в нашей школе детей живут в семьях, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в КДН и ЗП и 10% учащихся нашей школы являются воспитанниками Мценского детского дома.
Духовно-нравственное воспитание неразрывно связано с гражданско-патриотическим, поэтому необходимо формировать у учащихся мотивацию к осознанному поведению, основанному на знании и понимании своей гражданской позиции.
Концепция программы духовно-нравственного развития школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника социально-адаптированного, обладающего проектным мышлением, духовно-нравственную личность. Такой подход позволяет вводить проектные методики социальной направленности в воспитательный процесс школы.
В нашем понимании социальный проект – модель человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации, то есть мы с детьми пробуем конструировать желаемое состояние будущего. Социальный проект позволяет решать разнообразные социальные проблемы, в том числе и вопросы воспитания. Работа над проектом позволяет ребенку на практике реализовать свои знания и социальный опыт, выбрать нравственные ориентиры, линию поведения. Социальный проект формирует у учащегося понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и его благополучие, но и благополучие других людей.
Социальное проектирование – важный вид деятельности подростка, так как он помогает реализовать главную потребность возраста – формирование собственной жизненной позиции и поиск способов взаимодействия с окружающими людьми.
Под социальным проектированием мы понимаем такой вид деятельности, для которого характерны:
- социальная значимость, социальный эффект;
- результатом является «реальный продукт», имеющий практическое значение (не обязательно вещественный, но новый для личного опыта детей);
- совершенная самим подростком (от постановки цели до конечного продукта);
- ребенок вступает в конструктивное взаимодействие с обществом;
- формирует социальные навыки подростка.
Отмечу, что дети активно принимают участие в социальных проектах: во-первых, они открыты всему новому и интересному, а во-вторых, они любят играть. Социальный проект они воспринимают как игру, имеют возможность пообщаться с интересными людьми, сверстниками.
Известно, что структура социального проектирования состоит из социальной пробы, социальной практики и социального проекта. На практике достаточно сложно определить границы каждого из них. Все наши социальные проекты долгосрочные, имеют проектную структуру, дети получают опыт социального взаимодействия. Поэтому можно утверждать, что проба, практика и проект существуют в нашей школе как взаимодополняющие виды деятельности. Получается, что в ходе социальной пробы ребенок осознает социальную действительность, потом в ходе практики определяет проблему, а в ходе проектирования пытается преобразовать действительность.
Объектами социального проектирования для нас выступают:
- социальные отношения (старики, дети, молодежь, больные люди и.д.);
- социальные институты (школа, больница, церковь и т.д);
- социальная среда (ландшафт, учебный кабинет и т.д).
Субъектами социального проектирования выступают те, кто вовлечен в сам процесс проектирования. Важным вопросом является роль педагога. В нашем случае педагог выступает как равноправный соучастник, более опытный друг. Он не только учит, поддерживает, помогает делать оценку, но и координирует работу, решает организационные вопросы. Обязательной частью социального проектирования стал поиск социальных партнеров: мы привлекаем учителей-предметников, администрацию школы, узких специалистов, родителей, друзей и т.д.
Ввиду специфики школы, о которой говорилось ранее, несколько слов нужно сказать о роли учеников в социальном проекте. Конечно, ребенок, абсолютно неспособный самостоятельно проявлять инициативу, организовывать и осуществлять свою деятельность, просто не готов к социальному проекту, но он может научиться, приобрести этот опыт, работая в группе. Возраст учащихся тоже имеет значение. В наших проектах принимают участие дети в возрасте 10-16 лет.
Наиболее успешными социальными проектами, которые разработали наши дети, стали:
- «Родина моя – Орловский край» (Создание школьного этнографического музея «Старинка»);
- «Сила духа русского народа в годы Великой Отечественной войны» (Разработка поздравительной открытки для ветеранов-участников Великой Отечественной войны);
- Работа «Службы доброй помощи».
Рассмотрим эти проекты подробно.
С 2010 года у нас в школе работает этнографический музей «Старинка», который появился в результате социального проекта. Координаторами проекта являлись учителя Авраменко Ю.Ю. и Старых О.В. Социальная проблема, которую мы решали вместе с детьми состояла в следующем. В школе был накоплен большой этнографический материал (он лежал в кладовой, костюмерной, шкафах мертвым капиталом), а лишнего учебного кабинета не было. В течение года мы вместе с детьми работали над проблемой: использовали накопленный материал на праздниках, уроках, внеклассной работе. Наши макеты народных костюмов выставлялись в краеведческом музее, использовались другими школами. Исследовательские работы детей по этнографии родного края стали победителями городских, областных и всероссийских конкурсов. В итоге мы убедили администрацию школы в важности и востребованности нашей работы, и у нас появился учебный кабинет-музей, в котором раньше размещался медиацентр.
Для организации такого кабинета мы познакомились с работой Мценского краеведческого музея, художественной галереи и других музеев города. Группа правоведов из числа школьников изучила нормативно-правовую базу организации музеев и разработала весь пакет документации. Группа оформителей совместно с консультантами-учителями технологии и изобразительного искусства провела косметический ремонт кабинета, подготовила макеты крестьянской печи, деревянной кладки стены избы, глиняной посуды. Также был разработан дизайн экспозиций музея. Группа программистов создала и разместила в сети Интернет сайт музея.
Наш музей существует и по сей день. Он насчитывает более 100 экспонатов в основном фонде и примерно столько же в научно-вспомогательном: это предметы народного быта, крестьянские костюмы, рушники. Совместно с учителем Старых О.В. мною была разработана программа дополнительного образования «Наследие», которая стала призером областного этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2011 г. В нашей школе стали традиционными «Недели народной культуры», Праздник «Починки», которые проводятся на базе нашего музея. Интересно проходят интернет-конкурсы красоты «Зимняя красавица», «Весенняя красавица». Продолжается исследовательская деятельность по этнографии Орловской области. В феврале 2016 года наши дети представили свои работы на студенческой региональной научно-практической конференции «Студент, знания, творчество, карьера».
Не менее интересным для ребят оказался социальный проект «Сила духа русского народа в годы Великой Отечественной войны». Он долгосрочный, мы работаем над ним в течение 2015-2016 учебного года. Первоначально проект появился как исследовательский. Мы изучали историю родного края: памятник железнодорожникам, которое переросло в изучение истории бронепоездов в годы Великой Отечественной войны. А потом началось самое интересное: мы выяснили, что на территории Мценска в боях принимали участие два бронепоезда «Кузьма Минин» и «Коломенский рабочий» и сведения по этим поездам противоречивые. Дети нашли много исторических неточностей и противоречий. У нас завязалось сотрудничество с краеведческим музеем в лице фондохранителя Илюшиной И.М., директором Детского центра дополнительного образования Мценского района Сретенским С.Ю. и работниками коломенского краеведческого музея. Мы выяснили, что в г.Коломна в музее есть диарама «Битва под Мценском», что еще живы бойцы, которые защищали наш город, что недалеко от места битвы есть могила, где захоронены воины с бронепоезда «Коломенский рабочий». Появилась социальная проблема, которую мы хотим решить: во-первых, поздравить ветеранов, воевавших на бронепоезде с праздником Победы эксклюзивной открыткой, а во-вторых, привести в порядок братское захоронение. На сегодняшний день социальный проект находится в стадии завершения. Группа исследователей закончила работу по оформлению документации. Результаты были представлены на студенческой региональной научно-практической конференции «Студент, знания, творчество, карьера». Группа дизайнеров разработала макет поздравительной открытки, на конец апреля запланирована экспедиция на братское захоронение в районе станции Бастыево.
Не менее важным для нашей школы стало создание «Службы доброй помощи». Мы решаем серьезную социальную проблему: учимся делать добрые дела. Наша служба доброй помощи состоит из нескольких групп. Группа «Первопроходцев» объединила более опытных и взрослых ребят. Они уже могут оценить ситуацию: какая человеку нужна помощь, умеют не только слушать, но и слышать, разбираются в бытовых вопросах. Есть группа, которая отвечает за связь с общественностью (пишет газетные статьи, организовывает флешмобы, администрирует страничку в социальной сети ВКонтакте), а также консультирует по вопросам профилактики инфекционных болезней. «Группа» правоведов разрабатывает направление защиты прав ребенка.
У нас есть первые результаты работы «Службы доброй помощи». Например, в феврале прошел общешкольный флешмоб «День добрых сердец» и мы вместе собрали небольшую сумму на лечение онкобольного ребенка.
Девочка из младшей школы оказалась в тяжелой ситуации: ее мама вследствие болезни уже несколько месяцев находится в реанимации. Мы взяли под контроль эту ситуацию: помогаем с домашней работой, сделали поздравительная открытку к празднику.
Сюрпризом для учителей с именем Татьяна стало поздравление на их именины 25 января. Думаю, что вызвать улыбку у человека – это доброе дело.
Этот социальный проект на сегодняшний день не закончен. Подведение итогов года планируется на первую неделю мая. Хочется верить, что «Служба доброй помощи» будет работать в нашей школе постоянно.
Подводя итог, хочу сказать, что главная задача, которую мы ставим – включить ребенка в общественно значимую деятельность, сначала на уровне образовательного учреждения, а потом и города, округа. Формы и виды этой деятельности могут быть разными, с учетом желаний и возможностей школьника. Создание такой системы – дело не одного года. Но мы должны к этому, безусловно, стремиться. И предпосылки к этому, конечно, есть. Как отмечалось ранее, 19% учащихся нашей школы нуждаются в социальной поддержке. И для того, чтоб они не увлеклись плохим, их надо увлечь хорошим.
Литература:
Рыбина О.В. Проектная деятельность учащихся в современной школе.
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям.
Падикова М. В. Проектная деятельность в школе. http://festival.1september.ru